Р Е Ш Е Н И Е Д-2/16-2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Гороховец 27 января 2011 года Гороховецкий районный суд Владимирской области в составе : председательствующего судьи Кротовой В.А. при секретаре Ребриевой О.В. с участием истца Арефьевой Т.И. представителя третьего лица Ганявиной А.Н. представителей ответчика Цырановой Т.Н., Мухрыгиной Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арефьевой Т.И. к Управлению пенсионного Фонда РФ ( Государственное учреждение) в Гороховецком районе о включении в специальный стаж периодов работы и назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью У С Т А Н О В И Л : Арефьева Т.И. обратилась в Гороховецкий районный суд с исковым заявлением, просит суд обязать ответчика включить ей в специальный стаж педагогической деятельности периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Центре социальной помощи семье и детям и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.4-6). В обоснование исковых требований Арефьева Т.И. пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГ была принята воспитателем в порядке перевода в социальный приют для детей и подростков <адрес>, где работает до настоящего времени, занимается педагогической деятельностью. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. На момент обращения специальный стаж педагогической деятельности с учетом спорных периодов составлял более 25 лет. Однако, решением от 18 августа 2010 года № 284 ответчик отказал ей в назначении пенсии, мотивируя тем, что специальный стаж педагогической деятельности составляет 23 года 1 мес. Ответчик исключил из специального стажа педагогической деятельности спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что учреждение Центр социальной помощи семье и детям не поименовано в Списке. Она не согласна с этим, так как начиная с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента принятия ее на работу, она работает в одном и том же учреждении, в одной и той же должности, выполняет одни и те же обязанности воспитателя. То, что производилось переименование учреждения, не должно нарушать ее прав на назначение пенсии. Просит суд удовлетворить ее исковые требования. Представитель третьего лица на стороне истца Ганявина А.Н. считает, что исковые требования Арефьевой Т.И. подлежат удовлетворению. По мнению представителя третьего лица, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в том числе и в спорные периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Арефьева Т.И. работала в одном и том же учреждении, в одной и той же должности, выполняла одни и те же обязанности воспитателя. При создании учреждения ДД.ММ.ГГГГ учреждение именовалось как социальный приют для детей, затем неоднократно производилось переименование учреждения. В спорный период работы истца учреждение именовалось Центр социальной помощи семье и детям. Однако, хотя учреждение и переименовывалось, в нем всегда находятся только несовершеннолетние дети, истец занимается педагогической деятельностью. Само по себе переименование учреждения в спорные периоды работы истца в Центр социальной помощи семье и детям не может служить основанием для отказа в назначении пенсии, поскольку истец работала в государственном учреждении воспитателем, занималась педагогической деятельностью. Представители ответчика, Цыранова Т.Н., Мухрыгина Н.Г. просят суд отказать Арефьевой Т.И. в удовлетворении исковых требований, пояснив суду, что на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на момент обращения с заявлением, стаж педагогической работы у нее составлял 23 года 1 мес. Оспариваемые периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью, поскольку учреждение Центр социальной помощи семье и детям не поименовано Списком. В связи с этим решением от 18 августа 2010 года № 284 Арефьевой Т.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 25- летнего специального стажа педагогической деятельности. Выслушав доводы сторон, представителя третьего лица, заслушав свидетеля, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Арефьевой Т.И. подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии ст. 19,39 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, происхождения, … а также других обстоятельств. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, …и в иных случаях, установленных законом. Статья 55 п.5 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 / с последующими изменениями/ гласит, что педагогические работники пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста. В соответствии п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173 –ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ, в т.ч. лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 ст.27 вышеуказанного закона разъяснено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений/организаций/, с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с п. п.1 ст.27 названного Закона, Правила исчисления периодов работы ( деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие Списки утверждены Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года. Названным Списком предусмотрено, что должность воспитателя дает право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, указан Перечень учреждений. В п.1.13 данного Перечня указано наименование учреждений социального обслуживания, работа в которых засчитывается в специальный стаж педагогической деятельности: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих работу в особых условиях, льготных оснований приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» гласит, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( пункт1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 ст.28 названного закона) периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде ( типе) учреждения( организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам ( должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании ( характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Суд не может согласиться с доводами представителей ответчика об исключении спорных периодов из специального стажа истца по следующим основаниям: В соответствии ст.17 ФЗ от 10.12. 1995 года № 195-ФЗ» Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» учреждениями социального обслуживания являются комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков,… иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. Согласно ст.25 названного закона работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ для педагогических кадров образовательных учреждений для детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно- воспитательных учреждений для несовершеннолетних. Постановлением Правительства РФ от 13.9.1996 года № 1092, действовавшего на момент работы истца в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ года, на работников специализированных учреждений ( социально- реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей и других) распространяются условия оплаты труда, продолжительность рабочего времени, ежегодных отпусков, а также льготы, установленные для аналогичных категорий работников образовательных учреждений для детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, о чем сообщено письмом Управления социальной защиты населения Администрации Владимирской области от 19.11.1996 года № 01-433 директору Гороховецкого учреждения ( л.д.74). В соответствии ст.12 п.2 ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к учреждениям социального обслуживания относятся Центры социальной помощи семье и детям и другие центры, которые были созданы на региональном уровне. Утверждены «Методические рекомендации по организации деятельности государственного ( муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям»( в редакции Постановления Минтруда РФ от 26.03.2001 года № 28, приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2008 года № 665): Национальными стандартами Российской Федерации, утвержденными приказом Федерального Агенства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 года № 535-ст, разработанными на основании вышеуказанных федеральных законов, в п.4.3.7 «Классификация учреждений социального обслуживания» указан Центр социальной помощи семье и детям. Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.41), записи № в трудовой книжке Арефьева Т.И. принята на работу воспитателем в порядке перевода в социальный приют для детей и подростков <адрес> ( л.д.43). В записи № трудовой книжки указывается, что социальный приют для детей и подростков реорганизован в Центр социальной помощи семье и детям на основании Постановления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно записи № от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке истца она переведена на должность воспитателя с оплатой труда по 12 разряду. В записи в трудовой книжке истца, сделанной ДД.ММ.ГГГГ, указано, что Центр социальной помощи семье и детям переименован в муниципальное учреждение Социально- реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Семья» ( л.д.44). Постановлением Главы администрации Гороховецкого района № 322 от 9.9.1994 года создан социальный приют для детей ( л.д. 11.) Согласно п. 1.1 Положения о социальном приюте для детей и подростков ( л.д.13-18) утвержденного постановлением Главы администрации Гороховецкого района № 452 от 6.12.1994 года ( л.д.12), социальный приют для детей и подростков является учебно- воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения, которое оказывает на территории района социальную помощь безнадзорным несовершеннолетним и осуществляет комплекс мер по их социальной реабилитации. В соответствии п.1.18 Положения образовательная работа с временно проживающими в приюте организуется в соответствии с законом РФ «Об образовании» и с учетом времени пребывания несовершеннолетних в учреждении, формы и степени его дезаптации, уровня учебной подготовки. При необходимости решения о форме получения образования несовершеннолетними принимается по согласованию с соответствующей медико- педагогической комиссией. На основании п.2.2 Устава основной целью создания приюта является в т.ч. предоставление подросткам на время пребывания в приюте возможности посещать учебное заведение или обучаться по индивидуальной программе, оказание психологической и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращения ребенка к родителям или лицам, их заменяющих, устройству детей сирот-, детей, оставшихся без попечения родителей ( л.д.13-18). Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ №« Социальный приют для детей и подростков» реорганизован с ДД.ММ.ГГГГ в «Центр социальной помощи семье и детям», затем ДД.ММ.ГГГГ переименован в муниципальное учреждение социального обслуживания «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья», с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Областное государственное учреждение социального обслуживания «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» ( сокращенно ОГУСО СРЦН «Семья»), с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Областное государственное учреждение социального обслуживания «Гороховецкий социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» ( л.д.47). Данные обстоятельства подтверждаются приказами Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, от ДД.ММ.ГГГГ №, Уставом учреждения ( л.д.48-53), Положением об учреждении после проведенного переименования ( л.д.27-33), изменениями, вносимыми в Устав ( л.д.36-40) Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ создан Центр социальной помощи детям и семье, произведена реорганизация социального приюта для детей и подростков, он включен как структурное подразделение в состав Центра социальной помощи семье и детям с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.19). Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ( л.д.72) зарегистрировано Положение о Центре социальной помощи семье и детям ( л.д.21-26), выдано свидетельство о государственной регистрации №, в котором указаны основные виды деятельности Центра ( л.д. 20). Согласно п.1.1 Положения Центр социальной помощи семье и детям является муниципальным учреждением, предназначенным для комплексного обслуживания на территории района семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке путем оказания им своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов: социально- экономической, психолого- социальной, социально- педагогической, медико- социальной, социально- реабилитационной, медико- социальной и иной ( л.д.21-26). В соответствии п. 1.2 Положения о муниципальном учреждении «Социально- реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Семья», основными задачами Центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В названном Центре созданы структурные подразделения : отделение медико- социальной реабилитации, социальный приют для детей и подростков, отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ( л.д.27-33). Согласно должностной Инструкции воспитателя, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, в должностные обязанности воспитателя Центра социальной помощи семьи и детям входят вопросы, в т.ч. планирования и организации жизнедеятельности воспитанников и осуществлении их воспитания, использования разнообразных приемов, методов и средств обучения, на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирование и проведения с воспитанниками коррекционно- развивающей работы ( с группой или индивидуально). Воспитатель должен знать: Конституцию РФ, Указы Президента РФ, Законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, педагогику, психологию, теорию и методику воспитательной работы. С данной инструкцией ознакомлена в т.ч. и Арефьева Т.И.( л.д.75-77). Аналогичные обязанности согласно должностной Инструкции распространялись и на воспитателя ОГУСО СРЦН «Семья», с которой ознакомлены Арефьева Т.И. ( л.д.79) Ответчиком включен в специальный стаж истца период ее работы воспитателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Социальном приюте для детей и подростков, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 12.02..2006 года в должности воспитателя в Муниципальном учреждении Социально- реабилитационный Центр для несовершеннолетних « Семья», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в областном государственном учреждении социального обслуживания «Гороховецкий социально –реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности социального педагога в структурном отделении «социальный приют для детей и подростков » в областном государственном учреждении социального обслуживания «Гороховецкий социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних «Семья» ( данные учреждения предусмотрены Списком) и не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Центре социальной помощи семье и детям. Однако, в спорный период истец работала воспитателем в учреждении, которое неоднократно переименовывалось, при переименовании учреждения воспитатель выполнял одни и те же функции. Кроме того, п.1.13 Списка имеет наименование «Учреждения социального обслуживания», и далее идет их перечень. Одним из учреждений указан «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Учреждение, где работала истец в спорное время, именовалось « Центр социальной помощи семье и детям». Однако, это обстоятельство не может служить основанием для отказа Арефьевой Т.И. по включению в специальный стаж спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку она работала воспитателем, занималась педагогической деятельностью. Определением Верховного Суда РФ от 15 декабря 2006 года по делу № 81-В06-33 сделан вывод о том, что поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности истца в указанной должности, спорный период работы подлежит включению в специальный стаж. Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписание статей 19 ( части1 и 2),39 ( части 1 и 2) и 55 ( части 2 и 3) Конституции РФ. Свидетель ФИО6 пояснила суду, что первоначально, муниципальное учреждение, в котором работала истец воспитателем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, называлось Социальный приют для детей и подростков, затем Центр социальной помощи семье и детям, затем «Социально- реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Семья». Такое переименование было в связи с тем, что в муниципальном учреждении появлялись новые отделения, деятельность его расширялась. Однако, сущность данного учреждения не изменилась - учреждение является учебно- воспитательным учреждением государственной системы социального обеспечения социальной защиты населения, которое оказывает на территории района социальную помощь безнадзорным несовершеннолетним и осуществляет комплекс мер по их социальной реабилитации. Она, ФИО6, с 4.10. 1994 года работала директором социального приюта, с ДД.ММ.ГГГГ директором Центра социальной помощи семье и детям, с ДД.ММ.ГГГГ директором Социально- реабилитационного Центра для несовершеннолетних «Семья». Арефьева Т.И. работала воспитателем в этих учреждениях, выполняла свои обязанности согласно должностной Инструкции и переименование данного учреждения не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности истца в указанной должности. С учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 213-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ введено новое положение о том, что характер работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, показаниями свидетелей не подтверждается. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. ( ст.60 ГПК РФ). По мнению суда показания свидетеля ФИО6 не являются показаниями, подтверждающими характер работы истца в оспариваемые ею периоды, показания данного свидетеля комментируют имеющиеся в материалах дела письменные доказательства по делу в отношении учреждения, его переименований, должностных инструкций воспитателя учреждения. Оспариваемые периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляют 1 год 11 мес. 26 дней. Представителем ответчика не оспаривается специальный стаж 23 года 1 мес. В сумме с оспариваемыми периодами специальный стаж педагогической деятельности Арефьевой Т.И. на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на дату обращения с заявлением к ответчику, составил 25 лет 26 дней ( 23 года 1 мес. + 1 год11 мес. 26 дней= 25 лет 26 дней.) По мнению суда, иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права истца на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания частей 1 и 2 статьи 19, частей 12 и 2 статьи 39 и части 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей истец просит оставить за собой. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Удовлетворить исковые требования Арефьевой Т.И.. Обязать Управление пенсионного Фонда Российской Федерации ( Государственное учреждение) в <адрес> включить Арефьевой Т.И. в специальный стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 1 год 11 месяцев 26 дней, в должности воспитателя в в Центре социальной помощи семье и детям. Обязать Управление пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в <адрес> назначить Арефьевой Т.И. пенсию по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гороховецкий райсуд в течении 10 дней. Судья : В.А.Кротова Решение изготовлено 31 января 2011 года. Судья : В.А.Кротова