ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Гороховец 21февраля 2011 года Гороховецкий районный суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Павловой Н. Л., при секретаре Лисиной О. П., с участием прокурора Новиковой С. Э., представителя заявителя Посталакия А.С., представителя заинтересованного лица Мягкова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению избирательного объединения «Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района № 90 от 03 февраля 2011 года, УСТАНОВИЛ: Решением Совета народных депутатов Гороховецкого района Владимирской области от 21 декабря 2010 года назначены выборы депутатов Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва на 13 марта 2011 года (л.д. 52). Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области № 32 от 13.02.2003 года возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Гороховецкий район на Территориальную избирательную комиссию Гороховецкого района (л.д. 53). Постановлением Территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района от 03 февраля 2011 года № 90 отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва, выдвинутого Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу» (л.д. 40-41). 15 февраля 2011 года в Гороховецкий районный суд поступило заявление избирательного объединения Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района от 03 февраля 2011 года № 90 (л.д. 7-11). В обоснование заявления представитель заявителя Посталакий А. С. (л.д.20) пояснил суду, что постановлением № 90 от 03.02.2011г. Территориальная избирательная комиссия Гороховецкого района отказала заявителю в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва по единому избирательному округу на основании подпункта «б» пункта 23.2 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области. Поводом для отказа Территориальной избирательной комиссией в регистрации списка кандидатов в депутаты послужило непредставление избирательным объединением в установленный законом срок до 18 часов 26.01.2011года документов, необходимых для регистрации списка кандидатов, а именно: отсутствие первого финансового отчёта. Просит суд отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района от 03 февраля 2011 года № 90 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва, выдвинутого Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу и обязать Территориальную избирательную комиссию Гороховецкого района зарегистрировать список кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва, выдвинутого Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу. Указанные требования представитель заявителя мотивировал своевременным представлением в Территориальную избирательную комиссию уполномоченным представителем избирательного объединения ВРОПП «КПРФ» необходимых для заверения списка кандидатов в депутаты документов, затягиванием председателем Территориальной избирательной комиссии процесса приёма документов, затягиванием представителями избирательной комиссии процесса заверения списка кандидатов в депутаты. Документы для заверения списка кандидатов в депутаты были сданы уполномоченным представителем ВРОПП «КПРФ» в установленный законом срок - 26.01.2011г. в 15 часов. В тот же день в 16 часов 35 минут представленные документы были приняты Территориальной избирательной комиссией. Однако список кандидатов в депутаты от ВРОПП «КПРФ» был заверен избирательной комиссией только 28.01.2011г., после чего 28.01.2011г. избирательная комиссия выдала избирательному объединению разрешение на открытие специального избирательного счёта. В связи с чем избирательное объединение не имело возможности открыть специальный избирательный счёт, уведомить об этом комиссию и сдать первый финансовый отчёт ранее 28.01.2011года. Избирательная же комиссия имела возможность выдать избирательному объединению разрешение на открытие счёта до 18 часов 26 января 2011 года. Первый финансовый отчёт был представлен в избирательную комиссию 28.01.2011года в 15 часов 30 минут, то есть на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации списка кандидатов в депутаты от ВРОПП «КПРФ», документы, необходимые для регистрации списка кандидатов - первый финансовый отчёт и уведомление об открытии счёта избирательным объединением в избирательную комиссию были представлены. Поскольку разрешение на открытие специального избирательного счёта было выдано избирательной комиссией избирательному объединению по истечении 45 дней до дня выборов, в отсутствии на 18 часов 26 января 2011 года - за 45 дней до дня выборов первого финансового отчёта ВРОПП «КПРФ» имеется вина Территориальной избирательной комиссии, которая поставила избирательное объединение в неравное положение по сравнению с другими избирательными объединениями, тем самым нарушив права избирательного объединения. Председатель Территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района Мягков С.М. пояснил суду, что 26.01.2011г в 16 часов 35 минут в соответствии с пунктами 2, 3 ст. 28, пунктами 14, 17 ст. 30 Закона Владимирской области от 13.02.2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» избирательное объединение ВРОПП «КПРФ» представило в Территориальную избирательную комиссию документы, необходимые для выдвижения списка кандидатов в депутаты по единому избирательному округу на выборах депутатов Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва. В соответствии с п. 14 ст. 30 Избирательного кодекса Владимирской области избирательная комиссия в течение 3-х дней со дня приёма документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Поскольку в день сдачи документов 26.01.2011г. он не смог собрать необходимое количество членов избирательной комиссии для обеспечения кворума по принятию решения о заверении списка кандидатов в депутаты от КПРФ, в соответствии с п. 14 ст. 30 Избирательного кодекса Владимирской области в установленный 3-х дневный срок - 28.01.2011г. избирательная комиссия приняла решение о заверении списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединение ВРОПП «КПРФ» и в тот же день - 28.01.2011г. избирательному объединению было выдано разрешение на открытие специального избирательного счёта. Избирательным объединением первый финансовый отчёт был представлен в избирательную комиссию - 28.01.2011г. Таким образом, в установленный Законом срок - до 18 часов 26.01.2011г. избирательным объединением в Территориальную избирательную комиссию не были представлены документы, необходимые в соответствии с п. 1 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области, что является самостоятельным основанием для отказа в регистрации списка кандидатов. В соответствии с избирательным законодательством срок представления документов для регистрации списка кандидатов в избирательную комиссию продлению или восстановлению не подлежит, в связи с чем 03.02.2011г. на основании пп. «б» п. 23.2 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области было принято постановление об отказе ВРОПП «КПРФ» в регистрации списка кандидатов. 10.02.2011г. Избирательной комиссией Владимирской области постановлением № 48 заявление уполномоченного представителя ВРОПП «КПРФ» Посталакия А. С. об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии от 03.02.2011г. № 90 оставлено без удовлетворения. Просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявления. Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Владимирской области, будучи надлежаще уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки в суд не сообщил. Руководствуясь п. 1 ст. 260.1 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Прокурор Новикова С. Э. дала заключение, что заявление подлежит удовлетворению. Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, суд находит требования Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пунктами 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения, действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно п. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона № 131-ФЗ от 08.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В соответствии со ст. 23 названного закона муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, назначаются представительным органом местного самоуправления. Согласно преамбуле к Федеральному закону от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. Данные нормы Российского права полностью согласуются с нормами международного права - статьёй 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, предусматривающей право граждан без необоснованных ограничений голосовать и быть избранными на подлинных периодических выборах, производимых на основании всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей, а также на общее правило основания ответственности при неисполнении обязательств. На основании ст.5, 36 ФЗ № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации, политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. В соответствии с п. 3 ст. 20, пп. «в» п. 10 ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», п. 6 ст. 12 Закона Владимирской области от 13.02.2003г. № 10-ОЗ (с последующими изменениями) «Избирательный кодекс Владимирской области» избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов, реализацию связанных с этим мероприятий. Из пункта 1 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области следует, что все документы для регистрации кандидата, списка кандидатов, в том числе первый финансовый отчёт, предоставляются кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения в ответствующую избирательную комиссию одновременно не позднее, чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов. Таким образом, избирательное объединение было обязано представить в Территориальную избирательную комиссию все необходимые документы для регистрации списка кандидатов от ВРОПП «КПРФ», в том числе первый финансовый отчёт, 26.01.2011г. до 18 часов. В соответствии с пп «б» п. 25 ст. 38 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» основанием отказа в регистрации списка кандидатов является, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным Законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов. Аналогичное основание для отказа в регистрации списка кандидатов содержится в пп. «б» п. 23.2 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области, на основании которого 03.02.2011г. постановлением Территориальной избирательной комиссии было отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыв, выдвинутого Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу по причине непредставления в установленный срок - до 18 часов 26.01.2011г. первого финансового отчёта (л.д. 40 -41). Оспариваемое постановление Территориальной избирательной комиссии от 03.02.2011г. № 90 противоречит требованиям избирательного законодательства. Как следует из материалов дела, 26.01.2011г. в 16 часов 35 минут Территориальная избирательная комиссия приняла от избирательного объединения документы для заверения списка кандидатов в депутаты (л.д.43). Таким образом, необходимые для заверения списка кандидатов документы были представлены избирательным объединением в избирательную комиссию в установленный законом срок - 26.01.2011г. до 18 часов. Однако соответствующее решение о заверении списка кандидатов в депутаты от ВРОПП «КПРФ» было принято избирательной комиссией только 28.01.2011г. (л.д. 31), после чего 28.01.2011г. избирательная комиссия своим постановлением № 57 разрешила ВРОПП «КПРФ» открыть специальный избирательный счёт в отделении Сбербанка России (л.д. 32). Таким образом, избирательная комиссия выдала избирательному объединению разрешение на открытие специального избирательного счёта по истечение 45 дней до дня выборов, в связи с чем избирательное объединение по независящим от него обстоятельствам не имело возможности предоставить в избирательную комиссию первый финансовый отчёт в установленный законом срок - 26.01.2011г. до 18 часов. В свою очередь, избирательная комиссия имела возможность выдать избирательному объединению разрешение на открытие специального избирательного счёта 26.01.2011г. до 18 часов. Доводы председателя Территориальной избирательной комиссии о том, что он не смог собрать 26.01.2011г. до 18 часов кворум для решения членами избирательной комиссии вопроса о заверении списка кандидатов от ВРОПП «КПРФ» в связи с чем 26.01.2011г. до 18 часов избирательная комиссия не могла дать разрешение избирательному объединению на открытие специального избирательного счёта суд находит несостоятельными, поскольку это противоречит п. 3 ст. 20, пп. «в» п. 10 ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. 6 ст. 12 Избирательного кодекса Владимирской области. При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что избирательной комиссией не были приняты все необходимые меры, которые бы обеспечивали реализацию и защиту избирательных прав граждан. До дачи 28.01.2011г. разрешения избирательной комиссией избирательному объединению об открытии специального избирательного счёта избирательное объединение не имело возможности открыть в отделении Сбербанка специальный избирательный счёт и, соответственно, представить в избирательную комиссию первый финансовый отчёт. Указанный вывод суда подтверждается судебной практикой - Определением Верховного Суда РФ от 13.10.2005г. № 57-Г05-13, Определением Верховного Суда РФ от 21.03.2005г. № 38-Г05-2. Ссылку председателя территориальной избирательной комиссии в обоснование своей позиции по делу на Определения Верховного суда РФ от 30.11.2007г. № 61-Г07-5 и от 24.11.2006г. № 44-Г06-28 суд считает несостоятельной, поскольку указанные Определения приняты Верховным Судом РФ по делам с иными фактическими обстоятельствами. Поскольку избирательному объединению разрешение на открытие специального избирательного счёта было выдано избирательной комиссией только 28.01.2011г., то открыть специальный избирательный счёт и предоставить в избирательную комиссию первый финансовый отчёт ранее 28.01.2011г. избирательное объединении не имело возможности. При этом судом установлено, что избирательная комиссия имела реальную возможность выдать избирательному объединению разрешение на открытие избирательного счёта 26.01.2011г. Давая разрешение избирательному объединению на открытие специального избирательного счёта 28.01.2011г. избирательная комиссия заведомо знала, что это повлечет однозначный отказ в регистрации списка кандидатов от ВРОПП «КПРФ». Иных оснований, которые могли бы в силу закона послужить поводом для отказа в регистрации списка кандидатов от избирательного объединения, комиссией не выявлено и судом не установлено. Суд считает, что в невыдаче избирательному объединению разрешения на открытие специального избирательного счёта в установленный законом срок 26.01.2011г. до 18 часов имеется вина Территориальной избирательной комиссии, что лишило избирательное объединение права в установленный срок 26.01.2011г до 18 часов сдать первый финансовый отчёт и повлекло отказ в регистрации списка кандидатов в депутаты от ВРОПП «КПРФ». При таких обстоятельствах отказ в регистрации списка кандидатов от ВРОПП «КПРФ» для участия в выборах нарушает не только права партии, но и активные избирательные права большого круга проживающих в районе граждан, то есть нарушено право на свободные выборы. В соответствии с п.1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. На основании п.1 ст.74 Избирательного кодекса Владимирской области решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. В соответствии с п. 6 ст.75 Избирательного кодекса Владимирской области решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 74 настоящего кодекса, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов, которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 23.1-23.2 статьи 33 настоящего Кодекса, иных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, может быть отменено судом. Оценивая в совокупности исследованные обстоятельства и применяя приведенные нормы права, суд приходит к выводу об отмене оспариваемого постановления Территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района № 90 от 03.02.2011 года, поскольку отказ в регистрации является крайней мерой государственно-правовой ответственности, так как связан с ограничением избирательных прав и должен осуществляться на основе вытекающего из части 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации принципа соразмерности. В соответствии п.2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. Суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято Территориальной избирательной комиссией без соблюдения требований п. 3 ст. 20, пп. «в» п. 10 ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 6 ст. 12 Избирательного кодекса Владимирской области, а потому требования заявителя о его отмене подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.194,198, 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление избирательного объединения «Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» удовлетворить. Отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района от 03 февраля 2011 года № 90 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва, выдвинутого Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу. Обязать Территориальную избирательную комиссию Гороховецкого района зарегистрировать список кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва, выдвинутого Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гороховецкий районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения. Судья: Павлова Н. Л. Решение изготовлено: 24.02.2011г. Копия верна, судья: Павлова Н. Л.