об обязании разработать и утвердить в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности план обеспечения безопасности транспортных средств



Дело № 2-105/11                                                                                            

                                                       Р Е Ш Е Н И Е                        

                                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гороховец                                                                                       28 апреля 2011 года

              

        Гороховецкий районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи                              Кротовой В.А.,

при секретаре                                                          Ребриевой О.В.

с участием прокуроров                                         Новиковой С.Э., Звездкиной К.В.

представителя ответчика                                       Завьялова А.А.

        рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Гороховецкого района в интересах неопределенного круга лиц - жителей Гороховецкого района к ОАО «Гороховецкое АТП» об обязании обеспечить проведение оценки уязвимости и утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства в установленный законом срок

                                                   У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Гороховецкого района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц - жителей Гороховецкого района к ОАО «Гороховецкое АТП», просит суд обязать ответчика в срок до 1 апреля 2011 года разработать и утвердить в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности план обеспечения безопасности транспортных средств ( л.д.3-5).

        В последующем прокурор уточнил исковые требования, просит суд обязать ОАО «Гороховецкое АТП» обеспечить проведение оценки уязвимости и утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства в установленный законом срок ( л.д.82).

       В обоснование заявления Новикова С.Э., Звездкина К.В. пояснили суду, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требования Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в части проведения оценки уязвимости, категорирования объектов транспортной инфраструктуры, а также разработки планов обеспечения транспортной инфраструктуры, в ходе которой установлено следующее. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» регулирует взаимоотношения, связанные с соблюдением транспортной безопасности и нормативно закрепляет транспортную безопасность в качестве одного из видов государственной (национальной) безопасности.В соответствии со ст. 1 Закона субъекты транспортной инфраструктуры -юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств или использующие их на ином законном основании обязаны в установленном ст. 5 Закона порядке проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, позволяющую определить степень защищенности объектов транспортной инфраструктуры от угрозсовершения актов незаконного вмешательства. Уязвимость предполагает наличие слабости в системе защиты, которая делает возможной реализацию угрозы. Оценка уязвимости способствует определению значимости и ценности объекта, формированию перечня угроз, оценке их реальности и вероятности, определению конкретных ресурсов, которые подвергаются угрозе, а также разработке и реализации мер по устранению угроз транспортной безопасности на конкретном объекте. Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87 утвержден порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств. При оценке уязвимости группы идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам транспортных средств, находящихся в собственности одного юридического, физического лица или использующихся им на ином законном основании, по его ходатайству результаты оценки уязвимости одного транспортного средства распространяются на всю группу. Перечень транспортных средств представляется субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган перед проведением оценки уязвимости транспортного средства. В настоящее время таким органом является Ространснадзор России. В соответствии со ст. 9 Закона субъекты транспортной инфраструктуры на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 утвержден                                

Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, который вступил в силу 07.04.2010.Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Проверкой установлено, что основным видом деятельности ОАО «Гороховецкое АТП» является предоставление услуг пассажироперевозок (автобусные маршруты). У ответчика имеется 12 транспортных средств - автобусы марки ПАЗ-4234 ( 2 единицы), ПАЗ-3205-( 2 единицы)ПАЗ-320540 ( 1 единица),ПАЗ-32050Р( 1 единица),НАЗ-322132( 1 единица)ЛИАЗ 5256 ( 1 единица) БОГДАН А-0921 ( 1 единица), МАРЗ 42191 ( 1 единица), автобусы 5277-01 ( 2 единицы). В нарушение требований названного законодательства и Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011г. № 42, ответчиком оценка уязвимости транспортных средств непроизведена, что не позволяет достоверно определить состояние защищенности транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Бездействие ответчика в указанной сфере нарушает права граждан - жителей Гороховецкого района на безопасность жизни и здоровья, нарушает интересы общества и государства в части наличия возможности для возникновения различных угроз, в том числе террористической направленности, а также не обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса. Порядок и сроки проведения оценки уязвимости транспортных средств установлены в силу прямого указания закона приведённым выше законодательством (п. 5.7. Требований, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011г. № 42). На основании результатов оценки уязвимости субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить в компетентном органе план обеспечения транспортной безопасности, после чего реализовать его в сроки, установленные п. 5.8 Требований, утверждённых Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011г. № 42.

        Представитель ответчика Завьялов А.А. в судебном заседании 28 марта 2011 года исковые требования прокурора не признал, представил суду письменные возражения по иску ( л.д.71-75). По его мнению, оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в настоящее время произвести невозможно. До настоящего времени Федеральным дорожным агенством не проводилось категорирование объектов транспортной инфраструктуры. Отсутствуют методики категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, а также отсутствуют аккредитованные организации, способные проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. В судебное заседание 28 апреля 2011 года представитель ответчика не явился, судом надлежаще уведомлен ( л.д.80), возражений на уточненные исковые требования прокурора суду не представил ( л.д.82).

        Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Гороховецкому району в судебное заседание не явился без уважительной причины, судом надлежаще уведомлены ( л.д.81).

        Выслушав доводы Новиковой С.Э., Звездкиной К.В., представителя ответчика Завьялова А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

        На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 85 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

      Прокуратурой Гороховецкого района проведена проверка исполнения требования Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в части проведения оценки уязвимости, категорирования объектов транспортной инфраструктуры, а также разработки планов обеспечения транспортной инфраструктуры, что не оспаривается представителем ответчика.

     Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон) регулирует взаимоотношения, связанные с соблюдением транспортной безопасности и нормативно закрепляет транспортную безопасность в качестве одного из видов государственной (национальной) безопасности. В соответствии со ст. 1 Закона субъекты транспортной инфраструктуры -юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Транспортные средства - подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами. Статьей 5 Закона установлен порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Оценка уязвимости объекта - это определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства. Уязвимость предполагает наличие слабости в системе защиты, которая делает возможной реализацию угрозы. Оценка уязвимости способствует определению значимости и ценности объекта, формированию перечня угроз, оценке их реальности и вероятности, определению конкретных ресурсов, которые подвергаются угрозе, а также разработке и реализации мер по устранению угроз транспортной безопасности на конкретном объекте.

       Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87 утвержден порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, целью которой является определение степени защищенности транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. При оценке уязвимости группы идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам транспортных средств, находящихся в собственности одного юридического (физического) лица или использующихся им на ином законном основании, по его ходатайству результаты оценки уязвимости одного транспортного средства распространяются на всю группу. Перечень транспортных средств представляется субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган перед проведением оценки уязвимости транспортного средства. В настоящее время таким органом является Ространснадзор России.

        В соответствии со ст. 9 вышеназванного Закона субъекты транспортной инфраструктуры на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.

      Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов, транспортной инфраструктуры и транспортных средств, который вступил в силу 07.04.2010. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 2 ст. 9 Закона).

        Приказом № 42 от 8 февраля 2011 года Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Согласно п.4 названных Требований они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и ( или) физических лиц, находящихся на ОТИ и ( или) ТС. В соответствии п.5.7 указанный Требований необходима разработка и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течении шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.

        На основании ст.6 п. 2 Устава ОАО «Гороховецкое АТП» основными видами деятельности Общества являются в т.ч. организация и осуществление перевозок пассажиров автобусами маршрутным и легковым транспортом в городе, поселках и других населенных пунктах района, а также между городами, районами и промышленными центрами ( л.д.22).

         Ответчик имеет лицензию за регистрационным номером № АСС-33-012512 от 20.03.2007 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек ( л.д.6).

          Отделом жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Гороховецкого района 12 января 2011 года заключен с ответчиком муниципальный контракта № 0140-2010-03 по оказанию услуг по перевозке пассажиров автотранспортом общего пользования на пригородных маршрутах Гороховецкого района Владимирской области ( л.д.7-13). Также Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области и ответчиком заключен Государственный контракт № 67 от 30.12.2010 года на выполнение областного заказа по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных пригородных межмуниципальных автобусных маршрутах (л.д.14-19).

        Проверкой, проведенной прокуратурой Гороховецкого района, установлено, что у ответчика имеется 12 транспортных средств - автобусы марки ПАЗ-4234 ( 2 единицы), ПАЗ-3205-( 2 единицы)ПАЗ-320540 ( 1 единица),ПАЗ-32050Р( 1 единица),НАЗ-322132( 1 единица)ЛИАЗ 5256 ( 1 единица) БОГДАН А-0921 ( 1 единица), МАРЗ 42191 ( 1 единица), автобусы 5277-01 ( 2 единицы), что подтверждается копиями паспортов транспортных средств, находящихся в материалах дела ( л.д.58-69).

        В судебном заседании установлено, что ответчиком план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств не разработан, оценка уязвимости транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, транспортных средств не произведена, что не позволяет определить состояние защищенности от актов незаконного вмешательства.

       При таких обстоятельствах требования прокуратуры Гороховецкого района в интересах неопределенного круга лиц- жителей Гороховецкого района, подлежат удовлетворению.

         

                         Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                       

                                                                Р Е Ш И Л:

        Исковые требования прокурора Гороховецкого района в интересах неопределенного круга лиц - жителей Гороховецкого района Владимирской области удовлетворить.         

        Обязать ОАО «Гороховецкое АТП» обеспечить проведение оценки уязвимости и утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства в установленный законом срок.

        РрРешение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гороховецкий райсуд в течение 10 дней.

Судья:                               В.А.Кротова