об обязании приведения автомобильной дороги в д. Арефино в нормативное состояние и установлени дорожных знаков



                                       Р Е Ш Е Н И Е                              Д-2/271-2011           

                                 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Гороховец                                                             5 сентября 2011 года

Гороховецкий районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи                                 Кротовой В.А.

при секретаре                                                             Ребриевой О.В.

с участием прокурора                                                 Левушкина А.А.

представителя ответчика                                            Сененко С.В.

представителя третьего лица                                      Петрова В.А.

                рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гороховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Гороховецкого района об обязании приведения автомобильной дороги в д.Арефино Гороховецкого района в нормативное состояние

                                    У С Т А Н О В И Л :

      Прокурор Гороховецкого района предъявил исковое заявление, просит суд обязать администрацию Гороховецкого района в срок до 1 ноября 2011 года привести в нормативное состояние согласно требованиям ГОСТа Р 50597-93 автомобильную дорогу в деревне Арефино Гороховецкого района, а также установить дорожные знаки - 3.2 «Движение запрещено» и 2.4 «Уступите дорогу».

      В судебном заседании прокурор уточнил исковые требовании, просит суд обязать администрацию Гороховецкого района в срок до 15 ноября 2011 года привести в нормативное состояние согласно требованиям ГОСТа Р 50597-93 автомобильную дорогу в деревне Арефино Гороховецкого района, а также установить дорожные знаки - 3.2 «Движение запрещено» и 2.4 «Уступите дорогу».

     В заявлении указывается, что прокуратурой района с привлечением специалистов проведена проверка соблюдения законодательства при реконструкции автодороги Волга М7-д. Арефино, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства о безопасности дорожного движения. В результате проверки установлено, что автомобильная дорога имеет облегченный тип дорожной одежды из щебня, обычного типа, относящегося к 4-5 категории, имеет единую проезжую часть шириной 7,90 метров. Щебеночное покрытие имеет просадки, не укреплено и не уплотнено. Слева по краю проезжей части автодороги в начале перехода от асфальтового покрытия к щебеночному покрытию имеются насыпи щебня высотой до 1,0 метра. Кроме этого, обочины автодороги не соответствуют требованиям п. 3.2.1. ГОСТа Р 50597-93. Так, обочина справа и слева по ходу осмотра ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 0,40 метра. Также слева автодороги отсутствуют дорожные знаки -3.2«Движение запрещено» и 2.4. «Уступите дорогу». Данная автомобильная дорога обеспечивает пешеходную и транспортную связь на территории Гороховецкого района и обеспечивает проезд транзитного транспорта по территории Гороховецкого района с выездами на автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Владимирской области.

Кроме того, по указанной автомобильной дороге также организован проезд школьного автобуса к месту учебы детей из населенного пункта и обратно.

Таким образом, указанная выше автодорога имеет социальную, экономическую и административную значимость (транспортная доступность территорий, транспортное обслуживание населения, увеличение пропускной способности, повышение мобильности, деловой активности и уровня жизни населения, доступ в административные здания).

Несоответствие автомобильной дороги требованиям ГОСТа является нарушением требований безопасности дорожного движения.

        В судебном заседании прокурор Левушкин А.А. настаивает на удовлетворении заявления, приведя доводы, изложенные в заявлении.

       Представитель ответчика по доверенности Сененко С.В. исковые требования признал полностью, к материалам дела приобщено заявление.

        Представитель третьего лица Петров В.А. поддерживает исковые требования прокурора.

       Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, суд в соответствии ст.ст.39,173 ГПК РФ полагает возможным принять от представителя ответчика Администрации Гороховецкого района Сененко С.В. признание иска, так как признание иска представителем ответчика не противоречит закону, не нарушает прав иных лиц, последствия признания иска и принятия его судом представителю ответчика разъяснены, о чем свидетельствует заявление Сененко С.В., приобщенное к материалам дела, и на этом основании вынести решение об удовлетворении исковых требований.

     Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

        Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законно от 08.11.07 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», целями которого являются определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований, совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности, обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния. Из ст. 13 Закона следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Статьей 15 Закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (дорожная деятельности - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог). В силу ст. 34 Закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных, предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капительный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

      Частью 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образования. Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ установлены основанные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, а именно: ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Закона). Согласно ст. 17 Закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии с ч. 4 данной статьи, в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным

органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требования технических регламентов.

         Осуществление содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов означает, что данная деятельность должна соответствовать и целям принятия технических регламентов, которые определены в п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Согласно ч. 1 указанной статьи, технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды и т.д. Согласно переходному положению, предусмотренному в ч. 8 ст. 62 Закона, до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных данным Законом технических регламентов содержания автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закона «О техническом регулировании».

        Соответственно, до принятия технических регламентов действует утвержденный Постановление Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11.10.1993 № 221 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

        В соответствии с подпунктами 3.1.1, 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 названного ГОСТа, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок и выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.

        Как установлено п. 1 ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения, соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров, либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

        Согласно п. 5 ст. 7 Устава муниципального образования Гороховецкий район, утвержденного решением Совета народных депутатов от 27.06.2005 № 43) к вопросам местного значения Гороховецкого района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Гороховецкого района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В силу п. 7 ст. 31 Устава Гороховецкого района в ведении администрации Гороховецкого района находится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Гороховецкого района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 2 ст. 26 Устава Гороховецкого района установлено, что глава Гороховецкого района возглавляет администрацию Гороховецкого района. Глава Гороховецкого района и администрация Гороховецкого района от имени Гороховецкого района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствие в ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Пользование и распоряжение муниципальной собственностью осуществляет глава Гороховецкого района в порядке, установленным нормативно правовым актом Совета народных депутатов (ст. 42 Устава Гороховецкого района).

Согласно ст. 46 Устава Гороховецкого района, органы местного самоуправления района и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Владимирской области.

          Отделом ЖКХ, транспорта и связи администрации района с ООО «Стройинвест» (г. Н.Новгород) заключен муниципальный контракт от 18.06.2010 № 0040-2010-23 на реконструкцию автомобильной дороги «Волга М7» деревни Арефино Гороховецкого района. Работы по муниципальному контракту в установленные договорные сроки не выполнены, 02.02.2011 контракт расторгнут.

          Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

       Действия (бездействия) органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.

        Так как в результате бездействия нарушены гарантированные Конституцией РФ права граждан, точное число которых установить не представляется возможным в силу миграции, естественной убыли и прироста населения, прокурор вправе обратиться в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

         На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

       В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

       В соответствии ст.198 п.4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.

                       РУКОВОДСТВУЯСЬ ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                 Р Е Ш И Л :

         Удовлетворить исковые требования прокурора Гороховецкого района.

         Обязать администрацию Гороховецкого района в срок до 15 ноября 2011 года привести в нормативное состояние согласно требованиям ГОСТа Р 50597-93 автомобильную дорогу в деревне Арефино Гороховецкого района, а также установить дорожные знаки - 3.2 «Движение запрещено» и 2.4 «Уступите дорогу».

          Решение может быть обжалован во Владимирский областной суд через Гороховецкий районный суд в течении 10 дней.

                Судья :                                       В.А.Кротова