Дело Номер обезличен г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года г. Городовиковск
Судья Городовиковского районного суда Республики Калмыкия Хелемендик Г.И.,
при секретаре Куканиной С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Городовиковского района Республики Калмыкия в интересах ФИО3 к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия, третьему лицу администрации Южненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о внеочередной социальной выплате (субсидии) на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств республиканского бюджета по месту жительства,
у с т а н о в и л :
Прокурор Городовиковского района в интересах ФИО3 обратился в суд с иском к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее по тексту - Агентство), администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация РМО), третьему лицу администрации Южненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация СМО) о внеочередной социальной выплате (субсидии) на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств республиканского бюджета по месту жительства, ссылаясь на следующее.
Прокуратурой Городовиковского района проведена проверка соблюдения прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельству о смерти мать ФИО3 - ФИО5 умерла Дата обезличена года. Решением Городовиковского районного суда от Дата обезличена года ФИО4 был лишен родительских прав в отношении своей дочери ФИО3
Постановлением главы администрации Городовиковского районного муниципального образования от Дата обезличена года над ФИО3 была установлена опека и опекуном назначена ФИО6
В ходе проверки установлено, что ФИО3 жилого помещения, закрепленного за ней в установленном порядке, не имеет. Из справки администрации Южненского сельского муниципального образования следует, что ФИО3 состоит на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Таким образом, ФИО3 нуждается в жилье и имеет право на обеспечение последним как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
ФИО3 относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в силу правовой неграмотности, тяжелого материального положения не имеет возможности оплатить государственную пошлину и услуги адвоката по оказанию юридической помощи для реализации своего права на обращение в суд. Указанные обстоятельства являются уважительными причинами, по которым она не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
В связи с этим просил обязать Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия выдать ФИО3 как лицу оставшемуся без попечения родителей вне очереди социальную выплату (субсидию) на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств республиканского бюджета по месту жительства в г. Городовиковске ... не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
Обязать орган опеки и попечительства администрации Городовиковского районного муниципального образования оказать содействие ФИО3 в приобретение жилого помещения в собственность за счет выделенных средств республиканского бюджета по месту жительства в г. Городовиковске Городовиковского района не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
В судебном заседании помощник прокурора Яшенков Е.А. уточнил исковые требования и просил обязать Агентство выдать ФИО3 как лицу, оставшемуся без попечения родителей вне очереди социальную выплату (субсидию) на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств республиканского бюджета по месту жительства в Городовиковском районе Республики Калмыкия не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
При этом просил исключить из числа соответчиков администрацию РМО, поскольку федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в Республике Калмыкия таковым является Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству.
Истица ФИО3 поддержала уточненные исковые требования.
Представитель Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом был извещен. При этом в представленном суду отзыве на иск просил передать дело по подсудности на рассмотрение Элистинского городского суда, так как данный иск необходимо предъявлять только к Агентству, местом нахождения которого является ..., тогда как администрация Городовиковского ГМО является ненадлежащим соответчиком по данному делу.
Определением Городовиковского районного суда от Дата обезличена года в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности отказано.
Представитель администрации Городовиковского РМО в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом был извещен.
Представитель третьего лица - администрации Южненского СМО в судебное заседание не явился, однако от главы администрации поступило заявление, в котором он против удовлетворения исковых требований не возражал и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Выслушав объяснения прокурора Городовиковского района, ФИО3., исследовав материалы дела, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Городовиковского района удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 6 Закона ... «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РК» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются по месту жительства уполномоченным Правительством ... органом исполнительной власти Республики Калмыкия вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
По смыслу приведенных выше норм дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, имеют право на предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. При этом жилая площадь предоставляется им органами исполнительной власти по месту жительства по окончании пребывания в образовательных учреждениях, в том числе и среднего профессионального образования.
Более того, из буквального толкования указанных норм закона следует, что они не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Согласно свидетельству о рождении I-ДУ Номер обезличен от Дата обезличена года, ФИО3 родилась Дата обезличена года и её родителями являются ФИО4 и ФИО5
Из свидетельства о смерти I-ДУ Номер обезличен выданного Южным с/советом Городовиковского района КАССР от Дата обезличена года следует, что ФИО5 умерла Дата обезличена года.
Из решения Городовиковского районного суда от Дата обезличена года следует, что ФИО4 лишен родительских прав в отношении своей дочери ФИО3
Согласно постановлению главы администрации Городовиковского районного муниципального образования от Дата обезличена года, над ФИО3 установлена опека и опекуном назначена ФИО6
Согласно справке, выданной главой администрации Южненского сельского муниципального образования Дата обезличена года, ФИО3 с Дата обезличена года постановлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилой площади.
Как следует из справок, предоставленных Городовиковским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия и Городовиковским отделением Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Калмыкия, ФИО3 на территории Городовиковского района не имеет жилой площади.
Таким образом, судом установлено, что ФИО3 родилась Дата обезличена года, ее матерью являлась ФИО5, которая умерла Дата обезличена года, решением Городовиковского районного суда от Дата обезличена года ее отец - ФИО4 был лишен родительских прав в отношении своей дочери ФИО3
Дата обезличена года согласно постановлению главы администрации Городовиковского районного муниципального образования над ФИО3 установлена опека и опекуном назначена ФИО6
Закрепленного за ФИО3 жилого помещения по месту жительства в границах поселения Городовиковского городского муниципального образования не имеется. В указанный законом срок ФИО3 стала на учет в качестве нуждающейся в получении жилой площади.
Указанные обстоятельства сторонами оспорены не были.
Как следует из преамбулы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Следовательно, ФИО3, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей имеет право на обеспечение вне очереди жилой площадью по месту жительства не ниже установленных социальных норм.
Исходя из этого, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Городовиковского района о внеочередном обеспечении жилой площадью ФИО3 как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворить.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ следует, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается организациями в размере 4 000 рублей.
В силу ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного Кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.
В связи с этим суд полагает необходимым взыскать с Агентства в муниципальный бюджет государственную пошлину в сумме 4 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Городовиковского района Республики Калмыкия в интересах ФИО3 к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о внеочередной социальной выплате (субсидии) на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств республиканского бюджета по месту жительства - удовлетворить.
Обязать Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия выдать ФИО3, оставшемуся без попечения родителей вне очереди социальную выплату (субсидию) на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств республиканского бюджета по месту жительства в Городовиковском районе Республики Калмыкия не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
Взыскать с Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия государственную пошлину в бюджет Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия в сумме 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Городовиковский районный суд Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Г.И. Хелемендик