об обязании предоставить субсидию на строительство или приобретение жилья в собственность



Дело Номер обезличен г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Городовиковск Дата обезличена г.

... суд ... в составе

председательствующего: Хелемендик Г.И.,

при секретаре: Куканиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межведомственной комиссии РК по обспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями (далее - межведомственная комиссия), Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству ... (далее- Агентство по строительству), администрации ... муниципального образования ... (далее - администрация ГРМО РК) о признании отказа межведомственной комиссии и Агентства по строительству в выдаче субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета незаконным и обязать Агентство по строительству и администрацию ГРМО предоставить субсидию на строительство или приобретение жилья,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с данным исковым заявлением к межведомственной комиссии, Агентству по строительству и администрации ГРМО РК, ссылаясь на следующее.

Решением межведомственной комиссии ... по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями от Дата обезличена года ему отказано в выдаче субсидии на строительство или приобретения в собственность жилого помещения за счет средств федерального бюджета для улучшения жилищных условий, право на которое предусмотрено пп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах») и Указом Президента РФ от Дата обезличена года Номер обезличен «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». В решение указано, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий и поскольку Дата обезличена года им была совершена сделка по переходу права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ... ему отказано в выдаче субсидии за счет средств федерального бюджета.

Считает, что решение об отказе в выдаче субсидии на приобретение жилого помещения для улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета незаконным, нарушающим его жилищные права и право на получение мер социальной поддержки как участника Великой Отечественной войны, предусмотренных ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», в связи с этим просил обязать Агентство по строительству и администрацию ГРМО предоставить субсидию на строительство или приобретение жилья в собственность за счет средств федерального бюджета, как инвалиду Великой Отечественной войны в размере 655 200 руб.

В судебном заседании представитель истца, действующий по доверенности ФИО2, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, кроме того, уточнил, что истцу необходимо выделить субсидию не в твердой денежной сумме, а в сумме установленной законодательством РФ и РК, достаточной для приобретения жилья в ....

В судебном заседании прокурор Горяева Д.Ц. пояснила, что ФИО1, проживающий в жилом помещении с членами своей семьи и нуждающийся в улучшении жилищных условий согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, является ветеранам ВОВ, имеет право на обеспечение его субсидией на жилье за счет средств федерального бюджета. В жилом помещении, в котором по настоящее время проживает ФИО1, отсутствуют необходимые для проживания инженерные системы, отвечающие установленным санитарным и техническим нормам.

Просила признать отказ межведомственной комиссии в выдаче субсидии на строительство или приобретения жилья ФИО1 незаконным, в связи с этим обязать Агентство предоставить субсидию ФИО1 на строительство или приобретения жилья в собственность за счет средств федерального бюджета.

Представитель Межведомственной комиссии в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания был надлежащим образом извещен, причина не явки не известна.

Представитель Агентства по строительству в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв, в котором просил в иске ФИО1 отказать, ссылаясь на то, что согласно сведениям Городовиковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО1 Дата обезличена года была совершена сделка по переходу прав на жилой дом по адресу: ..., ..., ..., ...., в связи с чем усматривается намерения ухудшения своих жилищных условий, как это предусмотрено ст. 53 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, полагает, что вышеуказанный жилой дом может быть признан непригодным для проживания, в соответствии с п.п.7, 47-49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, только после заключения межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Представитель администрации ГРМО в судебном заседании пояснила суду, что заявленные требования законны и обоснованны и подлежат удовлетворению.

В силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.

Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах») участникам Великой Отечественной войны предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ч. 11 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Из положений ФЗ «О ветеранах» следует, что в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь, с учетом заслуг по защите Отечества, инвалиды ВОВ обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров на одного инвалида ВОВ.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, а именно из удостоверения серии ВВ Номер обезличен от Дата обезличена года ФИО1 является инвалидом Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».

Из справки сер. ВТЭ-78 Номер обезличен от Дата обезличена года следует, что ФИО1 дана 2 группа инвалидности бессрочно, в связи с ранением, полученным при защите СССР.

Из справки Номер обезличен от Дата обезличена года, выданной администрацией ГГМО РК, ФИО1, 1925 года рождения, проживает по адресу: ..., ..., ..., ... и имеет в составе семьи: супругу - ФИО6, 1928 года рождения.

Согласно техническому паспорту на жилой дом от Дата обезличена года, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ... общая площадь дома составляет 45, 79 кв.м.

Из акта обследования объекта недвижимости от Дата обезличена года, предоставленного Городовиковским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РК, следует, что домовладение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., ..., 1965 года постройки, износ составляет 40%, отсутствует водопровод, горячее и холодное водоснабжение, водоотведения, канализация.

Согласно постановлению главы администрации ГГМО РК Номер обезличенп от Дата обезличена года ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список льготной очереди.

Из решения заседания жилищной Межведомственной комиссии при администрации ГГМО РК от Дата обезличена года следует, что ФИО1 претендует на получение субсидии из федерального бюджета на приобретение жилья в собственность.

Согласно выписке из протокола заседания межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями Номер обезличен от Дата обезличена года ФИО1 отказано в выдаче субсидии за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Дата обезличена года администрацией ГГМО РК инвалид ВОВ ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п.2 ч.1 данной статьи нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу положений ч.ч. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Как установлено, ФИО1, проживает по адресу: ..., ..., ..., ..., совместно с ним проживает его супруга ФИО6, общая площадь дома составляет 45,79 кв.м, то есть общая площадь на одного члена семьи составляет 22,9 кв.м..

Между тем, согласно Федеральному закону от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ) ФИО1 определено 36 кв.м. общей площади жилья, а для его жены - ФИО6 учетная норма в соответствии с законодательством составляет 18 кв.м. ... жилья, необходимая для истца и его жены, составляет 54 кв.м. (36 + 18), однако, общая площадь жилого дома, в котором проживает ФИО1, составляет 45,79 кв.м., что не соответствует нормам площади, предусмотренным законодательством.

На основании п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно п.12 Раздела II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В жилом дому по адресу: ..., ... отсутствует водопровод, канализация, горячее водоснабжение, что подтверждаетсвя сведениями из технического паспорта и акта обследования объекта недвижимости.

В соответствии с п. 3 ст. 51 Жилищного кодекса РФ проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Переход права собственности на жилой дом был зарегистрирован Дата обезличена года на основании договора дарения от Дата обезличена года, однако данная сделка не имела умысла на приобретение права состоять на учете, так как ФИО1 до совершения данной сделки имел все основания для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В связи с этим, вывод Агентства по строительству об ухудшении ФИО1 своих жилищных условий путем дарения является необоснованным, поскольку даже являясь собственником жилого помещения он имел право на признание нуждающимся в жилье. Более того, после дарения своего недвижимого имущества он продолжает в нем проживать, а также состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Таким образом, ФИО1, проживающий в жилом помещении совместно с супругой и нуждающийся в улучшении жилищных условий согласно п.2,3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, являющийся ветеранам ВОВ, имеет право на предоставление субсидии на строительство или приобретения жилья в собственность за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства ... от Дата обезличена года Номер обезличен утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее Порядок), за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций.

Согласно п. 7 Порядка списки граждан-получателей субсидий предоставляются органами местного самоуправления в Уполномоченный орган исполнительной власти ... до 1 декабря. Эти списки ежегодно уточняются. Уполномоченный орган исполнительной власти ... на основании списков, представленных органами местного самоуправления, формирует сводные списки по ....

П.9 Порядка установлено единственное основание не выдачи субсидии в соответствующем году, а именно, не представление документов, указанных в п. 8 Порядка. Весь пакет документов, как было установлено в судебном заседании, был предоставлен в полном объеме.

Более того, Агентство по строительству не обладает исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями в отношении органов местного самоуправления по вопросу принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как в соответствии с п.3 ст. 14 ЖК РФ данный вопрос находится исключительно в компетенции органа местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. В связи с этим, только суд может отменить решение органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах отказ межведомственной комиссии и Агентства по строительству в выдаче субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета является незаконным.

Выслушав стороны в судебном заседании и исследовав все обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что из числа ответчиков необходимо исключить администрацию ГРМО РК, поскольку в соответствии с п.Дата обезличена постановления Правительства РК от Дата обезличена года Номер обезличен обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральным и республиканским законодательством относится в полномочия Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК.

На основании приведенных правовых норм и представленных доказательств, суд считает необходимым признать отказ межведомственной комиссии и Агентства по строительству в выдаче субсидии ФИО1 на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета незаконным, обязать Агентство по строительству предоставить субсидию ФИО1 на строительство или приобретение жилья в собственность за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать отказ Межведомственной комиссии РК по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями и Агентства по строительству транспорту и дорожному хозяйству ... инвалиду Великой Отечественной войны ФИО1 в выдаче субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета незаконным.

Обязать Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству ... предоставить субсидию на строительство или приобретение жилья в собственность за счет средств федерального бюджета ФИО1 в ... не ниже установленных норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации и ....

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ... через ... суд в течение десяти дней со дня его вынесения, а также в суд надзорной инстанции - в Президиум Верховного суда ... - в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что настоящее решение обжаловалось в суд кассационной инстанции.

Председательствующий: Г.И. Хелемендик

Копия верна: судья Г.И. Хелемендик