о взыскании арендной платы



Дело № 2-79/2011г.

        РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Городовиковск                                            28 марта 2011 г.

Городовиковский районный суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего:                                         Хокшановой Т.А.,

при секретаре:                                                                                                  Манжиковой Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Комсомолец» <адрес> (далее – СПК «Комсомолец») о взыскании арендной платы,

у с т а н о в и л :

    ФИО2 обратился в суд с иском к СПК «Комсомолец», ссылаясь на следующее.

    Он имеет в собственности семь земельных паёв, общей площадью 70,8 га. ДД.ММ.ГГГГ заключил с СПК «Комсомолец» договор аренды земельных долей, согласно которому арендатор обязан был выплачивать ему арендную плату в сроки, указанные в договоре. Арендная плата в последний раз ему была выплачена в 2009 г., за 2010 г. арендную плату не получил. При обращении истца к ответчику по вопросу невыплаты арендной платы за 2010 г., получил отказ, мотивированный тем, что им не был перезаключен договор аренды в 2009 г., в связи с чем сельхозкооператив не имеет перед ним обязательств. Считает, что в соответствии с п. 2 договора аренды земельной доли от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан был письменно уведомить его о расторжении договора аренды и необходимости заключения нового. На этом основании просил взыскать с кооператива арендную плату за 2010 г. в размере 130000 руб.

В судебном заседании ФИО2 поддержал свои требования и пояснил, что в 2005 г. он заключал договоры аренды на два земельных пая, один из которых принадлежал его умершей жене, второй - ему. В 2006 г. купил пять паёв, договоры аренды не заключал, но арендную плату получал по 2009 г. включительно. Право собственности на свой пай, жены и купленные земельные доли оформил в 2009 г., в связи с чем получил свидетельства о регистрации права собственности. Считает, что ответчик обязан выплатить ему арендную плату за 2010 г., так как он заключал договор аренды. Кроме того, пояснил, что осенью 2010 г. пять земельных паёв он вспахал сам, весной 2011 г. заберет из кооператива ещё два пая, так как желает самостоятельно их обрабатывать и засевать. В прошлом году хозяйство их не обрабатывало, они были заброшены.

    Представитель ответчика ФИО4, возражая против удовлетворения иска, пояснила, что при заключении двух договоров аренды в 2005 г. истец не являлся собственником земельных паев, он и его умершая жена условно были наделены паями, которые находились в коллективно-долевой собственности кооператива. Право собственности на свой пай, пай жены и купленные пять паёв он оформил только в 2009 г. В связи с прекращением коллективно-долевой собственности и изменением вида собственности всем собственникам паёв, в том числе, ФИО2 было предложено заключить договоры аренды, что он не сделал. В связи с этим считает, что истцу правомерно было отказано в выдаче арендной платы за 2010 г., поскольку договоры аренды заключены не были и обязательства у сельхозкооператива не возникли. Арендная плата по 2009 г. выплачивалась истцу на том основании, что прежние владельцы (землепользователи) земельных паев, у которых ФИО2 приобрел паи, заключали с СПК договор аренды.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.

Согласно п. п. 1 и 3 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В силу п.п. 1-2 ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с п.3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно п.1 ст.614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Из договора аренды земельной доли от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 передал земельную долю (свидетельство о праве собственности серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) в аренду СПК «Комсомолец», который обязан был выплачивать арендную плату в виде сельхозпродукции: зерна, муки, растительного масла, хлеба и овощей, а также предоставлять льготу за водопользование.

Из договора аренды земельной доли от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 передал земельную долю в аренду СПК «Комсомолец». Арендатор обязался выдавать ему арендную плату в виде зерна, муки, растительного масла, хлеба и овощей, а также предоставлять льготу за водопользование.

            Из свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО2 является собственником земельного участка площадью 20,8 га с кадастровым номером 08:016430101:1427, расположенным по адресу: <адрес>, примерно в 2,25 км по направлению на юго-запад от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка.

Из свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО2 является собственником земельного участка площадью 31,2 га с кадастровым номером 08:01:430101:1634, расположенным в <адрес>, примерно в 2,88 км по направлению на юго-восток от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка.

Из свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является собственником земельного участка площадью 20,8 га с кадастровым номером 08:01:430101:1865, расположенным по адресу: <адрес>, примерно в 3,80 км по направлению на юго-восток от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка.

Из сообщения СПК «Комсомолец» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что договоры аренды, заключенные в 2005 г. с ФИО2, утратили силу, так как в 2009 г. в кооперативе произошло межевание земельных долей, проведены кадастровые работы, в результате которых ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности. В связи с чем в срок до ДД.ММ.ГГГГ ему предлагалось заключить договоры аренды земельных участков, как с собственником. ФИО2 в установленные сроки не заключил договор аренды и не имеет право на получение арендной платы за 2010 г.

Из возражения ответчика на исковое заявление следует, что в 2005 г. СПК «Комсомолец» заключал с ФИО2 договор аренды двух земельных долей в размере 10,4 га каждая, который не имеет юридической силы, так как на тот момент он не был собственником указанных долей и у него не было свидетельства о праве собственности.

Впоследствии ФИО2, согласно договорам купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, приобрел пять земельных долей, на которые не заключил договора аренды.

В 2009 г. после межевания земельных долей и проведения кадастровых работ ФИО2 получил свидетельства о государственной регистрации права на земельные доли. Принадлежащие истцу земельные участки были выведены из севооборота и не обрабатывались. ФИО2, как собственнику, было предложено заключить договоры аренды земельных участков до ДД.ММ.ГГГГ, что он не сделал. В связи с этим он не имеет право на получение арендной платы за 2010 г.

Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что в 2005 г. между сторонами были заключены два договора аренды земельных долей площадью по 10,4 га каждая, принадлежащие ФИО2 и его покойной жене. На момент заключения указанных договоров истец не являлся собственником земельных долей, в связи с чем договор аренды, подписанный сторонами ДД.ММ.ГГГГ, не содержит данных, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

В 2006-2008 г.г. на основании договоров купли-продажи и постановлений Главы Администрации Городовиковского <адрес> муниципального образования ФИО2 приобрел право собственности на семь земельных паёв, в том числе, свой пай, пай жены и пять купленных паёв общей площадью 72,8 га (20,8 + 31,2 + 20,8), в связи с чем получил Свидетельства о государственной регистрации права, выданные Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

Будучи собственником земельных участков, ФИО2 не заключил договоры аренды с СПК «Комсомолец» на 2010 г., данное обстоятельство сторонами не оспаривалось. Учитывая, что между сторонами не были заключены договоры аренды, суд приходит к выводу, что между ними не возникли договорные правоотношения и обязательства, следовательно, требования истца о взыскании с ответчика арендной платы за 2010 г. являются неправомерными, а его доводы несостоятельными.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Комсомолец» <адрес> о взыскании арендной платы – отказать.

            Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Городовиковский районный суд в течение 10 (десяти) дней со дня оглашения мотивированного решения.

            Председательствующий:                                                                Т.А. Хокшанова

Копия верна: судья:                                       Т.А. Хокшанова