Дело № 2-31/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Городовиковск 10 февраля 2011 года
Городовиковский районный суд Республики Калмыкия
В составе: председательствующего судьи Карсаева А. М.,
при секретаре Васькиной Н. В.,
с участием представителей истца ДиденкоМ.А.,
СиденкоВ.И.,
ответчика Шрамова В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Аксайагропромтранс» (далее ООО «Аксайагропромтранс») к Шрамову Владимиру Ивановичу о взыскании материального ущерба,
у с т а н о в и л :
ООО «Аксайагропромтранс» обратилось в Городовиковский районный суд с данным иском к Шрамову В.И., мотивируя свои требования следующим.
Согласно трудовому договору от 6 марта 2009 года ООО «Аксайагропромтранс» приняло к себе на работу в качестве водителя Шрамова В.И., с которым также был заключен договор о полной материальной ответственности и возложены обязанности экспедитора.
6 апреля 2009 года между ООО «Аксайагропромтранс» и индивидуальным предпринимателем ФИО3 был заключен договор перевозки груза в виде бытовой химии, которую осуществлял водитель-экспедитор Шрамов на автомобиле <данные изъяты>.
В ночь с 9 на 10 апреля 2009 года из указанного выше автомобиля было совершено хищение груза на сумму 204 529,92 рублей, принадлежащего ООО «Юнилевер Русь».
Согласно полученной от ИП ФИО3 претензии, недостача похищенного груза составила 199 коробок на общую сумму <данные изъяты> рубля, которую истец возместил последней путем оказания услуг по перевозке.
Так как Шрамов не обеспечил сохранность груза надлежащим образом, ему было предложено добровольно возместить причиненные работодателю убытки, от чего он уклонился, в связи с этим ООО «Аксайагропромтранс» вынуждено было обратиться в суд с иском о взыскании материального ущерба в сумме <данные изъяты> рубля, а также судебных расходов в виде государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей и оплаты юридических услуг в сумме <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представители истца Диденко М.А. и Сиденко В.И., действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные исковые требования и пояснили суду, что приказом № 07-к от 10 марта 2009 года Шрамов был принят в ООО «Аксайагропромтранс» работу в качестве водителя-экспедитора. При этом при приеме на работу с ним был проведен инструктаж, согласно которому ему запрещалось передвигаться с грузами в ночное время, и разрешалось останавливаться только на охраняемых стоянках либо вблизи постов ДПС. Кроме того, в случае выявления недостачи он обязан был немедленно сообщать об этом работодателю.
После погрузки товара в виде бытовой химии в г. Санкт-Петербург, по пути следования в г. Ростов-на-Дону в ночь с 9 на 10 апреля 2009 года не обеспечил сохранность груза надлежащим образом и по своей вине допустил его хищение на общую сумму <данные изъяты> рубля, так как осуществлял передвижение в ночное время и оставил автомобиль на время приема пищи в неохраняемом месте.
О хищении груза ответчик сообщил лишь после приезда в гараж, о чем в ОВД Аксайского района Ростовской области было подано заявление, которое было передано в ОВД по Вышневолоцкому району Тверской области. Однако о результате рассмотрения заявления истцу до настоящего времени сообщено не было.
Ответчик Шрамов исковые требования не признал и пояснил суду, что его стаж работы водителем по междугородным перевозкам составляет 20 лет. В марте 2009 года был принят на работу в ООО «Аксайагропромтранс» работу в качестве водителя, также на него были возложены функции экспедитора. При этом подтвердил, что с ним был проведен инструктаж, согласно которому ему запрещалось передвигаться с грузами в ночное время, и разрешалось останавливаться только на охраняемых стоянках либо вблизи постов ДПС.
После загрузки товаром в г. Санкт-Петербурге примерно в 15 часов 00 минут 9 апреля 2009 года он выехал в г. Ростов-на-Дону по той же трассе, по которой прибыл туда. Однако по пути следования все стоянки оказались заняты, тогда он продолжил движение. В период времени примерно с 00 часов до 01 часа ночи 10 апреля 2009 года он остановился напротив придорожного кафе в окрестностях г. Вышний Волочок для приема пищи. Так как на том участке имелась сплошная линия дорожной разметки, он оставил автомобиль на обочине дороги. Примерно через 30-40 минут он вышел из кафе и, не обнаружив каких-либо повреждений, продолжил движение. В пути следования, примерно через 150 километров, он обнаружил, через порезы тента его полуприцепа похищены несколько коробок с грузом, после чего обратился к сотрудникам ДПС, которые не приняли у него соответствующее заявление. По причине нехватки денег на топливо, он вынужден был продолжить движение в г. Ростов-на-Дону.
Кроме этого, пояснил суду, что трудовая книжка находится у работодателя, так как формально он значится в штате истца, хотя фактически там не работает, вследствие чего в настоящее время доходов не имеет, доход жены составляет около 8 000 рублей в месяц.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст. 233 ТК РФ, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 238 ТК РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Согласно п. 1 ст. 243 ТК РФ, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей.
Как следует из ст. 244 ТК РФ, письменные договоры о полной индивидуальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85, указанные договоры могут заключаться с экспедиторами по перевозке и другими работниками, осуществляющими получение, заготовку, хранение, учет, выдачу и транспортировку материальных ценностей.
Из ст. 250 ТК РФ следует, чтоорган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника.
Согласно свидетельству серии 61 № 002661936 от 19 декабря 2002 года, ООО «Аксайагропромтранс» зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в г. Ростов-на-Дону.
В соответствии с трудовым договором от 6 марта 2009 года ООО «Аксайагропромтранс», именуемое «Работодателем» и Шрамов, именуемый «Работником», заключили между собой договор, согласно которому «Работодатель» принял Шрамова на работу в качестве водителя.
В силу договора о полной материальной ответственности от 6 марта 2009 года, «Аксайагропромтранс», именуемое «Администрация» и Шрамов, именуемый «водитель-экспедитор», заключили между собой договор, согласно которому водитель-экспедитор обязуется нести полную материальную ответственность за обеспечение сохранности грузов, вверенных ему для перевозки, в связи с этим он должен принимать меры к предотвращению ущерба от их утраты и недостачи, своевременно сообщать администрации обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности грузов. Кроме того, из данного договора следует, что Шрамов изучил инструкцию водителя - экспедитора автотранспортного предприятия.
Как следует из приказа № 07-к от 10 марта 2009 года, Шрамов был принят в ООО «Аксайагропромтранс» работу в качестве водителя с учетом экспедирования. С данным приказом ответчик был ознакомлен.
Из договора перевозки грузов № 250 /П от 6 апреля 2010 года следует, что ООО между ООО «Аксайагропромтранс» и индивидуальным предпринимателем ФИО3 был заключен договор перевозки груза.
Согласно путевому листу № от 3 апреля 2009 года, автомобиль <данные изъяты> под управлением водителя Шрамова прибыл в г. Ростов-на-Дону 13 апреля 2009 года с грузом бытовой химии из г. Санкт-Петербург.
В соответствии с Актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей № 80488017 от 13 апреля 2009 года, недостача выгруженного груза из автомобиля <данные изъяты>, управлявшегося водителем Шрамовым, составила 199 коробок.
В соответствии с Актом от 14 апреля 2009 года и фототаблицей, был произведен осмотр автомобиля <данные изъяты>, управлявшегося водителем Шрамовым по пути из г. Санкт-Петербург в г. Ростов-на-Дону, в результате которого на правой стороне были обнаружены порезы тента, образовавшиеся вследствие хищения перевозимого груза.
В силу претензии от 7 мая 2009 года, у ООО «Аксайагропромтранс», вследствие недостачи продукции по указанному выше Акту в количестве 199 коробок, перед индивидуальным предпринимателем ФИО3 возникла задолженность в сумме <данные изъяты> рублей.
Как следует из письма индивидуального предпринимателя ФИО3 и Акта взаимных расчетов от 23 сентября 2010 года, задолженность ООО «Аксайагропромтранс» в сумме 204 529,92 рублей погашена в полном объеме.
Согласно письму УВД по Тверской области от 6 августа 2009 года, материал проверки по заявлению директора ООО «Аксайагропромтранс» Рыбальченко А.А. направлен в ОВД по Вышневолоцкому району Тверской области для принятия решения в порядке ст. 144-145 УПК РФ.
Допрошенный в ходе судебного заседания свидетель ФИО7, работавший менеджером по организации работы грузового транспорта ООО «Аксайагропромтранс», показал суду, что водитель Шрамов был принят на работу в ООО «Аксайагропромтранс» в качестве водителя-экспедитора, также с ним был заключен договор о полной материальной ответственности. При этом он был проинструктирован как водитель- экспедитор автотранспортного предприятия о том, что ему запрещается передвигаться с грузами в ночное время, и разрешатся останавливаться только на охраняемых стоянках либо вблизи постов ДПС.
Однако в нарушение инструкции он двигался с грузом бытовой химии в ночное время с 9 на 10 апреля 2009 года, остановился на неохраняемой стоянке возле придорожного кафе и допустил хищение груза. Кроме того, он своевременно не сообщил о произошедшем, обстоятельства которого им стало известно по прибытию Шрамова в гараж.
Таким образом, судом установлено, что согласно трудовому договору от 6 марта 2009 года, Шрамов был принят в ООО «Аксайагропромтранс» на работу в качестве водителя-экспедитора, также с ним был заключен договор о полной материальной ответственности и возложены обязанности экспедитора, что подтверждается соответствующим приказом, с которым он был ознакомлен. При этом при приеме на работу с ответчиком был проведен инструктаж, согласно которому ему запрещалось передвигаться с грузами в ночное время, и разрешалось останавливаться только на охраняемых стоянках либо вблизи постов ДПС.
6 апреля 2009 года между ООО «Аксайагропромтранс» и индивидуальным предпринимателем ФИО3 был заключен договор перевозки груза в виде бытовой химии, которую осуществлял водитель-экспедитор Шрамов на автомобиле <данные изъяты>.
После загрузки в 15 часов 00 минут 9 апреля 2009 года он выехал из г. Санкт-Петербург в г. Ростов-на-Дону, и, продолжая движение в ночное время, остановился напротив придорожного кафе возле г. Вышний Волочок для приема пищи, оставив примерно на 30-40 минут автомобиль на обочине дороги, то есть на неохраняемой стоянке. Вследствие указанного, путем разреза тента, неизвестными лицами было совершено хищение 199 коробок груза на общую сумму <данные изъяты> рублей, вследствие чего у ООО «Аксайагропромтранс» перед индивидуальным предпринимателем ФИО3 возникла задолженность на указанную сумму, которая впоследствии была погашена истцом в полном объеме.
Заявление директора ООО «Аксайагропромтранс» Рыбальченко А.А. о хищении груза было направлено из ОВД по Аксайскому району Ростовской области, в порядке ст. 152 УПК РФ, в ОВД по Вышневолоцкому району Тверской области для принятия решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке ст. 144-145 УПК РФ, однако лица, совершившие хищение груза, установлены не были.
Приведенные доказательства являются согласованными и взаимосвязанными между собой как в отдельности, так и в совокупности. Оснований подвергать их сомнению у суда не имеется, поэтому судом они признаются достоверными, подтверждающими фактические обстоятельства, установленные судом.
Как следует из приведенных выше положений нормативно-правовых актов, материальная ответственность работника наступает за ущерб, причиненный ею работодателю в результате его виновного противоправного поведения (действий или бездействия).
При этом полная материальная ответственность может быть возложена на работника лишь в случае, прямо предусмотренном действующим законодательством.
Как было установлено судом, договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, могут заключаться с экспедиторами по перевозке и другими работниками, осуществляющими получение, заготовку, хранение, учет, выдачу и транспортировку материальных ценностей.
В этой связи, оценивая приказ № 07-к от 10 марта 2009 года о принятии Шрамова в ООО «Аксайагропромтранс» на работу в качестве водителя с учетом экспедирования, договор о полной материальной ответственности от 6 марта 2009 года, объяснения представителей истца, самого ответчика и показания свидетеля, суд приходит к выводу, что фактически со Шрамовым был заключен договор о принятии на работу в качестве водителя-экспедитора.
Следовательно, истцом доказана правомерность заключения с ответчиком договора о полной материальной ответственности и наличие у него недостачи.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о виновности Шрамова в причинении ООО «Аксайагропромтранс» материального ущерба на сумму <данные изъяты> рублей, так как он, в нарушение инструкции водителя - экспедитора автотранспортного предприятия, осуществлял перевозку груза в ночное время и оставил автомобиль на обочине дороги, то есть на неохраняемой стоянке, по причине чего было совершено хищение перевозимого им груза.
При этом суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что по пути следования из г.Санкт-Петербург все стоянки оказались заняты, вследствие чего он продолжил движение в ночное время. Как считает суд, ответчик, выехав на трассу Санкт-Петербург - Москва в дневное время (15 часов) и до наступления темного времени суток имел реальную возможность остановиться для приема пищи в надлежащем месте, где была бы возможность обеспечить сохранность груза. При этом суд обращает внимание на то, что маршрут движения был известен для ответчика, а также, что Шрамов имел длительный стаж водителя по междугородным перевозкам. Эти обстоятельства также указывают на то, что ответчик, имея опыт междугородных перевозок, при соблюдении инструкции и определенной предусмотрительности, должен был предполагать, что движение с грузом в ночное время не обеспечит его надлежащую сохранность.
Учитывая изложенное, суд считает, что ответчиком не представлено доказательств отсутствия своей вины в причинении ущерба.
Вместе с тем, обсуждая вопрос о привлечении Шрамова к полной материальной ответственности, суд учитывает, что он в настоящее время доходов не имеет, его супруга имеет доход около 8 000 рублей, что является основанием суду прийти к выводу о затруднительном материальном положении ответчика.
В связи с этим, суд, согласно ст. 250 ТК РФ, приходит к выводу о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию со Шрамова.
Из договора оказания юридических услуг, протокола согласования стоимости работ от 16 декабря 2010 года и платежного поручения от 17 декабря 2010 года следует, что ООО «Аксайагропромтранс» оплатило <данные изъяты> рублей за составление искового заявления.
Из платежного поручения от 17 декабря 2010 года следует, что ООО «Аксайагропромтранс» при подаче искового заявления была оплачена госпошлина в размере <данные изъяты> руб.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от <данные изъяты> рубля до <данные изъяты> рублей, государственная пошлина уплачивается в размере <данные изъяты> рублей плюс <данные изъяты> процент суммы, превышающей <данные изъяты> рублей.
Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащий уплате при подаче данного искового заявления, составляет <данные изъяты> <данные изъяты> рублей.
В связи с этим суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в виде оплаты услуг по оплате госпошлины сумме <данные изъяты> рублей.
В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, вследствие чего суд считает возможным с учетом материального положения ответчика взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в виде оплаты юридических услуг в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Шрамова Владимира Ивановича в пользу общества с ограниченной ответственностью «Аксайагропромтранс» Ростовской области в счет возмещения материального ущерба <данные изъяты> рублей, судебные расходы в виде оплаты юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей и государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Аксайагропромтранс» Ростовской области к Шрамову Владимиру Ивановичу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия с момента составления мотивированного решения в течение 10 дней через Городовиковский районный суд Республики Калмыкия.
Судья А.М. Карсаев
Копия верна: судья А.М. Карсаев