о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-6/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 января 2012 года г. Городовиковск

    Городовиковский районный суд Республики Калмыкия

В составе: председательствующего судьи Карсаева А.М.,

при секретаре Васькиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муханбетова Юрия Борисовича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Городовиковском районе Республики Калмыкия (далее – УПФ РФ в Городовиковском районе) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

    Муханбетов Ю.Б. обратился в суд с иском к УПФ РФ в Городовиковском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на следующее.

Он проработал на работах с тяжелыми условиями труда более 12 лет 6 месяцев, достиг возраста 55 лет и имеет страховой стаж не менее 25 лет.

В связи с достижением пенсионного возраста и возникновением права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», 25 октября 2011 года он обратился в УПФ РФ в Городовиковском районе с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Однако в удовлетворении его заявления было отказано, так как он не представил приказ о создании бригад каменщиков и специализированных звеньев каменщиков комплексных бригад, особый характер работы и занятость полный рабочий день за периоды работы в должности каменщика с 10 мая 1976 года по 19 сентября 1977 года, и с 25 октября 1977 года по 3 февраля 1983 года, а также за период работы в должности монтажника с 3 февраля 1983 года по 15 декабря 1988 года в ПМК-9 «Союзкалмводстроя».

В связи с этим истец просил признать незаконным отказ УПФ РФ в Городовиковском районе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, обязать УПФ РФ в Городовиковском районе включить в его специальный стаж периоды работы в должности каменщика с 10 мая 1976 года по 19 сентября 1977 года, и с 25 октября 1977 года по 3 февраля 1983 года, а также период работы в должности монтажника с 3 февраля 1983 года по 15 декабря 1988 года в ПМК-9 «Союзкалмводстроя», назначить и выплачивать ему с 25 октября 2011 года досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, работавшему на работах с тяжелыми условиями.

В судебном заседании Муханбетов поддержал заявленные требования в полном объеме, а также пояснил, что ввиду ликвидации ПМК-9 документы, подтверждающие характер его работы в оспариваемые периоды не сохранились.

Представитель УПФ РФ в Городовиковском районе Романов Е.В. исковые требования не признал, пояснив, что истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как он не представил приказов о создании бригад каменщиков и специализированных звеньев каменщиков комплексных бригад, а также документов, подтверждающих особый характер работы в должности монтажника по ПМК-9 «Союзкалмводстроя».

    Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Муханбетова подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижению возраста 55 лет и женщинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда предусмотрено применение Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

В Списке № 2 от 26 января 1991 года № 10 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» указана должность 2290000 а – 12680 «Каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад», а также должность 2290000a-14612 «Монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций».

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516. В соответствии с п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93 (ОКЗ), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298, в составную группу 712 «Строители-монтажники и родственные профессии» входит базовая группа 7121 «Строители, использующие традиционные материалы для возведения зданий и сооружений», к которой относится должность «Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций».

В их обязанности входит использование традиционных материалов для возведения зданий и сооружений, заняты на строительстве зданий и сооружений, монтаж бетонных и железобетонных конструкций.

Из приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 апреля 2007 г. N 243 "Об утверждении единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих», раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы" следует, что в характер работы монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций входит, в том числе, укладка простых блоков при устройстве фундаментов.

В силу Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и ВЦСПС от 17 июля 1985 г. N 226/125/15-88, работа монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций характеризуется выполнением простейших работ при монтаже стальных и сборных бетонных и железобетонных конструкций.

В соответствии с трудовой книжкой, выданной 17 мая 1974 года, Муханбетов работал в должности каменщика с 10 мая 1976 года по 19 сентября 1977 года, и с 25 октября 1977 года по 3 февраля 1983 года, а также в должности монтажника с 3 февраля 1983 года по 15 декабря 1988 года в ПМК-9 «Союзкалмводстроя».

Из справки о заработной плате Архивного отдела администрации Городовиковского РМО от 29 сентября 2011 года следует, что Муханбетову начислялась заработная плата за период работы в ПМК-9 с ноября 1977 года по декабрь 1990 года.

Согласно справке Архивного отдела администрации Городовиковского РМО от 18 января 2012 № 21, в период с 1977 года по 1983 год в ПМК-9 работали каменщики Алькин А.Б., Ненашев В.П., Артебякин И.И., Цибиков Н.С., Бадмаев В.М., Гавриленко А.У., Немченко Ю.Л., что подтверждается соответствующими справками о заработной плате.

В соответствии со справкой ГУП ПМК-9, истец, работая в должности каменщика с 10 мая 1976 года по 19 сентября 1977 года, и с 25 октября 1977 года по 3 февраля 1983 года, а также в должности монтажника с 3 февраля 1983 года по 15 декабря 1988 года в ПМК-9 «Союзкалмводстроя», занимался строительством и реконструкцией зданий, сооружений и других объектов.

При этом, из материалов дела следует, что истцу 13 сентября 2011 года исполнилось 58 лет.

Допрошенные в ходе судебного заседания свидетели ФИО10 и ФИО14 показали, что в период работы с 1976 года по 1988 год в ПМК-9 «Союзкалмводстроя» Муханбетов в течение полного 8-часового дня непосредственно занимался строительством и реконструкцией зданий, сооружений и других объектов в составе бригады каменщиков, а также, будучи монтажником, осуществлял монтаж стальных и сборных бетонных и железобетонных конструкций.

Из смысла приведенных выше положений следует, что право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста связано не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с той, выполнение которой сопряжено с воздействием различного рода неблагоприятных факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. Кроме того, при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Муханбетов работал в должности каменщика с 10 мая 1976 года по 19 сентября 1977 года, и с 25 октября 1977 года по 3 февраля 1983 года, а также период работы в должности монтажника с 3 февраля 1983 года по 15 декабря 1988 года в ПМК-9 «Союзкалмводстроя». 13 сентября 2011 года ему исполнилось 58 лет, при этом его страховой стаж составил 36 лет 7 месяцев.

Также из материалов дела, в частности архивных справок о заработной плате и показаний свидетелей, которые подтверждаются данными трудовой книжки, следует, что Муханбетов, в числе остальных семи каменщиков, осуществлял свои обязанности в бригаде каменщиков ПМК-9 и занимался строительством и реконструкцией зданий, сооружений и других объектов, выполняя весь объем работ, связанных с возведением зданий и сооружений в течение полного 8-часового дня.

На этом основании суд приходит к выводу, что в период с 10 мая 1976 года по 19 сентября 1977 года, и с 25 октября 1977 года по 3 февраля 1983 года Муханбетов фактически работал каменщиком в составе бригады каменщиков, по причине чего данный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

При этом суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что по в ПМК-9 «Союзкалмводстроя» отсутствует приказ о создании бригад каменщиков, так как право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости зависит не от отсутствия либо наличия соответствующего приказа, а от характера и способа выполнения работ, характеризующихся наиболее неблагоприятными условиями труда.

Кроме того, обсуждая вопрос о включении в специальный стаж истца периода работы в должности монтажника с 3 февраля 1983 года по 15 декабря 1988 года в ПМК-9 «Союзкалмводстроя», суд приходит к следующему.

Из справки ГУП ПМК-9, трудовой книжки истца, показаний свидетелей и объяснения самого Муханбетова следует, что в период с 1983 года по 1988 год он, работая монтажником ПМК-9 «Союзкалмводстроя», непосредственно осуществлял монтаж стальных и сборных бетонных и железобетонных конструкций при строительстве и реконструкциях зданий, сооружений и других объектов.

Как указано в Общероссийском классификаторе занятий, в качестве признаков для определения общности (сходства) работ и группировки занятий положены характеристики занятий: содержание функций (выполняемых работ), предметы и орудия труда, масштаб и сложность руководства, конечные результаты трудовой деятельности и др., определяющие квалификацию и специализацию работников.

В силу приведенных выше Единых тарифно-квалификационного справочников работ и профессий рабочих, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и ВЦСПС от 17 июля 1985 г. N 226/125/15-88, и приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 апреля 2007 г. N 243, в характер работы монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций входит, в том числе, укладка простых блоков при устройстве фундаментов, а также выполнение простейших работ при монтаже стальных и сборных бетонных и железобетонных конструкций.

При этом должность «Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций», согласно Общероссийскому классификатору занятий, входит в базовую группу «Строители, использующие традиционные материалы для возведения зданий и сооружений», которая, в свою очередь, включена в составную группу «Строители-монтажники и родственные профессии».

Таким образом, характер работ, выполнявшихся Муханбетовым в должности монтажника с 3 февраля 1983 года по 15 декабря 1988 года в ПМК-9 «Союзкалмводстроя», тождественен характеру работы монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций.

Оценивая в совокупности такие доказательства, как трудовая книжка, справки о заработной плате, показания свидетелей и объяснения самого истца, суд считает, что в указанный период Муханбетов также выполнял работу постоянно в течение полного 8-часового рабочего дня.

По мнению суда, представленные истцом письменные документы о его работе в спорный период и показания свидетелей отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств.

Оснований не доверять представленным истцом доказательствам у суда не имеется, поэтому они, как в совокупности, так и в отдельности, подтверждают наличие необходимого трудового стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.

При таких обстоятельствах суд считает, что истец, достигнув возраста 58 лет, имеет необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда, а также страховой стаж не менее 25 лет, что свидетельствует о том, что он имеет право на получение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 25 октября 2011 года.

Таким образом, суд полагает необходимым признать незаконным отказ в назначении Муханбетову досрочной трудовой пенсии по старости и обязать УПФ РФ в Городовиковском районе назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию по старости с 25 октября 2011 года, включив в его специальный стаж оспариваемые периоды.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    Признать незаконным отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Городовиковском районе Республики Калмыкия в назначении Муханбетову Юрию Борисовичу досрочной трудовой пенсии по старости.

    

    Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городовиковском районе Республики Калмыкия включить в специальный стаж Муханбетова Юрия Борисовича периоды работы в должности каменщика с 10 мая 1976 года по 19 сентября 1977 года, и с 25 октября 1977 года по 3 февраля 1983 года, а также период работы в должности монтажника с 3 февраля 1983 года по 15 декабря 1988 года в ПМК-9 «Союзкалмводстроя», назначить и выплачивать Муханбетову Юрию Борисовичу досрочную трудовую пенсию по старости с 25 октября 2011 года как лицу, работавшему на работах с тяжелыми условиями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Городовиковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, а также в кассационном порядке в Президиум Верховного суда Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии его обжалования в апелляционном порядке.

Судья А.М. Карсаев

Копия верна: судья А.М. Карсаев