РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Городище 28 октября 2010 года
мотивированное решение
составлено: 01 ноября 2010 года
Городищенский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Ефремкина В.М., при секретаре Каракасиди Т.А., с участием представителя заявителя Елинова А.Г.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Капустиной А.А. о признании незаконным решения Департамента градостроительства Пензенской области об отказе в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Капустина А.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства Пензенской области об отказе в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета. Заявление мотивировано тем, что ее муж - К.И.В. проходил военную службу в рядах Советской Армии с (дата) по (дата), участвовал в боевых операциях по ликвидации националистического подполья Украинской ССР. На основании пп.«е» п.1 ч.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» К.И.В. как участник Великой Отечественной войны являлся ветераном Великой Отечественной войны, также он был инвалидом 2 группы. Капустина А.А. находилась в браке с К.И.В. с (дата). (дата) К.И.В. умер. После смерти мужа Капустина А.А. в повторный брак не вступала, является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны. Постановлением Администрации р.п.Чаадаевка Городищенского района Пензенской области от (дата) (номер) Капустина А.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 принято решение завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной воны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». (дата) Капустина А.А. получила письмо Департамента градостроительства Пензенской области, из которого она узнала, что ей отказано в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку такое право не предусмотрено участникам боевых действий, указанным в разделах I и II приложения к ФЗ «О ветеранах». Капустина А.А. с таким решением не согласна, т.к. ее муж не являлся ветераном боевых действий, а был ветераном Великой Отечественной войны, просит признать незаконным решение Департамента Градостроительства Пензенской области, изложенное в письме от (дата) (номер), об отказе в обеспечении его жильем за счет средств федерального бюджета и обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить ей единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Заявитель Капустина А.А., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель заявителя Елинов А.Г. в судебном заседании заявление Капустиной А.А. поддержал по указанным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства Пензенской области, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав представителя заявителя, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление Капустиной А.А. обоснованным, исходя из следующего.
Из копии заявления Капустиной А.А. от (дата) следует, что она обращалась в Департамент градостроительства Пензенской области и просила предоставить ей единовременную денежную выплату на строительство и приобретение жилья.
Согласно ответу Департамента градостроительства Пензенской области от (дата) (номер) Капустиной А.А. отказано в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 со ссылкой на письмо Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 № 10496-СК/07 о том, что не подлежат обеспечению жильем бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и лица, участвовавшие в боевых действиях, указанных в разделах I и II приложения к ФЗ «О ветеранах».
Из копии письма Заместителя министра регионального развития РФ от 19.03.2010 № 10496-СК/07 следует, что лица, принимавшие участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II приложения к ФЗ «О ветеранах», несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714.
Согласно справке Отдела военного комиссариата Пензенской области по Городищенскому району от (дата) (номер) К.И.В. проходил службу в рядах Советской Армии с (дата) по (дата), в том числе с (дата) по (дата) в (данные изъяты), которая входила в состав Действующей армии, участвовала в боевых операциях по ликвидации националистического подполья.
Из копии справки Сер. ВТЭ-24 (номер) от (дата) следует, что К.И.В. являлся инвалидом 2 группы.
Из копии свидетельства о браке (номер) от (дата), К.И.В. и К.А.А. заключили брак (дата) и после регистрации брака им присвоены фамилии: мужу - Капустин, жене - Капустина.
Из копии свидетельства о смерти (номер) от (дата), К.И.В. умер (дата).
Из копии удостоверения серии (номер), выданного (дата) следует, что Капустина А.А. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны.
Из копии постановления Администрации р.п.Чаадаевка Городищенского района Пензенской области от (дата) (номер) следует, что Капустина А.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет как супруга умершего участника Великой Отечественной войны.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 18 Конституции Российской Федерации определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании пп.«е» пп.1 п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (далее - Закон о ветеранах) к участникам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года.
В соответствии со ст.3 Закона о ветеранах к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
На основании ст.21 Закона о ветеранах независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает установленным, что К.И.В. в период с (дата) по (дата) проходил службу в рядах действующей армии и принимал участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины, что подтверждается справкой Отдела военного комиссариата Пензенской области по Городищенскому району от (дата) (номер).
В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Департаментом градостроительства Пензенской области суду не представлено доказательств, свидетельствующих, что К.И.В. фактически относится к категории ветеранов боевых действий или какой-либо иной категории ветеранов, помимо ветеранов Великой Отечественной войны.
Так, из содержания письма Заместителя министра регионального развития РФ от 19.03.2010 № 10496-СК/07, на которое ссылается Департамент градостроительства Пензенской области, следует, что оно разъясняет, какие категории ветеранов подлежат обеспечению жильем в ходе исполнения Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714, и не касается критериев отнесения граждан к той или иной категории ветеранов.
Обстоятельства, при которых проходил военную службу К.И.В., не подпадают под условия, предусмотренные ст.3 Закона о ветеранах, что не позволяет отнести заявителя к категории ветеранов боевых действий.
Напротив, участие в составе действующей армии в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в период с (дата) по (дата) является прямым основанием для признания лица участником Великой Отечественной войны на основании пп.«е» пп.1 п.1 ст.2 Закона о ветеранах.
Капустина А.А. состояла в браке с К.И.В., после его смерти в повторный брак не вступала, в установленном порядке она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на соответствующий учет на основании постановления Администрации р.п.Чаадаевка Городищенского района Пензенской области от (дата) (номер).
Таким образом, Капустина А.А., как член семьи умершего инвалида Великой Отечественной войны, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 Закона о ветеранах в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714, а решение Департамента градостроительства Пензенской области об отказе в обеспечении заявителя жильем является незаконным.
Статьей 23.2 Закона о ветеранах предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На основании ч.2 ст.3 закона Пензенской области «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» от 27.02.2010 № 1870-ЗПО порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, по их письменным заявлениям, определяется Правительством Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 21.03.2010 № 160-пП утвержден Порядок предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В соответствии с п.1 указанного Порядка предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется Департаментом градостроительства Пензенской области.
При таких обстоятельствах заявление Капустиной А.А. о признании незаконным решения Департамента градостроительства Пензенской области об отказе в обеспечении заявителя жильем за счет средств федерального бюджета и возложении на Департамент градостроительства Пензенской области обязанности предоставить Капустиной А.А. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194, 198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Капустиной А.А. удовлетворить.
Признать решение Департамента градостроительства Пензенской области об отказе в обеспечении Капустиной А.А. жильем за счет средств федерального бюджета, изложенное в письме от (дата) (номер), незаконным.
Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Капустиной А.А. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в порядке, определенном Правительством Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Городищенский районный суд Пензенской области в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Городищенского районного суда
Пензенской области В.М.Ефремкин