РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Городище 01 декабря 2010 года
Городищенский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Ефремкина В.М., при секретаре Каракасиди Т.А., с участием заявителя Толокновой Н.В., ее представителя Елинова А.Г.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Толокновой Н.В. о признании незаконным решения Департамента градостроительства Пензенской области об отказе в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Толокнова Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства Пензенской области об отказе в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета. Заявление мотивировано тем, что ее муж - Т.И.М. проходил военную службу в рядах Советской Армии с (дата) по (дата), в том числе с (дата) по (дата) в войсковой части (номер), которая с (дата) по (дата) входила в состав Действующей армии, участвовал в боевых действиях в Венгрии. На основании пп.«а» п.1 ч.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» Т.И.М. являлся ветераном Великой Отечественной войны. (дата) Т.И.М. умер. Толокнова Н.В. пользуется льготами, установленными для вдов участников Великой Отечественной войны. Постановлением Администрации Павло-Куракинского сельсовета Городищенского района Пензенской области от (дата) (номер) Толокнова Н.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 принято решение завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». (дата) Толокнова Н.В. получила письмо Департамента градостроительства Пензенской области, из которого она узнала, что ей отказано в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку такое право не предусмотрено вдовам участников боевых действий, указанных в разделах I и II приложения к ФЗ «О ветеранах». Толокнова Н.В. с таким решением не согласна, т.к. ее муж не являлся ветераном боевых действий, а был ветераном Великой Отечественной войны, просит признать незаконным решение Департамента Градостроительства Пензенской области, изложенное в письме от (дата) (номер), об отказе в обеспечении ее жильем за счет средств федерального бюджета и обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить ей единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Заявитель Толокнова Н.В. и ее представитель Елинов А.Г. в судебном заседании заявление Толокновой Н.В. поддержали по указанным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства Пензенской области, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление Толокновой Н.В. обоснованным, исходя из следующего.
Из копии заявления Толокновой Н.В. от (дата) следует, что она обращалась в Департамент градостроительства Пензенской области и просила предоставить ей единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Согласно ответу Департамента градостроительства Пензенской области от (дата) (номер) Толокновой Н.В. отказано в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 со ссылкой на письмо Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 № 3796-СК/07 о том, что не подлежат обеспечению жильем бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и лица, участвовавшие в боевых действиях, указанных в разделах I и II приложения к ФЗ «О ветеранах».
Из копии письма Заместителя министра регионального развития РФ от 19.03.2010 № 3796-СК/07 следует, что лица, принимавшие участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II приложения к ФЗ «О ветеранах», несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714.
Согласно справке Отдела военного комиссариата Пензенской области по Городищенскому району от (дата) (номер) Т.И.М. проходил службу в рядах Советской Армии с (дата) по (дата), в том числе с (дата) по (дата) в в/ч (номер), которая входила в состав Действующей армии, участвовала в подавлении контрреволюционного мятежа в Венгрии.
Из копии свидетельства о заключении брака (номер) от (дата) следует, что Т.И.М. и С.Н.В. заключили брак (дата) и после регистрации брака им присвоены фамилии: мужу - Толокнов, жене - Толокнова.
Из копии свидетельства о смерти (номер) от (дата) следует, что Т.И.М. умер (дата).
Из копии удостоверения (номер), выданного (дата) следует, что Толокнова Н.В. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны.
Из копии постановления Администрации Павло-Куракинского сельсовета Городищенского района Пензенской области от (дата) (номер) следует, что Толокнова Н.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет как супруга умершего участника Великой Отечественной войны.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 18 Конституции Российской Федерации определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.2 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (далее - Закон о ветеранах) ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий.
На основании пп.«а» пп.1 п.1 ст.2 Закона о ветеранах к участникам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества.
В соответствии со ст.3 Закона о ветеранах к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
Приложением к Закону о ветеранах предусмотрено, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах», а на лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах».
В Разделе I приложения к Закону о ветеранах указаны боевые действия в Венгрии: 1956 год.
На основании ст.21 Закона о ветеранах независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает установленным, что Т.И.М. в период с (дата) по (дата) проходил службу в рядах действующей армии и принимал участие в боевых действиях в Венгрии, что подтверждается справкой Отдела военного комиссариата Пензенской области по Городищенскому району от (дата) (номер).
Системное толкование статей 2, 3 и приложения к Закону о ветеранах позволяет суду сделать вывод, что лица, принимавшие участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II приложения к Закону о ветеранах относятся к категории ветеранов Великой Отечественной войны, а лица, принимавшие участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III приложения к Закону о ветеранах относятся к категории ветеранов боевых действий.
Поскольку Т.И.М. принимал участие в боевых действиях в Венгрии, которые предусмотрены Разделом I приложения к Закону о ветеранах, он должен быть отнесен к категории ветеранов Великой Отечественной войны, а не ветеранов боевых действий. Такой вывод суда подтверждается также тем, что в пенсионном удостоверении Толокновой Н.В. имеется отметка, что она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, а не ветерана боевых действий.
Разъяснение, содержащееся в письме Заместителя министра регионального развития РФ от 19.03.2010 года № 10496-СК/07, на которое ссылается Департамент градостроительства Пензенской области, дано в отношении мер социальной поддержки ветеранов боевых действий, а не ветеранов Великой Отечественной войны, оно не касается критериев отнесения граждан к той или иной категории ветеранов.
Обстоятельства, при которых проходил военную службу Т.И.М. не подпадают под условия, предусмотренные ст.3 Закона о ветеранах, что не позволяет отнести его к категории ветеранов боевых действий.
Толокнова Н.В. состояла в браке с Т.И.М., после его смерти в повторный брак не вступала, в установленном порядке она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на соответствующий учет на основании постановления Администрации Павло-Куракинского сельсовета Городищенского района Пензенской области от (дата) (номер).
Таким образом, Толокнова Н.В., как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 Закона о ветеранах в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714, а решение Департамента градостроительства Пензенской области об отказе в обеспечении заявителя жильем является незаконным.
Статьей 23.2 Закона о ветеранах предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На основании ч.2 ст.3 закона Пензенской области «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» от 27.02.2010 № 1870-ЗПО порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, по их письменным заявлениям, определяется Правительством Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 21.03.2010 № 160-пП утвержден Порядок предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В соответствии с п.1 указанного Порядка предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется Департаментом градостроительства Пензенской области.
При таких обстоятельствах заявление Толокновой Н.В. о признании незаконным решения Департамента градостроительства Пензенской области об отказе в обеспечении заявителя жильем за счет средств федерального бюджета и возложении на Департамент градостроительства Пензенской области обязанности предоставить Толокновой Н.В. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194, 198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Толокновой Н.В. удовлетворить.
Признать решение Департамента градостроительства Пензенской области об отказе в обеспечении Толокновой Н.В. жильем за счет средств федерального бюджета, изложенное в письме от (дата) (номер), незаконным.
Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Толокновой Н.В. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в порядке, определенном Правительством Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Городищенский районный суд Пензенской области в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Городищенского районного суда
Пензенской области В.М.Ефремкин