Дело № 2-1095
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Городище 30 ноября 2010 года
Городищенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Надысиной Е.В.,
с участием истца Сукоровой А.Х.,
третьих лиц: Сукорова И.Ф., Сукоровой М.Ф., Бараевой Г.Ф.,
при секретаре Клюевой Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сукоровой А.Х. к администрации Среднеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области о включении недвижимого имущества в наследственную массу,
У С Т А Н О В И Л:
Сукорова А.Х. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Среднеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области о включении недвижимого имущества в наследственную массу, мотивируя свое требование тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер её супруг, С.Ф.Х., проживающий до дня смерти по адресу: <адрес>, который владел, пользовался жилым домом и нес расходы по его содержанию. Истец Сукорова А.Х. является наследником по закону после смерти супруга С.Ф.Х. Истец просит включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в наследственную массу, поскольку решение данного вопроса в судебном порядке ей необходимо для оформления наследства, в связи с тем, что на указанный жилой дом отсутствуют правоустанавливающие документы.
Истец Сукорова А.Х. в судебном заседании исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске. Просила суд включить в наследственную массу С.Ф.Х. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Ответчик - администрация Среднеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования истца признал, с иском согласен.
Изучив материалы дела, выслушав истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика и находит заявленное требование подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец Сукорова А.Х. является супругой С.Ф.Х., умершего ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о заключении брака серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно свидетельству о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного администрацией Среднеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области, земельный участок общей площадью <данные изъяты> га передан С.Ф.Х. в собственность.
Главой семьи в похозяйственной книге администрации Среднеелюзанского сельсовета <адрес> значился С.Ф.Х.
ДД.ММ.ГГГГ С.Ф.Х. умер (свидетельство о смерти <данные изъяты> № от дата ).
Согласно справке Среднеелюзанского сельсовета Городищенского района от ДД.ММ.ГГГГ № по день смерти с С.Ф.Х. в жилом доме по адресу: <адрес>, проживали: его супруга - Сукорова А.Х., дочь - Сукорова.Г.Ф., дочь - Сукорова М.Ф., сын - Сукоров И.Ф.
Правоустанавливающие документы на жилой дом отсутствуют, ввиду чего ДД.ММ.ГГГГ нотариусом г.Городище Пензенской области Сукоровой А.Х. в совершении нотариального действия отказано.
К имуществу С.Ф.Х., умершего ДД.ММ.ГГГГ, проживавшего по день смерти по адресу: <адрес>, открыто наследственное дело и Сукорова А.Х., Сукорова М.Ф., Сукоров И.Ф., Бараева Г.Ф. являются наследниками по закону, обратившимися к нотариусу.
Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, признаётся пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязаний третьих лиц; произвёл за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд считает установленным, что С.Ф.Х. в ДД.ММ.ГГГГ построил жилой дом, на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес>, предоставленном ему администрацией Среднеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ в собственность. В указанном доме с С.Ф.Х. проживали: его супруга - Сукорова А.Х., дочь - Сукорова.Г.Ф., дочь - Сукорова М.Ф., сын - Сукоров И.Ф. Домовладение было учтено в похозяйственной книге местной администрации. С.Ф.Х. умер ДД.ММ.ГГГГ.
На момент его смерти домовладение состояло из жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью - <данные изъяты> кв.м. в состав домовладения входили: <данные изъяты>. Домовладение, построено на земельном участке, предоставленном в собственность С.Ф.Х.
По правилам ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ст.219 ГК РФ, право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Общеизвестен факт о массовой застройки в период до 90-х годов 20 века в сельской местности индивидуальных жилых домов без соблюдения общего порядка строительства, предусматривавшегося действовавшим в то время постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1948 г. N 3211 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов".
Приказ Минстроя РФ от 4 апреля 1992 г. N87 "Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" в разделе I и II устанавливал, что:
- п. 1.3.: Учету в бюро технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд.
- п. 2.1.: Оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности.
Из содержания письма Минстроя РФ от 18 сентября 1994 г. N 15-1/56 «Временная методика и порядок проведения оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, по состоянию на 1 января 1995 г.» следует, что (п.1.4) непроинвентаризированные строения и сооружения, расположенные на территории сельских населенных пунктов и зарегистрированные за физическими лицами в делопроизводстве сельской администрации, похозяйственных книгах и подворных списках, считать принадлежащими гражданам на праве собственности, признанном в административном порядке.
К разряду самовольных это домовладение отнесено быть не может, поскольку участок под домовладением предоставлялся С.Ф.Х. законно. Жилой дом эксплуатируется по назначению и сведений о нарушении чьих-либо законных прав и законных интересов у суда не имеется.
Эти утверждения у суда сомнений не вызывают, поскольку в силу положений п.3 ст.10 ГК РФ в защите права со стороны суда допускается лишь в случаях, когда материалы дела свидетельствуют о совершении гражданином или юридическим лицом действий, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление правом. В то же время по делу не имеется доказательств или материалов, свидетельствующих о совершении С.Ф.Х. или истцом действий, направленных на злоупотребление правом.
По правилам ст.17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается в связи со смертью, поэтому регистрация в надлежащем порядке права собственности на домовладение за умершим С.Ф.Х. исключается.
В то же время право наследования, предусмотренное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.
Требование истца о включении домовладения, принадлежавшего С.Ф.Х., но не зарегистрированного надлежащим образом за ним на праве собственности, в состав наследственного имущества, правомерно, так как направлено на обеспечение права истца на наследование.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Включить в наследственную массу наследодателя С.Ф.Х., умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью - <данные изъяты> кв.м., с входящими в состав домовладения надворными постройками: <данные изъяты>, находящийся по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд в течение 10 дней.
Судья Городищенского районного суда
Пензенской области Е.В.Надысина