РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Городище 24 марта 2011 года
мотивированное решение
составлено: 28 марта 2011 года
Городищенский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Ефремкина В.М., при секретаре Каракасиди Т.А.,с участием истца Серовой Л.П., представителя ответчика Бояровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серовой Л.П. к ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав незаконным, назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Серова Л.П. обратилась в Городищенский районный суд Пензенской области с иском к ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав незаконным, назначении досрочной трудовой пенсии. Иск мотивирован следующим. Решением ГУ УПФР по Городищенскому району от (дата) (номер) истцу отказано в назначении досрочной пенсии за проживание в зараженной зоне № 4 в результате Чернобыльской аварии со снижением возраста на 2 года. Серова Л.П. с решением ответчика не согласна, т.к. им были приняты во внимание только сведения о регистрации по месту жительства, хотя она проживала в (адрес) с (дата). Серова Л.П. просит признать решение ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области от (дата) (номер) незаконным и обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию с 53 лет.
В судебном заседании Серова Л.П. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что в (адрес) она проживала с рождения. (дата) она переехала жить в (адрес), где и была прописана по месту жительства. (дата) Серова Л.П. со своей семьей фактически вернулась и стала снова проживать в (адрес) в доме, который купила ее свекровь - С.П.М., однако зарегистрированной по месту жительства в (адрес) Серова Л.П. оставалась до (дата).
Представитель ответчика Боярова С.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что Серовой Л.П. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку она была зарегистрирована по месту жительства в (адрес) с (дата), на момент аварии на Чернобыльской АЭС, она в указанном населенном пункте не проживала, в общей сложности она прожила в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом 4 года 4 месяца 5 дней, что дает ей право на снижение пенсионного возраста только на 1 год.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив представленные суду письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно копии паспорта Серовой Л.П. она родилась (дата).
Из копии заявления Серовой Л.П. в ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области от (дата) (номер), регистрационный номер (номер), следует, что (дата) истец обратилась к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости в связи с проживанием в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно протоколу Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области от (дата) (номер) Серовой Л.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку она проживала в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом 4 года 4 месяца 5 дней - с (дата) по (дата), что дает право на снижение пенсионного возраста только на 1 год.
По справке Администрации Павло-Куракинского сельсовета Городищенского района Пензенской области от (дата) (номер) Серова Л.П. была зарегистрирована с (дата) по (дата) и с (дата) по настоящее время в (адрес), отнесенном с (дата) по (дата) к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
По справке Администрации Павло-Куракинского сельсовета Городищенского района Пензенской области от (дата) (номер) Серова Л.П. действительно проживала, но не была зарегистрирована с (дата) по (дата) в (адрес), отнесенном с (дата) по (дата) к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
По справке ООО «Чаадаевское торговое предприятие Потребительского общества «Городищенское» от (дата) Серова Л.П. находилась в отпусках по уходу за ребенком с (дата) по (дата).
Свидетель А.А.П. суду показала, что в период (дата) она работала специалистом Администрации Павло-Куракинского сельсовета Городищенского района Пензенской области. Серова Л.П. проживала в (адрес) с рождения. В (дата) она снималась с регистрации в связи с переездом на место жительства в (адрес). В (дата) Серова Л.П. возвратилась и стала снова проживать в (адрес) без прописки. Она проживала в доме свекрови, значилась в похозяйственных книгах. Из-за отсутствия прописки Серову Л.П. не включали в списки избирателей на выборах, неоднократно администрация сельсовета делала замечания Серовой Л.П. о необходимости оформления регистрации в соответствии с фактическим местом жительства, что Серова Л.П. сделала только в (дата).
Свидетель В.А.П. суду показала, что постоянно проживает в (адрес), знает Серову Л.П. с детства, которая также проживала в (адрес). Примерно в (дата) Серова Л.П. переехала жить в (адрес), а примерно через 2 года вернулась и снова стала жить в (адрес) в доме свекрови по (адрес).
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статья 18 Конституции Российской Федерации определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон) настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
В соответствии со ст.7 Закона действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
На основании п.8 ст.13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Статьей 28.1 Закона предусмотрено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона.
В соответствии со ст.34 Закона гражданам, указанным в п.8 ст.13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р (в ред. распоряжения Правительства РФ 05.04.1993 № 557-р), которое утратило силу с принятием постановления Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582, населенный пункт Павло-Куракино Городищенского района Пензенской области до 01.02.1998 входил в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания указанных норм законодательства следует, что право на досрочное получение пенсии связано с фактическим проживанием лица на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а не с формальным наличием регистрации по месту жительства на указанной территории.
Оценив представленные в судебном заседании доказательства, суд считает установленным, что Серова Л.П. в период с (дата) по (дата) фактически проживала в (адрес) без регистрации, что подтверждается объяснениями истца, показаниями свидетелей, справкой Администрации Павло-Куракинского сельсовета Городищенского района Пензенской области от (дата) (номер).
Возражения ответчика против иска, помимо наличия у Серовой Л.П. регистрации в другом населенном пункте в период с (дата) по (дата), другими доказательствами не подтверждены, поэтому отказ истцу в праве на досрочную пенсию только на этом основании прямо противоречит действующему законодательству.
В соответствии с п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Судом установлено, что Серова Л.П. проживала на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в период с (дата) по (дата), т.е. более 8 лет, что дает ей право на снижение общего пенсионного возраста на 2 года. Серова Л.П. достигла возраста 53 лет (дата).
При таких обстоятельствах исковые требования Серовой Л.П. являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
К судебным расходам отнесена государственная пошлина, которая оплачена истцом при подаче искового заявления в размере 200 рублей, и подлежит взысканию в его пользу с ответчика в полном объеме.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Серовой Л.П. к ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области удовлетворить.
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области от (дата) (номер) в отношении Серовой Л.П. незаконным.
Обязать ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области назначить Серовой Л.П. досрочную трудовую пенсию с (дата), со снижением пенсионного возраста до 53 лет за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Взыскать с ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области в пользу Серовой Л.П. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Городищенский районный суд Пензенской области в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Городищенского районного суда
Пензенской области В.М.Ефремкин