Дело №2-690/2012 Решение от 20.08.2012 о предоставлении жилого помещения лицу, оставшемуся без попечения родителей



Дело № 2-690/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Городище                                                                             20 августа 2012 года

Городищенский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Надысиной Е.В.,

при секретаре Чиркиной Е.Г.,

с участием истца Харитоновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харитоновой О.А. к администрации г.Сурска Городищенского района Пензенской области об обязании администрации г.Сурска Городищенского района Пензенской области предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Харитонова О.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование своих требований, что она имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. Постановлением главы администрации г.Сурска Городищенского района Пензенской области от дата она (Харитонова О.А.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет на получение внеочередного жилья, как не имеющая жилой площади. Просила обязать администрацию г.Сурска Городищенского района Пензенской области предоставить ей жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании истец Харитонова О.А. исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, дополнив, что до регистрации брака с Х.И.И. она имела фамилию «<данные изъяты>». Постановлением главы администрации г.Сурска Городищенского района Пензенской области от дата она (Харитонова О.А.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет на получение внеочередного жилья, как не имеющая жилой площади.

Представитель ответчика - администрации г.Сурска Городищенского района Пензенской области в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении указал, что решением комитета местного самоуправления от дата о внесении изменений и дополнений в решение комитета местного самоуправления г. Сурска Городищенского района Пензенской области «О бюджете г.Сурска Городищенского района Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», на основании уведомления от дата Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области были предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения в сумме 946,8 тыс. руб.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, на стороне ответчика: Правительство Пензенской области, Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть иск в отсутствие их представителей, оставили разрешение иска на усмотрение суда.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд. Согласно со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ст. 57 ЖК РФ детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года, дети указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Частями 1 и 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки … детей-сирот, …, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Полномочия по формированию и ведению регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области вышеуказанной категории лиц, возложены на уполномоченный Правительством Пензенской области исполнительный орган государственной власти Пензенской области.

Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО (в ред. от 10.05.2011) "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по приобретению жилых помещений, принятию решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения, заключению договора социального найма в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области.

Статьей 2 Закона Пензенской области от 28.02.2011 N 2040-ЗПО "О внесении изменений в отдельные законы Пензенской области" отдельными государственными полномочиями в вышеуказанной сфере наделены органы местного самоуправления городов Городище, Сурска, рабочего поселка Чаадаевка, входящих в состав Городищенского муниципального района.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 57 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возлагается на орган местного самоуправления.

Иск предъявлен к надлежащему ответчику, т.к. в соответствии со                ст. 37 Закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенные нормы закона, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Харитоновой О.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания установлено, что К.О.А. дата зарегистрировала брак с Х.И.И. и ей присвоена фамилия «Харитонова».

Установлено, что Харитонова О.А. имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, постановлением главы администрации г.Сурска Городищенского района Пензенской области от дата признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет на получение внеочередного жилья, как не имеющая жилой площади.

Таким образом, Харитонова О.А. в силу положений ст.1 ФЗ РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и ей нормами указанного закона предоставлены дополнительные права и льготы, в том числе и право на обеспечение жилым помещением вне очереди.

Истцом было реализовано право на получение жилого помещения вне очереди до достижения 23 летнего возраста, как это предусмотрено действующим законодательством путем постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Однако до настоящего времен истец жильем не обеспечен.

Установлено, что Харитонова О.А. числится в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Доказательств, свидетельствующих о наличии у Харитоновой О.А. прав на объекты недвижимого имущества, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Харитонова О.А. является нуждающейся в жилом помещении, принята на учет в качестве таковой, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением вне очереди, на государственном обеспечении не находится, суд считает, что требования истца Харитоновой О.А. о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма обоснованы, так как данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         

Исковые требования Харитоновой О.А. к администрации г.Сурска Городищенского района Пензенской области об обязании администрации г.Сурска Городищенского района Пензенской области предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Сурска Городищенского района Пензенской области предоставить Харитоновой О.А. по месту жительства по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в через Городищенский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья Городищенского районного суда

Пензенской области                                                                       Е.В.Надысина