Решение о признании права на пенсию.



Дело № 2-87/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

....... ***

Городецкий городско суд нижегородской области в лице председательствующего судьи Ситниковой Н.К., с участием истца Лялюшкиной Н.А., при секретаре Воронковой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Лялюшкиной Н.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области о признании права на пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Лялюшкина Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР по Городецкому району о признании права на досрочную трудовую пенсию с ***, обязании включить в педагогический стаж её работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы с *** по ***, с *** по *** и обязании назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ***.

Из текста искового заявления Лялюшкиной Н.А. следует, что *** она обратилась в ГУ - УПФР по Городецкому району с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.

Решением ответчика от *** ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого двадцатипятилетнего стажа педагогической деятельности. Из её стажа были исключены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет с *** по ***, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с *** по ***.

Однако указанный отказ она считает незаконным, поскольку во время нахождения её в отпуске по уходу за ребенком, эти периоды согласно действующему на тот момент законодательству включались в подсчет специального стажа, как и время нахождения на курсах повышения квалификации.

С учетом изложенного просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ***, обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в её педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и обязать ответчика назначить ей пенсию с ***.

В судебном заседании Лялюшкина Н.А. свои доводы и исковые требования, изложенные в заявлении поддержала, дополнив, что сын Л.А.С. родился ***, т.е. отпуск по уходу за ребенком ей был предоставлен ранее внесенных в закон изменений. Приказ о предоставлении отпуска по уходы за ребенком был один. На работу она вышла только ***, в связи с производственной необходимостью. За время нахождения её на курсах повышения квалификации работодателем делались соответствующие отчисления (страховые взносы) в пенсионный фонд, а также за ней сохранялась средняя заработная плата. Направление на курсы повышения квалификации было вызвано производственной необходимостью, поэтому указанный период не может быть не зачтен ей в специальный стаж работы. Педагоги обязаны повышать свою квалификацию каждые пять лет.

С учетом изложенного, просит суд удовлетворить её исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения данного дела был извещен надлежащим образом. Письменным заявлением представитель ответчика просит суд рассмотреть данное дело без его участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика, в общем порядке.

Из письменного отзыва ГУ - УПФР по Городецкому району следует, что педагогический стаж истицы составляет * года * месяц * дней. Не может быть включен в подсчет специального стажа период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, Л.А., *** года рождения, с *** по ***, свыше полутора лет. Согласно Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» период нахождения в отпуске но уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет с ***.

До этой даты, согласно Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11 в стаж, дающий право па пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, засчитывалось только время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Период нахождения в отпуске свыше полутора лет в подсчет специального стажа не включался. Данное обстоятельство подтверждено Определением Конституционного Суда РФ №93-0-0 от 21.02.2008 года.

Период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с *** по *** также не может быть включен в подсчет педагогического стажа, так как в соответствии с нормативными актами, как ранее действовавшего пенсионного законодательства, так и в новом пенсионном законодательстве в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии включаются только периоды работы, а во время нахождения на курсах повышения квалификации такая работа не осуществлялась.

Учитывая, что у Лялюшкиной Н.А. отсутствует требуемый педагогический стаж, считает ее требования не правомерными, ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании исследовались письменные материалы дела:

- решение ГУ - УПФР по Городецкому району об отказе Лялюшкиной Н.А. в назначении пенсии, поскольку её специальный стаж составил * года * месяц * дней, что менее требуемых 25 лет. В подсчет специального стажа не включены периоды: с *** по *** - отпуск по уходу за ребенком и с *** по *** - время нахождения на курсах повышения квалификации;

- трудовая книжка Лялюшкиной Н.А.;

- справка МОУ ООШ № * от ***, согласно которой Лялюшкина Н.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком с *** по *** (приказ № * от ***). Сведения предоставлены на основании книги приказов № ***. и книги приказов № ***.;

- расчетный листок Лялюшкиной Н.А. за ***, согласно которого ей начислялась заработная плата;

- выписка из приказа № * МОУ ООШ №* от *** о том, что Лялюшкина Н.А. направлена на курсы повышения квалификации в НИРО ....... с *** по *** (1 сессия) с сохранением заработной платы.

Выслушав истца, изучив доводы ответчика, изложенные в отзыве и исследовав в совокупности письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ст.ст.7, 10, 11 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается женщинам, достигшим возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В страховой стаж включается период работы на территории Российской Федерации, при условии, что за этот период уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 19 указанного закона исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. Пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Согласно ст.18 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается по месту жительства обратившегося за трудовой пенсией.

В соответствии с требованиями пп.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: … лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста…

В силу ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации, не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с действовавшим законодательством, противоречит ч.1 ст.1,ч.ч.1-2 ст.19, ч.1ст.39, ч.ч.2 и 3 ст. 59 Конституции РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года, а также в ряде других определений ст. ст. 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18,19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенны в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года было предусмотрено, что с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27, 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков.

Указанные Правила не содержат норм, определяющих, засчитывать или не засчитывать в стаж для досрочной пенсии периоды нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Ограничения были предусмотрены ст. 167 К3оТ РСФСР в редакции Закона РФ от 20 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», согласно которой период нахождения в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж в случае назначения пенсии на льготных условиях, если указанный период имел место после 6 октября 1992 года. Статья 256 ТК РФ, введенного в действие с 01 февраля 2002 года, предусматривает, что отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Таким образом, до *** указанная норма не содержала каких-либо ограничений по зачислению в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности отпусков по уходу за ребенком.

В соответствии со ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Права и обязанности сторон возникли до введение в действие этого Закона, предусматривающего ограничения по включению в стаж для назначения льготной пенсии периода по уходу за ребенком.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж-работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Поскольку отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет истице был предоставлен до ***, то есть до введения в действие Закона, которым предусмотрены ограничения по включению в стаж для назначения льготной пенсии периода по уходу за ребенком, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с *** по *** подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что на основании приказа директора МОУ ООШ № * от *** № * Лялюшкина Н.А. была направлена на курсы повышения квалификации в НИРО ....... с *** по *** с сохранением заработной платы.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно ст. 10 этого же Закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу положений ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Так как на курсы истец направлялась работодателем, что было необходимо для повышения квалификации педагогического работника и связано с осуществлением педагогической деятельности, время нахождения на курсах является периодами рабочего времени. По месту работы Лялюшкиной Н.А. выплачивался средний заработок и в течение этого времени производились работодателем отчисления - страховые взносы в Пенсионный фонд. С учетом этого, суд усматривает правовые основания для включения периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

По вышеуказанным основаниям доводы представителя ответчика о том, что указанный период нахождения на курсах повышения квалификации не может быть зачтен по причине отсутствия указания конкретных норм действующего законодательства и не осуществлением в этот период педагогической деятельности истцом судом не принимается во внимание.

С учетом изложенного суд полагает, что к включенному ответчиком педагогическому стажу Лялюшкиной Н.А., который составил * года * месяц и * дней следует присоединить незаконно исключенные периоды: с *** по *** - отпуск по уходу за ребенком (* месяцев * дней) и с *** по *** (* дней), что в общей сложности составит * лет * дней.

Таким образом, вышеуказанные периоды работы Лялюшкиной Н.А. были незаконно исключены из подсчета специального стажа и на момент её обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии *** она имела необходимый двадцатипятилетний трудовой стаж педагогической деятельности, следовательно её исковые требования о признании права на досрочную трудовую пенсию с ***, обязании включить в педагогический стаж её работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы с *** по ***, с *** по ***, и обязании назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ***, заявлены законно и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в пользу истицы госпошлина в сумме *.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Лялюшкиной Н.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области о признании права на пенсию удовлетворить.

Признать за Лялюшкиной Н.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости с ***.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области включить в педагогический стаж работы Лялюшкиной Н.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с *** по *** и с *** по ***.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области назначить Лялюшкиной Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ***.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району Нижегородской области в пользу Лялюшкиной Н.А., расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме * (*) *

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Городецкого городского суда Н.К. Ситникова

Мотивированное решение изготовлено ***

Судья Городецкого городского суда Н.К. Ситникова