Решение о признании права на досрочное назаначение трудовой пенсии по старости



Дело № 2-638/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** г. Городец

Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Буренковой А.Н., при секретаре Шихориной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Колдашова А.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району о признании права на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, обязании включить в стаж период службы в армии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Колдашов А. М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району о признании права на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, обязании включить в стаж период службы в армии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию.

В исковом заявлении указал, что *** он обратился в комиссию ГУ-УПФР по Городецкому району по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, *. Основанием для обращения явился имеющийся необходимый трудовой стаж, связанный с * и служба в армии. Общий стаж составляет * лет.

Решением комиссии * от *** в назначении пенсии Колдашову А. М. было отказано, так как правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, не предусмотрено включение службы в вооруженных силах в подсчёт стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе в связи с *.

Колдашов А. М. считает отказ комиссии необоснованным, так как п. «г» п.1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии по выслуге лет работникам просвещения и здравоохранения», утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12 1959 года * предусматривает, что учителям, врачам и другим работникам просвещения, кроме осуществления трудовой деятельности по специальности, зачитывается служба в составе Вооружённых Сил СССР.

Постановление от 12.12.1959 г. №1397 не применяется на территории РФ с 01.10.1993 г. на основании постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953. Однако согласно статье 4 п.1. Гражданского Кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Период службы в составе Вооружённых Сил СССР с *** по *** проходил до принятия постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953 и соответственно подпадает под действие постановление от 12.12.1959 г. №1397.

Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в данном случае является ограничением его конституционного права как гражданина на социальное обеспечение, которое не может быть оправданно указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Истец просит признать за ним, Колдашовым А.М., право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с даты обращения в пенсионный фонд - с ***; обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области включить в стаж период службы в армии с *** по ***; обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области назначить Колдашову А.М. досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный фонд - с ***.

В судебном заседании Колдашов А. М. исковые требования поддержал, изложенные в исковом заявлении обстоятельства подтвердил.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району - ведущий специалист - эксперт (юрисконсульт) Управления Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Софронова С. В. исковые требования Колдашова А. М. не признала и пояснила, чтоКолдашов А.М. *** года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда по Городецкому району за назначением досрочной трудовой пенсии по старости как * работнику в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 №173-Ф3 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с вышеуказанной статьей трудовая пенсия по старости назначается раннее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеназванного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим * деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

* стаж истца составляет *.

Не может быть включен в подсчет * стажа период службы в армии с *** по ***, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, не предусмотрено включение службы в вооруженных силах в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе в связи с * деятельностью.

На момент службы истца в армии (с *** по ***) действовало, утвержденное Постановлением Совета Министров СССр от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам посвящения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В соответствии с п.4 данного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В данном случае стаж должен составлять *.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.04.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно разъяснению Минтруда России от 17.10.2003 г. № 4, такой порядок применяется в том случае, если на момент отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработан специальный стаж, давший право на досрочное назначение пенсии в рамках действовавшего законодательства.

Постановление от 12.12.1959 г. № 1397 не применяется с 01.10.1993 на основании постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953. На дату его отмены Истцом специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии (не менее 2/3 стажа) не был выработан и составил менее *, следовательно, его нельзя суммировать с периодом службы в армии.

Учитывая, что у истца отсутствует требуемый двадцатипятилетний * стаж, считает его требования не правомерными, просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебном заседании исследовались письменные материалы дела:

- копия трудовой книжки Колдашова А.М., *

- копия военного билета Колдашова А.М., *

- копия решения ГУ-УПФР по Городецкому району об отказе в назначении пенсии * от ***, которым Колдашову А. М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как на дату обращения за пенсией у Колдашова А. М. * стаж составляет менее требуемых 25 лет;

- пенсионное дело Колдашова А.М..

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст.ст.7, 10, 11 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В страховой стаж включается период работы на территории Российской Федерации, при условии, что за этот период уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст.ст.12, 19 указанного закона исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. Пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Согласно ст.18 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается по месту жительства обратившегося за трудовой пенсией.

В соответствии с требованиями пп.10 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим * деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Совмина СССР № 593 от 03.08.1972 г, Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 313 от 12.04.1984г., утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В соответствии с указанным Постановлением Совета Министров СССР и указанным положением предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

В соответствии с п.4 данного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

Таким образом, на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть на ***, требуемый стаж должен составлять *. Стаж работы Колдашова А. М., дающий ему право на досрочное назначение пенсии по старости составил менее 2/3 требуемого для назначения льготной пенсии стажа.

В настоящее время для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим * деятельность, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, которые не предусматривают включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с * деятельностью периода прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Не предусматривалась включение службы в составе Вооруженных Сил СССР и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Вместе с тем согласно подпункту «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшего в период прохождения службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, подлежала включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст. 18, ст. 19 и ст. 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего истец не мог предвидеть в дальнейшем исключение из * стажа периодов его службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Право на включение периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж работы по специальности, приобретенное на основании постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, не может быть аннулировано последующими постановлениями Правительства РФ.

В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с действовавшим законодательством, противоречит ч.1 ст.1,ч.ч.1-2 ст.19, ч.1ст.39, ч.ч.2 и 3 ст. 59 Конституции РФ.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, определяющей возможность исчисления указанного стажа по нормам действовавшего до 1 января 2002 г. законодательства независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично, спорный период службы с составе Вооруженных Сил СССР с *** до *** подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением * деятельности.

Доводы ответчика о том, что в стаж работы истца не подлежит включению в подсчет * стажа период службы в армии с *** по ***, не основаны на законе и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Судом установлено, что на день подачи заявления о назначении пенсии - *** истец имел * стаж продолжительностью * лет. Истец имеет необходимый страховой стаж.

Исковые требования о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, о включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию оспариваемого периода, о понуждении ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости подлежат удовлетворению.

Истец просит признать право на досрочную трудовую пенсию с даты обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, то есть с ***.

Исходя из изложенного, право на досрочную трудовую пенсию по старости за Кондрашовым А. М. следует признать с ***, с этой же даты обязать ответчика назначить ему льготную трудовую пенсию.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца госпошлина в сумме * рублей.

Руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Кондрашову А.М., период службы в составе Вооруженных Сил СССР - с *** до ***.

Признать за Кондрашовым А.М. право на досрочную трудовую пенсию по старости с ***.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району назначить Кондрашову А.М. досрочную трудовую пенсию по старости с ***.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району в пользу Кондрашова А.М. расходы по оплате государственной пошлины в размере * рублей * копеек.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в десять дней.

Судья А.Н.Буренкова