Определение о признании незаконными действий государственных служащих



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

гор. Городец       ***

Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Трухиной О.И., при секретаре Соколовой Я.А., с участием представителя истца Тороповой Н.П., представителя заинтересованных лиц Балесковой С.Б., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению

Городецкого городского прокурора в интересах Российской Федерации о признании незаконными действий государственных служащих,

УСТАНОВИЛ:

Городецкий городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий государственных служащих - заместителя главного государственного инспектора Городецкого, Ковернинского, Сокольского районов по использованию и охране земель Жаркова П.Н. по изданию распоряжения от *** * о проведении плановой проверки в отношении ООО «Земледелец», действия государственного инспектора Городецкого отдела Управления Росреестра по Нижегородской области Висковой О.С. по истребованию у ООО «Земледелец» следующих документов: уставные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельства, подтверждающие право на выполнение работ, документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации, регистрационные документы саморегулируемой организации с указанием почтового адресу, банковские реквизиты, приказ о назначении на должность, договоры аренды, оперативного управления, безвозмездного пользования, лизинга, купли-продажи и др. на земельный участок и расположенные на нем строения (помещения); планово-картографического материала (землеустроительное дело, межевое дело, технический отчет, исполнительная съемка, кадастровый план, план БТИ и др.); распоряжений, постановлений, решений администрации районов, Города, области, по вопросам предоставления и использования как земельного участка и строений на нем; журнал учета проверок юридического лица. Просит обязать заинтересованных лиц устранить в полном объеме допущенные нарушения. При проведении проверок нарушены следующие требования закона: Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), определен Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее -Федеральный закон № 294-ФЗ). В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Городецкого, Ковернинского, Сокольского районов по использованию и охране земель Жаркова П.Н. от *** за * государственным инспектором Висковой О.С. проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Земледелец», по результатам которой составлен акт от *** *. В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель заинтересованных лиц Жаркова П.Н. и Висковой О.С. - Балескова С.Б. полагает, что имеются основания для прекращения производства по делу.

Заслушав мнение заявителя, заинтересованных лиц, исследовав представленные письменные материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу. Указанный вывод основан на следующем.

Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

К должностным лицам, в частности, относятся должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено также, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Таким образом, в заявлении должны содержаться обоснования невозможности предъявления искасамим гражданином, Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Между тем, в заявлении прокурора, такого обоснования не содержится. Не указаноконкретно в чем же заключается нарушение интересов Российской Федерации, не указано какое право нарушено, доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самой Российской Федерацией, прокурором не представлено, в то время как следует из содержания ст. 45 ГПК РФ» предписано, в том числе, прокурорам городов и районов, неукоснительнособлюдать требования материального и процессуального права.

Из содержания заявления Городецкого городского прокурора усматривается, что заявление подано в защиту ООО «Земледелец» в результате якобы незаконных действий должностных лиц Управления по вопросу проведения проверки соблюдения земельного законодательства. Бесспорно, что законы Российской Федерации должны исполняться, однако, если следовать логике заявления прокурора, то при нарушении законов прокурор имеет право обратиться в суд в любых случаях, чьи бы права и свободы этим не нарушались, поскольку нарушение прав и свобод в основном сопровождается противоправностью. Однако, это противоречило бы статье 45 ГПК РФ, в которой закреплены конкретные случаи, когда и при каких условиях прокурор имеет право обратиться в суд. В данной норме права не указано, что прокурор имеет право обращаться в суд в защиту интересов организаций, поскольку это регламентировано другим Законом.

Согласно ст. 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 части первой ст. 134 настоящего кодекса, т.е. заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

Таким образом, суд полагает, что в данном случае производство по заявлению Городецкого городского прокурора об оспаривании действий должностных лиц подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 220, 134, 224, 225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу по заявлению Городецкого городского прокурора в интересах российской Федерации о признании незаконными действий государственных служащих прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Городецкого городского суда О.И. Трухина.