Решение о надоначисленной и невыплаченной заработной плате



дело №2-1120

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Городец              ***

Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Перлова С.Е., при секретаре Соколовой Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседанииисковоезаявление

Калягиной М.Н. к Государственному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Заволжский специализированный дом ребенка» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части выплаты вознаграждения за труд не ниже минимального размера оплаты (минимальной заработной платы),

УСТАНОВИЛ:

Калягина М.Н. обратилась с иском к ГУЗ НО «Заволжский специализированный дом ребенка» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме * рубля * копейка.

В исковом заявлении Калягина М.Н. указала, что в период времени с *** по *** работала в ГУЗ НО «Заволжский специализированный дом ребенка» *. Ее заработная плата с *** составляла * рублей и включала в себя оклад в размере * рублей, компенсирующие выплаты в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями в размере *%, то есть * рублей. По мнению Калягиной М.Н., установленный ей размер заработной платы нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям Конституции Российской Федерации и трудового законодательства, в связи с тем, что на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда, который составляет * рублей в месяц. Ответчик при расчете заработной платы производил начисление компенсационных, стимулирующих, социальных выплат за работу в ночное время и праздничные дни не с учетом минимального размера оплаты труда, а исходя из размера должностного оклада. Должностной оклад истца значительно меньше минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.

В связи с изложенным, Калягина М.Н. просит взыскать с Государственного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Заволжский специализированный дом ребенка» недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме * рубля * копейка.

В судебном заседании Калягина М.Н. исковые требования поддержала, изложенные обстоятельства подтвердила, просит взыскать с Государственного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Заволжский специализированный дом ребенка» недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме * рубля * копейка.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в период времени с *** по *** Калягина М.Н. работала в ГУЗ НО «Заволжский специализированный дом ребенка» в должности палатной санитарки. Заработная плата истца с *** превышала минимальный размер оплаты труда, установленный на территории Российской Федерации. Таким образом, нарушений при выплате Калягиной М.Н. заработной платы, в оспариваемый период, со стороны ответчика не имелось, так как в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором.

Истец основывают свои требования на том, что размеры именно тарифных ставок окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера труда.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 Трудового кодекса исключена ч.2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ), установлено, что месячная заработная платаработникаполностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Анализ вышеизложенного свидетельствует о том, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного и стимулирующего характера в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами заработной платы, её составной частью.

Таким образом, действующее законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.

Данный вывод также нашел отражение в позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в Определении от 01.10.2009г. № 1160-0-0, который основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом, трудовым законодательством допускается установление должностных окладов (тарифных ставок), являющихся составной частью заработной платы работников, в размерах ниже МРОТ, но лишь при условии, что общая сумма заработной платы работника, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного МРОТ.

ГУЗ НО «Заволжский специализированный Дом ребенка» представлено в материалы дела письмо Министерства здравоохранения Нижегородской области «Об оплате труда работников здравоохранения Нижегородской области» от 06.04.2009г. № 315-06-19/220, которое было направлено Министерством для руководства в работе во все структурные учреждения здравоохранения, и в котором дано разъяснение, что «в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором. При доведении заработной платы работника до минимального размера оплаты труда учитываются все компенсационные выплаты (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и т.п.) и стимулирующие выплаты (в том числе премии), предусмотренные системой оплаты труда».

Ранее данное Президиумом Верховного Суда разъяснение от ***, относительно соотношения МРОТ и окладов, согласно которому размеры тарифных ставок окладов (должностных окладов) работников, полностью отработавших месячную норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) не могут быть ниже установленного законом МРОТ без учета компенсационных и стимулирующих выплат, а все иные компоненты зарплаты и социальные выплаты лишь свыше МРОТ, *** Президиумом Верховного Суда отозвано. И в настоящее время поддерживается позиция, что вся месячная зарплата, включаястимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ, установленного Федеральным законом. При этом допускается установление окладов ниже МРОТ. В качестве примера можно привести уже упоминаемое выше Определение Конституционного Суда РФ от *** *, где в мотивировочной части констатируется, что при внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от *** №54-ФЗ) «законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившим силу норму части четвертой статьи 133 ТК РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом», при этом, подчеркнул Конституционный Суд РФ, «допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера». Такую же позицию можно встретить в Определение Верховного Суда РФ от *** *-В10-2; Определение Верховного Суда от *** *-В10-2; Решение Верховного суда РФ от *** № ГКПИ 08-2150; Решение суда Комсомольска-на-Амуре от *** и т.д.

Поскольку совокупный размер месячной заработной платы истца в оспариваемый период превышал минимальный размер оплаты труда нарушений трудовых прав Калягиной М.Н. при выплате ей заработной платы в указанный ею период не допущено.

В связи с вышеизложенным, представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований Калягиной М.Н. отказать в полном объеме.

В судебном заседании исследованы письменные материалы дела:

- расчетные листки Калягиной М.Н. * из которых следует, что заработная плата, полученная Калягиной М.Н. за вышеуказанные периоды превышает минимальный размер оплаты труда;

- расчетные ведомости за * года;

- выписка из тарификационного списка работника Калягиной М.Н.;

- выписка из приказа по ГУЗ НО «Городецкий специализированный дом ребенка» от ***, в соответствии с которым санитарке палатной Калягиной М.Н. разрешено совместительство санитарок палатных за находящихся в отпусках и на больничных листах санитаров с ***;

- выписка из приказа по ГУЗ НО «Городецкий специализированный дом ребенка» от ***, согласно которому Калягина М.Н. принята ***;

- уведомление от *** * о реорганизации ГУЗ НО «Городецкий специализированный дом ребенка» и присоединения ГУЗ НО «Заволжский специализированный дом ребенка»;

- паспорт Калягиной М.Н., *;

- трудовая книжка Калягиной М.Н., *»;

- положение об оплате труда работников государственного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Городецкий специализированный дом ребенка», утвержденный главным врачом ***;

- штатное расписание ГУЗ НО «Городецкий специализированный дом ребенка» на ***;

- письмо Министерства здравоохранения Нижегородской области «Об оплате труда работников здравоохранения Нижегородской области» от 06 апреля 2009года № 315-06-19/220, которое было направлено Министерством для руководства в работе во все структурные учреждения здравоохранения, и в котором дано разъяснение, что «в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Калягина М.Н. в период времени с *** по *** работала в ГУЗ НО «Заволжский специализированный дом ребенка» *. Ее заработная плата с *** составляла * рублей и включала в себя оклад в размере * рублей, компенсирующие выплаты в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями в размере *%, то есть * рублей.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового кодекса РФ). Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.

С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Поскольку совокупный размер месячной заработной платы Калягиной М.Н., включая должностной оклад, доплату за работу в ночное время, нерабочие праздничные дни, а также иные выплаты, составляет минимальный размер оплаты труда, нарушений трудовых прав истца при выплате ей заработной платы в указанный ею период ответчиком не допущено. Минимальный размер оплаты труда с ....... года в России составляет * рублей.

На основании изложенного исковые требования Калягиной М.Н. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Калягиной М.Н. к Государственному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Заволжский специализированный дом ребенка» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части выплаты вознаграждения за труд не ниже минимального размера оплаты (минимальной заработной платы), отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Городецкого городского суда С.Е. Перлов

Мотивированное решение изготовлено ***.

Судья Городецкого городского суда С.Е. Перлов