Дело № 2-69/12 г. Городец 17 февраля 2012 года Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Шевелиловой С.Ю. с участием прокурора Висковой Ю.А. при секретаре Люлиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Городецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области о понуждении к приведению дорог общего пользования в соответствие с требованиями безопасности, УСТАНОВИЛ: Городецкий городской прокурор Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области о понуждении администрации муниципального образования г. Заволжье Городецкого района Нижегородской области к приведению дорог общего пользования в соответствие с требованиями безопасности. В исковом заявлении истец указал, что Городецкой городской прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства о транспортной безопасности в сфере дорожной деятельности и автомобильного транспорта в г. Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области, в ходе которой установлено, что обследованные автодороги муниципального значения, дорожное покрытие проезжих частей ....... находятся в неудовлетворительном состоянии. На данных участках имеется сильный износ асфальтобетонного покрытия, множественное скопление ям размеров, превышающих требованиям ГОСТ Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. № 221. По результатам вышеуказанного обследования дорожного покрытия начальником ОГИБДД МО МВД России «Городецкий» *** главе администрации г. Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области было выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Ненадлежащее состояние дорог не способствует защите прав граждан на безопасность дорожного движения, а администрация г. Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области мер по ремонту дорожного покрытия вышеуказанным участкам не предпринимает. В силу ст.ст.17, 18 ФЗ от 08.11.2011 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №257-ФЗ) содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания беспребойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местной самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также согласно п.7 данной статьи к вопросам к вопросам местного значения поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. В соответствии с ч.11 ст.5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно ч.8 ст.5 Федерального закона №257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно постановления главы администрации г. Заволжья Городецкого района Нижегородской области от 27.10.2009 №315 дороги местного значения, расположенные в г. Заволжье, приняты в муниципальную казну г. Заволжья. Невыполнение требований закона и возложенных на органы местного самоуправления обязанностей привело к тому, что обследованные участки дорог представляют опасность для жизни и здоровья граждан. Их ненадлежащее эксплуатационное состояние способствует дорожно-транспортным происшествиям. Согласно ч.3 ФЗ от 08.11.2011 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Просит обязать администрацию муниципального образования города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области дорожное покрытие проезжих частей ....... разрушенное покрытие в виде углублений восстановить, довести до норм требования ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Затем истец отказался от исковых требований обязать администрацию муниципального образования города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области дорожное покрытие проезжих частей ....... разрушенное покрытие в виде углублений восстановить, довести до норм требования ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку указанный участок дороги не передан в муниципальную казну муниципального образования г. Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области. Отказ судом принят. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис-1» (далее ООО «Жилсервис-1»), общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис -2» (далее ООО «Жилсервис-2»). В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, изложены обстоятельства подтвердила. Представитель ответчика администрация города Заволжья Городецкого района Нижегородской области в судебном заседании исковые требования не признала. Было пояснено, что Правительством Нижегородской области утверждена целевая программа «Комплексное благоустройство территории в границах муниципальных образований Нижегородской области на ***.г.». В рамках данной программы в настоящее время произведен ремонт участка дороги между домами ....... Прилегающая дорога к дому ....... относится к дворовой территории многоквартирного дома и находится в ведении ООО «Жилсервис-1». Прилегающая дорога к домам от * до * по ....... относится также к дворовой территории многоквартирного дома и находится в ведении ООО «Жилсервис-2». Ремонт дворовой территории является предметом обязательств управляющей организации, в управлении которой находятся многоквартирные дома, поскольку тариф на содержание и ремонт МКД сформирован с учетом площади дворовой территории. Согласно закона Нижегородской области от 10.09.2010 года № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» уборка и содержание земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, дворовой территорией, иными объектами, предназначенными для обслуживания, возлагается на собственников помещения такого дома либо на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. В соответствии с перечнем работ по текущему ремонту МКД, приведенном в пункте 17 приложения № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170, к работам по текущему ремонту относится внешнее благоустройство: ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток. В силу положений статьи 46 ФЗ от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» названные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда носят обязательный характер для управляющей организации. Полагают, что в данном случае у прокурора не имеется оснований для обращения с иском в суд ввиду отсутствия самого спора по поводу приведения в нормативное состояние автомобильных дорог в городе Заволжье, поскольку администрация города Заволжья в рамках своих полномочий и финансовых возможностей выполняет возложенные на нее законом и Уставом города обязанности в данном направлении деятельности. * отремонтировано * кв.м. дорог, в том числе тротуаров на общую сумму * тысячи рублей. Заложенные в бюджет средства полностью освоены. *** предусмотрено выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, в бюджете предусмотрены средства на проведение ремонта. Администрация г. Заволжья решает, какие дороги подлежат первоначальному ремонту. Просят отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. Представитель третьего лица ООО «Жилсервис -1» в судебном заседании пояснила, что управляющая компания создана с целью улучшения качества предоставляемых услуг населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предметом деятельности общества являются: техническое обслуживание, содержание многоквартирных жилых домов; текущий и капитальный ремонт; управление нежилым фондом; содержание придомовых территорий. В соответствии с договором управления многоквартирным домом, заключенным между ООО «Жилсервис-1»и собственниками, указана придомовая территория. Придомовые территории не содержат заявленные прокурором участки дорог. К уставной деятельности общества не относится содержание и ремонт дорог общего пользования, таким образом, ответственность за ненадлежащее состояние дорог в г. Заволжье общество не несет. ООО «Жилсервис-1»не может нести бремя содержания общегородских дорог и тротуаров микрорайона-........ Представитель третьего лица ООО «Жилсервис-2» в судебном заседании указала, что с доводами ответчика не согласна. В соответствии с п.2 главы 1 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. №491) в состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Согласно данных кадастровых планов автодорога у домов, * по ....... не входит в земельные участки этих домов. Перечень и объем работ по содержанию придомовых территории определен в соответствии с методическими рекомендациями и включает в себя: уборку придомовых территорий (подметание, очистка от снега), скалывание наледей, посыпку пескосоляной смесью, очистку от порослей, травы, скашивание травы, подрезание кустарников, вывоз и размещение травы и веток на полигонах ТБО, очистка придомовых территорий механизированным способом. Работы по ремонту автодорога в тариф не входят. Возможностей выполнить объемы работ сверх установленного тарифа ООО «Жилсервис-2» не имеет возможности. Работы по содержанию и ремонту дорог согласно Устава г. Заволжья выполняются силами администрации с привлечением подрядных организаций на конкурсной основе. Указанную дорогу по акту никто ООО «Жилсервис-2» не передавал, тариф на ее содержание не устанавливал. Кроме того, содержание и ремонт дорог общего пользования не относится к уставной деятельности общества и, таким образом, общество не несет ответственность за ненадлежащее состояние дорог в г. Заволжье. На основании изложенного, ООО «Жилсервис-2» не может нести бремя содержания общегородской дороги по ........ В судебном заседании исследованы: предписание от *** МО МВД России «Городецкий», постановление главы администрации города Заволжья Городецкого района Нижегородской области * от *** «О передачи имущества в муниципальную казну города Заволжья», акт приема-передачи имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «ГЖХ», в муниципальную казну г. Заволжья. Исследованы устав ООО «Жилсервис-1», устав ООО «Жилсервис-2», договор управления * многоквартирным домом, расположенным по адресу: ........ Исследованы другие материалы дела. Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований. Указанный вывод основан на следующем. В соответствии со ст. 2 ФЗ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. В силу ст. 3 вышеназванного закона один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. В соответствии со ст. 5 ФЗ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 4 ст. 6 указанного федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района. В соответствии со ст. 12 указанного федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. В соответствии с ч. 2 ст. 13 указанного федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. В соответствии с ч. 4 ст. 17 указанного федерального закона в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Согласно п. 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местной самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Установлено, что согласно постановления главы администрации города Заволжья Городецкого района Нижегородской области * от *** дороги местного значения, расположенные в г. Заволжье, приняты в муниципальную казну г. Заволжья. Суд полагает, что требования Городецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. При удовлетворении указанных требований суд учитывает, что средства на работы по ремонту дорог включены в бюджет муниципального образования на 2012 год, что подтверждено представителем ответчика. Доводы представителя ответчика о том, что ООО «Жилсервис-1» и ООО «Жилсервис-2» должны осуществлять ремонт прилегающих к придомовой территории дорог не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не основаны на законе. Нормативно-техническим документом в области содержания и текущего ремонта объектов жилищного фонда являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года №170, зарегистрированные в Минюсте России 15.10.2003 года за №5176. Согласно п.п. 3.6.1, 3.6.8 указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда уборка площадок, дворов, дорог, тратуаров, дворовых и внутриквартальных проездов производится организациями по обслуживанию жилищного фонда. При этом санитарное содержание не ставится в зависимость от формирования земельных участков. Однако данные нормы распространяются только на организацию уборки и обеспечения чистоты, не распространяясь на ремонт и восстановление дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Доводы представителей ООО «Жилсервис-1» и ООО «Жилсервис-2» о том, что они несут бремя содержания придомовой территории в границах межевания не основаны на законе. При определении круга обязанностей они должны руководствоваться вышеуказанными Правилами. В соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в федеральный бюджет. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования городецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования г. Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области дорожное покрытие проезжих частей ....... разрушенное покрытие в виде углублений восстановить, довести до норм требования ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Установить срок для восстановления до ***. Взыскать с администрации муниципального образования г. Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области в федеральный бюджет госпошлину * рублей. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение 30 дней со дня вынесения решения. Судья С.Ю.Шевелилова