Решение о взыскании задолженности по ежегодной денежной компенсации



Дело № 2-558/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2012 года      г. Городец

Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Шевелиловой С.Ю., при секретаре Люлиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Леднева С.П. к Государственному бюджетному учреждению «Центр предоставления мер социальной поддержки Городецкого района» о взыскании задолженности по ежегодной денежной компенсации за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы,

УСТАНОВИЛ:

Леднев С.П. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Ледневу С.П. * связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Леднев С.П. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению «Центр предоставления мер социальной поддержки .......» о взыскании задолженности по ежегодной денежной компенсации за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы за *. в размере * рубль * копейки.

В исковом заявлении истец указал, что является участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС*. Считает, что в соответствии со ст. 39 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 года ему должна выплачиваться ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие Чернобыльской АЭС.

Решением Городецкого городского суда от *** наложена обязанность на Государственное Учреждение «Центр предоставления мер социальной поддержки Городецкого района» выплачивать Ледневу С.П., начиная с *** ежегодную выплату в возмещении вреда здоровью в размере * рубля * копеек с последующей индексацией в установленном законном порядке. *** ежегодная денежная компенсация за вред здоровью ему не выплачивалась. На письменные и устные обращения в ГБУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» по поводу выплаты денежной компенсации получил отказ.

Ежегодная компенсация за вред здоровью *** составляет с учетом коэффициентов индекса уровня инфляции за ***. * рубля * копейки * Ежегодная компенсация ***. составляет * рубля * копейки (* рубля * копейки x * x индекс ***.). Таким образом, из-за не вовремя выплаченной ежегодной компенсации образовалась задолженность за ***. в размере * рубль * копейки.

Просит взыскать с Государственного бюджетного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки Городецкого района» задолженность по ежегодной денежной компенсации за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы за ***. в размере * рубль * копейки.

Затем Леднев С.П. уменьшил исковые требования, просит взыскать * рублей * копейку, поскольку *** на его лицевой счет была перечислена ежегодная компенсация за вред здоровью за *** в размере * рубля * копейки.

*** определением судьи заменен ненадлежащий ответчик Государственное учреждение «Центр предоставления мер социальной поддержки Городецкого района» на надлежащего Государственное бюджетное учреждение «Центр предоставления мер социальной поддержки Городецкого района».

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, изложенные обстоятельства подтвердил.

Представитель Государственного бюджетного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки Городецкого района» в судебном заседание исковые требования не признала. Было пояснено, что решением Городецкого городского суда от *** было установлено обязать Государственное бюджетное учреждение «Центр предоставления мер социальной поддержки Городецкого района» выплачивать Ледневу С.П., начиная с *** ежегодную выплату в возмещение вреда здоровью в размере * рубля * копеек с последующей индексацией в установлено законом порядке.

В соответствие со ст. 39 Закона данной категории граждан предусмотрена ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы.

В соответствии с Правилами выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсации семьям за потерю кормильца, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 907, для получения компенсации получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения заявление (с указанием почтового адреса и реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), с приложением соответствующих документов.

Таким образом, взыскиваемая компенсация носит заявительный характер и требует ежегодного обращения в органы социальной защиты. Данный факт подтверждается в п. 2 Правил финансового обеспечения расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 года № 542, в котором говорится о том, что финансовое обеспечение расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном законе на соответствующий год Министерству финансов РФ.

Однако Леднев С.П. *** за предоставлением компенсации не обратился и в связи с этим назначить ее не представилось возможным.

За предоставлением компенсации *** истец обратился в Учреждение ***, поэтому список получателей компенсации (пособий) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с Законом был направлен специалистами в Управление Федерального казначейства по Нижегородской области ***, в соответствии с Соглашением «О перечислении компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний» от *** *. Компенсация была выплачена ***.

За предоставлением компенсации за *** Леднев С.П. в Учреждение не обращался.

Полагают, что расчет индексации компенсации, представленный Ледневым С.П. не соответствует требованиям законодательства.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 года № 914 коэффициент индексации на 2009 год составил - 1,13, постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 года № 1024 коэффициент индексации на 2010 год составил 1,1, постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 года № 914 коэффициент индексации на 2011 год составил 1,065, постановлением Правительства от 08.12.2011г. № 1019 коэффициент индексации на 2012г. составил - 1,06.

В связи с этим размер компенсации рассчитывается следующим образом: * рублей (обращения не поступало).

Полагают, что ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы Ледневу С.П. специалистами Учреждения выплачена в полном объеме и в соответствии с законодательством РФ. Требования истца в исковом заявлении носят необоснованный характер, являются несостоятельными. Полагают, что требования Леднева С.П. удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании исследовались: решение Городецкого городского суда от ***, ответ ГБУ «Центр предоставления мер социальной поддержки Городецкого района» * от ***, соглашение * «О перечислении компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний» от ***, список от *** * получателей компенсации (пособий) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний на ***, заявление * от *** Леднева С.П. о назначении социальных пособий, ежемесячных выплат, субсидий, компенсаций.

Исследованы другие материалы дела.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд полагает исковые требования Леднева С.П. о взыскании задолженности по ежегодной денежной компенсации за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы подлежат удовлетворению.

Из положений ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - это конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В соответствии сч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 вышеуказанного Закона предусматривается право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

*.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с решением Городецкого городского суда от *** предусмотрена обязанность ответчика выплачивать Ледневу С.П., начиная с *** ежегодную выплату в возмещение вреда здоровью в размере 2224 рубля 08 копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Установление и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

В соответствии с Правилами выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсации семьям за потерю кормильца, утвержденными постановлением Правительства РФ от *** *, для получения компенсации получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения заявление (с указанием почтового адреса и реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), с приложением соответствующих документов.

Установлено, что Леднев С.П. в Государственное бюджетное учреждение «Центр предоставления мер социальной поддержки Городецкого района» за получением компенсации за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы *** не обращался. С заявлением о выплате ему компенсации *** Леднев С.П. обратился в ***, которая ему перечислена *** в размере * рублей * копейки. Размер компенсации *** составляет * рубля * копейки. Поскольку данная сумма истцу не выплачена, а выплата указанных компенсаций является обязанностью государства, то с ответчика суд полагает возможным взыскать указанную сумму.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ).

Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

*

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Во исполнение требований закона Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 7 мая 2005 г., N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21 декабря 2010 N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.

Суд полагает, что требование истца об индексации невыплаченной *** компенсации не основано на законе и удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в федеральный бюджет.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Леднева С.П. удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки Городецкого района» в пользу Леднева С.П. ......., проживающего по адресу: ......., ежегодную компенсацию за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы * рубля * копейки.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки Городецкого района» в федеральный бюджет госпошлину в размере * рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Городецкий городской суд в течение 30 дней со дня вынесения решения.

Судья      С.Ю. Шевелилова