Решение о признании незаконными действий по взиманию платы за капитальный ремонт жилого помещения с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управленияи организации, не принявших на общем собрании решения об установлении размера пла



Дело № 2-751/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Городец       10 мая 2012 года

Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Ситниковой Н.К., с участием помощника прокурора Петровой Н.В., представителя ответчика Земцова К.Г., при секретаре Шастовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Городецкого городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая компания» о признании незаконными действий по взиманию платы за капитальный ремонт жилого помещения с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Городецкий городской прокурор обратился в суд с иском в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Домоуправляющая компания» о признании незаконными действий по взиманию платы за капитальный ремонт жилого помещения с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения и возложении обязанности произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения за истекший период * года, исключив плату за капительный ремонт.

Определением суда от *** принят отказ Городецкого городского прокурора от исковых требований к ООО «Домоуправляющая компания» в части возложения обязанности произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения за истекший период * года, исключив плату за капительный ремонт.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала и пояснила, что была проведена проверка соблюдения законодательства о жизнеобеспечении населения в части взимания платы за капитальный ремонт, в ходе которой установлено, что в * году ООО «Домоуправляющая компания» производит взимание платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении данной организации. Однако собственники помещений в многоквартирных домах не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения.

При взимании платы за капитальный ремонт ООО «Домоуправляющая компания» руководствовалось решением Думы города Заволжья Городецкого района * от *** «Об оплате жилого помещения в * году».

Пунктом 3 вышеуказанного решения установлено, что размер платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме для собственников помещений, которые не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается согласно приложению 3.

Однако в соответствии с действующим жилищным законодательством размер платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома устанавливается по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.Решение Думы города Заволжья Городецкого муниципального района * от *** противоречит действующему законодательству. Указанное решение было опротестовано прокурором.

Таким образом, ООО «Домоуправляющая компания» взимание платы за капитальный ремонт с собственников помещений многоквартирных жилых домов производит неправомерно, с нарушением требований действующего законодательства, что недопустимо.

Действия ООО «Домоуправляющая компания» по взиманию платы за капитальный ремонт нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации, заключающиеся в верховенстве закона, единства и укрепления законности.

С учетом изложенного просит суд признать действия ООО «Домоуправляющая компания» по взиманию платы за капитальный ремонт жилого помещения с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении данной организации, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения, незаконными.

Представитель ответчика ООО «Домоуправляющая компания» исковые требования прокурора признал и пояснил, что при взимании платы за капительный ремонт ответчик руководствовался решением Думы от ***, т.к. не знали о его незаконности. В настоящее время ведется работа по устранению допущенного нарушения.

Выслушав доводы прокурора, принимая во внимание признание иска представителем ответчика, и исследовав письменные материалы дела, в частности письмо от ***, протоколы общих собраний собственников жилых помещений, списки регистрации собственников и акты о приемке выполненных работ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества лежит на его собственнике, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии со ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилищное законодательство основывается, в том числе, на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Согласно ст. 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В силу ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ст. 44 Жилищного кодекса РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

- принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме;…

В соответствии со ст. 158 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

В судебном заседании установлено, что в * году ООО «Домоуправляющая компания» производит взимание платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении данной организации на основании решения Думы города Заволжье № 200 от 30 ноября 2010 года. Однако указанные действия противоречат вышеприведенным нормам законодательства, т.к. решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирных домов об установлении размера платы за капительный ремонт общего имущества не принималось.

Аналогичные разъяснения следуют из письма Министерства регионального развития РФ от 05 марта 2009 года *-АД/14 «Об установлении размера платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме»,

Размер платы за капитальный ремонт многоквартирного дома в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 и частью 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) может устанавливаться по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления законодательством Российской Федерации допускается в соответствии с пунктом 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила) по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75. В этом случае плата за капитальный ремонт устанавливается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для многоквартирного дома. В случаях неправомерного установления органами местного самоуправления указанной платы муниципальными правовыми актами такие акты подлежат отмене.

Установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления не допускается для многоквартирных домов:

а) собственники помещений в которых не приняли на их общем собрании решения о проведении капитального ремонта многоквартирных домов;

б) в отношении которых органами местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 не проводились открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами или в указанном в конкурсной документации перечне обязательных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса, отсутствуют работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Органам местного самоуправления в указанных выше случаях, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам, подрядным организациям при предложении размера стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного дома не рекомендуется использовать применяемые для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (в том числе ФЕР, ТЕР). Размер такой стоимости целесообразно определять с помощью анализа рынка и определения сложившихся в муниципальном образовании или регионе разброса цен на работы, аналогичные необходимым в многоквартирном доме работам. При предложении размера стоимости таких работ учитывается прибыль и риски управляющей организации.

Кроме того, гражданское дело * по иску Городецкого городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании пункта 3 решения Думы города Заволжье Городецкого района № 200 от 30 ноября 2010 года «Об установлении размера платы за жилое помещение для граждан» недействительным, определением Городецкого городского суда от 6 апреля 2012 года прекращено в связи с добровольным удовлетворением ответчиком требований прокурора.

Наличие решений общих собраний собственников жилых помещений некоторых многоквартирных жилых домов, утвердивших ставку за капитальный ремонт домов от *** не имеют значения для разрешения спора, поскольку на момент предъявления иска действия ответчика по взиманию платы за капитальный ремонт жилого помещения с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения были незаконными.

Таким образом, действия ООО «Домоуправляющая компания» по взиманию платы за капитальный ремонт с собственников помещений многоквартирного дома действительно противоречат нормам Жилищного законодательства, регулирующего отношения в данной сфере, соответственно исковые требования Городецкого городского прокурора к ООО «Домоуправляющая компания» о признании незаконными действий по взиманию платы за капитальный ремонт жилого помещения с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения заявлены законно и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета взыскать государственную пошлину в сумме * рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Городецкого городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая компания» о признании незаконными действий по взиманию платы за капитальный ремонт жилого помещения с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая компания» по взиманию платы за капитальный ремонт жилого помещения с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая компания», расположенного по адресу: * в местный бюджет госпошлину в размере * рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Городецкого городского суда Н.К. Ситникова