Дело № 2-499/2012 Именем Российской Федерации г.Городец 15 марта 2012 года Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Буренковой А.Н., при секретаре Шихориной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевыревой П.Е. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Нижегородской области об исчислении транспортного налога в отношении транспортного средства как легкового автомобиля, УСТАНОВИЛ: Шевырева П. Е. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральная налоговой службы № 5 по Нижегородской области (далее - Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области) об исчислении транспортного налога в отношении транспортного средства как легкового автомобиля. В исковом заявлении истец указала, что ей на праве собственности принадлежит автомобиль *, категория транспортного средства «в», мощность двигателя * л.с., рабочий объем двигателя * куб. см, количество мет не превышает восьми, разрешенная максимальная масса * кг. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Нижегородской области истцу начислен транспортный налог на данное транспортное средство в размере * рублей за 1 л.с. Однако автомобиль истца относится к категории «В» и налоговая ставка должна быт * рублей за 1 л. с. Кроме того транспортное средство истца органами внутренних дел отнесено к автобусам, с чем истец не согласен. Руководствуясь этим, Межрайонная ИФНС России № 5 по Нижегородской области исчисляет транспортный налог на транспортное средство истца как за автобус. Истец не согласен с начисленным транспортным налогом. Истец просит обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Нижегородской области исчислять транспортный налог в отношении транспортного средства как легкового автомобиля. В судебном заседании представитель истца Шевыревой П. Е. - Шевырев А. Ф. исковые требования поддержал, изложенные в исковом заявлении обстоятельства подтвердил. Истец Шевырева П. Е. о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. В судебном заседании представитель ответчика Межрайонной ИФНС России * по Нижегородской области - главный специалист-эксперт правового отдела З.Д.Ф. по доверенности исковые требования Шевыревой П. Е. не признал, из представленного отзыва следует, что в соответствие с законом Нижегородской области * «О транспортном налоге» объектом налогообложения транспортным налогом являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из положений статьи 6 указанного закона автомобили разделены на три категории: «Легковые автомобили», «Грузовые автомобили», «Автобусы». Для каждой категории установлены свои ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя. Требования заявителя сводятся к переводу принадлежащего ему транспортного средства из категории «Автобусы» в категорию «Легковые автомобили». Налоговое законодательство не содержит определения понятий "легковые автомобили" и «автобус», следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ возможно использование данных терминов в том значении, в котором они используются в других отраслях права. Отнесение автомобилей к категории легковых, грузовых, автобусов и др. не может не учитывать конструкторские особенности и назначение соответствующего транспортного средства, закрепленные в его сертификационных и технических документах (одобрении типа транспортного средства). Оформление паспорта транспортного средства (далее - ПТС) осуществляется на основании одобрения типа транспортного средства, является его производным, но также регулирует допуск водителя к управлению автомобилем, согласно международным и российским нормам, регулирующим правоотношения в области дорожного движения. Категория транспортного средства, указываемая в паспорте транспортного средства, означает возможность управления данным автомобилем лицом, имеющим соответствующее водительское удостоверение - для целей безопасности дорожного движения, и никак не характеризует данное транспортное средство с позиции назначения и конструктивных особенностей. При определении категории транспортного средства используется Классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее - КВТ ЕЭК ООН), аккредитованным в рамках заключенного *** Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (далее - Женевское соглашение). При сертификации механических транспортных средств в Российской Федерации используются категории транспортных средств через обозначения Ml, М2 и МЗ (включая специализированные пассажирские транспортные средства), и др. Таким образом, документом, определяющим тип транспортного средства, является одобрение типа транспортного средства (далее - ОТТС), а не паспорт транспортного средства. Именно данные, указанные в одобрении типа транспортного средства предприятием-изготовителем являются основанием для оформления паспорта транспортного средства, а не наоборот. Согласно ст. 4 и п. 5.4 Правил сертификации, ОТТС в Российской Федерации выдает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Ростехрегулирование России), после прохождения всей процедуры сертификации. При этом согласно п. 6.6 Правил сертификации сертификация механических транспортных средств и запасных частей предусматривает, в частности, определение путем проведения испытаний соответствия образца продукции требованиям нормативных документов; выдачу ОТТС, инспекционный контроль за соответствием выпускаемой продукции требованиям, предъявляемым при сертификации. Пунктом 5 прил. 6 Конвенции о дорожном движении, определена классификация транспортных средств для выдачи соответствующих удостоверений на управление такими транспортными средствами - категория "А", "В", "С", "D" "прицеп". Данная классификация в нормативных актах Российской Федерации принята Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, зарегистрированным в Минюсте России 29.07.2005 N 6842), согласно которому в строке 4 "Категория ТС" указывается категория "А", "В", "С", "D", "прицеп". Таким образом, допуск транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477, производится только при наличии паспорта транспортного средства, который (как указано в Положении о ПТС) оформляется при наличии ОТТС. Допуск к движению наряду с техническим состоянием подразумевает и квалификацию водителя на управление транспортным средством. Категория транспортного средства, указываемая в ПТС на основании Конвенции о дорожном движении, служит цели согласования назначения транспортного средства с квалификацией водителя на право управления транспортным средством. Само по себе указание в паспорте транспортного средства категории "В" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству. Категория ТС "В" указывается в ПТС для того, чтобы правом управления таким транспортным средством мог обладать водитель, имеющий удостоверение водителя категории "В". Иного значения указание на категорию транспортного средства ПТС не имеет. Иными словами, категория "В", указанная в ПТС, не квалифицирует транспортное средство как легковой автомобиль, и может присваиваться иным категориям транспортного средства. При применении указанных правил отраслевой нормали ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов выпускаемых специализированными предприятиями" очевидно, что транспортные средства * легковыми не являются, т.к. вторая цифра в их коде "Марка, модель ТС" - не цифра "Г", а цифра "2" - автобус. Согласно Ответа Главного конструктора грузовых автомобилей ОАО «ГАЗ» автомобили *, что позволяет отнести их к категории автобус. Представитель ответчика полагает требования заявителя об обязании Межрайонной ИФНС России №5 по Нижегородской области исчислять транспортный налог по принадлежащему ей автомобилю * по ставкам для легкового автомобиля неправомерным и не подлежащим удовлетворению. В судебном заседании представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области - специалист первого разряда правового отдела, секретарь государственной гражданской службы РФ 1 класса В.С.А. по доверенности исковые требования Шевыревой П. Е. не признала. В судебном заседании исследованы письменные материалы дела: - копии свидетельства о регистрации *, выданного ГИБДД г. Заволжье ***, по данным которого автомобиль * тип ТС автобус *, принадлежит на праве собственности Шевыревой П.Е.; - копия паспорта транспортного средства *, выданного ОАО «ГАЗ» ***, согласно которому автомобиль *, принадлежит на праве собственности Шевыревой П.Е.; - копия одобрения типа транспортного средства *, действительного до ***, орган по сертификации, Межотраслевой фонд «Сертификация автотранспорта САТР», согласно которому транспортное средство * относится к категории транспортного средства М2, специальное пассажирское транспортное средство (не является транспортным средством общественного пользования - маршрутным транспортным средством); - копия одобрения типа транспортного средства *, действительного до ***, орган по сертификации, Межотраслевой фонд «Сертификация автотранспорта САТР», согласно которому транспортное средство * относится к категории транспортного средства М2, специальное пассажирское транспортное средство (не является транспортным средством общественного пользования - маршрутным транспортным средством). Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно ч.7 ст.3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В силу ст.356 Налогового кодекса РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Статья 357 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно п.1 ст.358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. На основании ст.361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства Согласно ст. 6 Закона Нижегородской области от 28.11.2002 № 71-З «О транспортном налоге» на территории Нижегородской области установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Поскольку налоговое законодательство не содержит определения понятия "легковые автомобили" (являющиеся подакцизными товарами), следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ возможно использование данных терминов в том значении, в котором они используются в других отраслях права. Отнесение автомобилей к категории легковых, грузовых, автобусов и др. не может не учитывать конструкторские особенности и назначение соответствующего транспортного средства, закрепленные в его сертификационных и технических документах (одобрении типа транспортного средства). Оформление паспорта транспортного средства (далее - ПТС) осуществляется на основании одобрения типа транспортного средства, является его производным, но также регулирует допуск водителя к управлению автомобилем, согласно международным ироссийским нормам, регулирующим правоотношения в области дорожного движения. Категория транспортного средства, указываемая в паспорте транспортного средства, означает возможность управления данным автомобилем лицом, имеющим соответствующее водительское удостоверение - для целей безопасности дорожного движения, и никак не характеризует данное При определении категории транспортного средства используется Классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее - КВТ ЕЭК ООН) и Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR), заключенным в ....... *** (далее - Женевское соглашение). Женевское соглашение (как указано в его преамбуле) заключено в целях установления единообразных технических предписаний, которым должны отвечать колесные транспортные средства, предметы оборудования и части. Россия участвует в Женевском соглашении с 17.02.1987 (Постановление Совета Министров СССР от 31.10.1986 № 1295) КВТ ЕЭК ООН определена, в частности, следующая классификация транспортных средств: М1 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8-ми мест для сидения (кроме места водителя); М2 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8-ми мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн; МЗ - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8-ми мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых более 5 тонн. В порядке исполнения прав и обязанностей Российской Федерации как страны - участницы Женевского соглашения, Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 утверждены Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов. Правила сертификации (ст. 3) распространяются на выпускаемые в обращение механические транспортные средства и прицепы к ним категорий М (включая специализированные пассажирские транспортные средства - транспортные средства категории М2 или МЗ, не предназначенные для применения в качестве транспортного средства общего пользования (могут использоваться в качестве семейного, служебного транспортного средства и по другому назначению, не связанному с перевозкой пассажиров по установленным маршрутам)), N, О, L в соответствии с ГОСТ Р 52051. Таким образом, при сертификации механических транспортных средств в Российской Федерации используются категории транспортных средств через обозначения М1, М2 и МЗ (включая специализированные пассажирские транспортные средства), и др. В Правилах сертификации установлена следующая терминология: «тип транспортного средства» - транспортные средства, характеризующиеся совокупностью знаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях; «одобрение типа транспортного средства» - соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия; «паспорт транспортного средства» - документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе подтверждает наличие «одобрения типа транспортного средства». С учетом изложенного, суд полагает, что документом, подтверждающим/определяющим тип транспортного средства, является одобрение типа транспортного средства (далее - ОТТС), а не паспорт транспортного средства. Именно данные, указанные в одобрении типа транспортного средства предприятием-изготовителем, являются основанием для оформления паспорта транспортного средства, а не наоборот. Согласно ст. 4 и п. 5.4 Правил сертификации, ОТТС в Российской Федерации выдает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Ростехрегулирование России), после прохождения всей процедуры сертификации. При этом согласно п. 6.6 Правил сертификации сертификация механических транспортных средств и запасных частей предусматривает, в частности, определение путем проведения испытаний соответствия образца продукции требованиям нормативных документов; выдачу ОТТС, инспекционный контроль за соответствием выпускаемой продукции требованиям, предъявляемым при сертификации. Таким образом, суд полагает, что тип транспортного средства в Российской Федерации определяется на основании одобрения типа транспортного средства, выданного Федеральным " агентством по техническому урегулированию и метрологии, является правомерным. По данным одобрения типа транспортного средства № *, действительного до ***, орган по сертификации, Межотраслевой фонд «Сертификация автотранспорта САТР», транспортное средство * относится к категории транспортного средства М2, специальное пассажирское транспортное средство (не является транспортным средством общественного пользования - маршрутным транспортным средством). Согласно одобрения типа транспортного средства *, действительного до ***, орган по сертификации, Межотраслевой фонд «Сертификация автотранспорта САТР», транспортное средство * относится к категории транспортного средства М2, специальное пассажирское транспортное средство (не является транспортным средством общественного пользования - маршрутным транспортным средством). Указанные ОТТС выданы уполномоченным органом, в соответствии с российским и международным законодательством, являются действующими, в связи с чем, суд полагает, что указанные в них сведения обязательны для производителя транспортных средств и иных органов и организаций. В целях повышения безопасности дорожного движения и установления единообразия правил дорожного движения 08.11.1968 в Вене была заключена Конвенция о дорожном движении. Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции. Пунктом 5 прил. 6 Конвенции о дорожном движении, определена классификация транспортных средств для выдачи соответствующих удостоверений на управление такими транспортными средствами - категория "А", "В", "С", "D", "прицеп". Данная классификация в нормативных актах Российской Федерации принята Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 года, зарегистрированным в Минюсте России 29.07.2005 года № 6842), согласно которому в строке 4 "Категория ТС" указывается категория "А", "В", "С", "D", "прицеп". Таким образом, категория транспортного средства, указанная в паспорте транспортного средства, определяется (согласно п. 20 Положения) органами МВД России на управление данными транспортными средствами. Данная позиция изложена в Письме Минфина России Федеральной налоговой службе России (далее - ФНС России) от *** *, а именно: «...При этом обращаем внимание, что категории транспортных средств, установленные пунктом 5 Приложения 6 Конвенции о дорожном движении, определены для выдачи соответствующих удостоверений на управление такими транспортными средствами. Таким образом, категория транспортного средства указанная в паспорте транспортного средства, определяется органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) на управление данными транспортными средствами". Кроме того, пунктом 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденных Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от *** *) прямо установлено, что ПТС предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за платой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию. Как указано в Правилах сертификации (ст. 1 «Определения») «паспорт транспортного средства в том числе подтверждает наличие «одобрения типа транспортного средства». Данная позиция изложена в письме Минфина России ФНС России (письмо от 18.02.2008 N ШС-6-3/112@), а именно: «...Паспорт транспортного средства подтверждает наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.98 N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства. Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия)». Таким образом, допуск транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 года № 477, производится только при наличии паспорта транспортного средства, который (как указано в Положении о ПТС) оформляется при наличии ОТТС. Допуск к движению наряду с техническим состоянием подразумевает и квалификацию водителя на управление транспортным средством. Категория транспортного средства, указываемая в ПТС на основании Конвенции о дорожном движении, служит цели согласования назначения транспортного средства с квалификацией водителя на право управления транспортным средством. В Конвенции о дорожном движении под классификацией "В" подразумеваются "автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых помимо сиденья водителя, не превышает восьми". Таким образом, в соответствии с Положением о ПТС и Конвенцией о Дорожном движении к категории "В" также относятся легкие грузовики и специализированные пассажирские транспортные средства (6 и 8 мест), в том числе и ГАЗ-2217, 22171, 22177, 221717, 3221, 32217 (письмо ДОБДД МВД России от *** *). С учетом изложенного, суд полагает, что само по себе указание в паспорте транспортного средства категории "В" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству. Категория ТС "В" указывается в ПТС для того, чтобы правом управления таким транспортным средством мог обладать водитель, имеющий удостоверение водителя категории "В". Иного значения указание на категорию транспортного средства ПТС не имеет. Таким образом, суд полагает, что в целях налогообложения для квалификации транспортного средства (определения его типа, категории) в целях установления транспортного средства как такового с технической точки зрения отдавать определяющую роль документу ПТС (оформляемому в целях безопасности дорожного движения) неправомерно. Минфин России в письме от *** * указал, что «если зарегистрированное транспортное средство сертифицировано по категории М1, то в данном случае должна применяться соответствующая налоговая ставка, установленная для легковых автомобилей; в случае если автотранспортное средство сертифицировано по категории М2, или МЗ, то применяется налоговая ставка, установленная для автобусов». С учетом изложенного, учитывая, что автомобиль марки *, не является легковым автомобилем, поскольку в соответствии с одобрением типа транспортного средства сертифицирован по категории М2, то есть как специальное пассажирское транспортное средство (не являющееся транспортным средством общественного пользования - маршрутным транспортным средством), суд полагает, что Шевыревой П. Е. следует отказать в удовлетворении исковых требований об исчислении транспортного налога в отношении транспортного средства - автомобиля марки *, как легкового автомобиля. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Шевыревой П.Е. отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Нижегородской области об исчислении транспортного налога в отношении транспортного средства как легкового автомобиля. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Городецкого городского суда А.Н.Буренкова
транспортное средство с позиции назначения и конструктивных особенностей.