Дело № 2-742/12 Именем Российской Федерации гор. Городец 21 мая 2012 года Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Шевелиловой С.Ю. с участием помощника прокурора Тороповой Н.П. при секретаре Люлиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Городецкого городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис-1» о признании действий незаконными, УСТАНОВИЛ: Городецкий городской прокурор обратился в суд с иском в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Жилсервис -1» о признании незаконными действий по взиманию платы за капитальный ремонт жилого помещения с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения и возложении обязанности произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения за истекший период 2012 года, исключив плату за капительный ремонт. Определением суда от 21 мая 2012 года принят отказ Городецкого городского прокурора от исковых требований к ООО «Жилсервис-1» в части возложения обязанности произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения за истекший период 2012 года, исключив плату за капительный ремонт. В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала и пояснила, что была проведена проверка соблюдения законодательства о жизнеобеспечении населения в части взимания платы за капитальный ремонт, в ходе которой установлено, что в 2012 году ООО «Жилсервис-1» производит взимание платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении данной организации. Однако собственники помещений в многоквартирных домах не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения. При взимании платы за капитальный ремонт ООО «Жилсервис-1» руководствовалось решением Думы города Заволжья Городецкого района №200 от 30 ноября 2010 года «Об оплате жилого помещения в 2011 году». Пунктом 3 вышеуказанного решения установлено, что размер платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме для собственников помещений, которые не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается согласно приложению 3. Однако в соответствии с действующим жилищным законодательством размер платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома устанавливается по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.Решение Думы города Заволжья Городецкого муниципального района №200 от 30 ноября 2010 года противоречит действующему законодательству. Указанное решение было опротестовано прокурором. Решение Думы может носить рекомендательный характер. Таким образом, ООО «Жилсервис-1» взимание платы за капитальный ремонт с собственников помещений многоквартирных жилых домов производит неправомерно, с нарушением требований действующего законодательства, что недопустимо. Действия ООО «Жилсервис-1» по взиманию платы за капитальный ремонт нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации, заключающиеся в верховенстве закона, единства и укрепления законности. Просит суд признать действия ООО «Жилсервис-1» по взиманию платы за капитальный ремонт жилого помещения с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении данной организации, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения, незаконными. Представители ответчика ООО «Жилсервис-1» в судебном заседании исковые требования прокурора признали. В отзыве на исковое заявление указали, что согласно ст. 39 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, которые включают в себя плату за услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества пропорциональна площади жилого помещения, принадлежащего собственнику. Согласно ст. 44 ЖК РФ, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений, к компетенции которого относится принятие решения о проведении капитального ремонта и утверждении платы за данный ремонт, оформленное в виде протокола общего собрания. Вопросы, касающиеся оплаты расходов на проведение капитального ремонта в многоквартирных домах в соответствии с ЖК РФ должны предусматривать: необходимость проведения капремонта в многоквартирных домах, размер платы за капитальный ремонт, период внесения указанной платы, индексацию платы с учетом инфляции. Собрания проводились в марте 2012 года. Выслушав стороны, принимая во внимание признание иска представителями ответчика, и исследовав протоколы общих собраний собственников жилых помещений, постановление главы местного самоуправления Городецкого района Нижегородской области № 3332 от 28.12.2007 года, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на его собственнике, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В соответствии со ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В силу ст. 1 ЖК РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилищное законодательство основывается, в том числе, на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Согласно ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса. Согласно ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В силу ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В силу ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: - принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме;… В соответствии со ст. 158 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома. В судебном заседании установлено, что в 2012 году ООО «Жилсервис-1» производит взимание платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении данной организации. Основанием для взыскания является решение Думы города Заволжье № 200 от 30.11.2010 года. Однако указанные действия противоречат вышеприведенным нормам законодательства, т.к. решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирных домов об установлении размера платы за капительный ремонт общего имущества не принималось. Письмом Министерства регионального развития РФ от 05 марта 2009 года № 6091-АД/14 «Об установлении размера платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» даны разъяснения, согласно которых размер платы за капитальный ремонт многоквартирного дома в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 и частью 2 статьи 158 ЖК РФ может устанавливаться по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления законодательством Российской Федерации допускается в соответствии с пунктом 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила) по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75. В этом случае плата за капитальный ремонт устанавливается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для многоквартирного дома. В случаях неправомерного установления органами местного самоуправления указанной платы муниципальными правовыми актами такие акты подлежат отмене. Установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления не допускается для многоквартирных домов: а) собственники помещений в которых не приняли на их общем собрании решения о проведении капитального ремонта многоквартирных домов; б) в отношении которых органами местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 не проводились открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами или в указанном в конкурсной документации перечне обязательных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса, отсутствуют работы по капитальному ремонту многоквартирных домов. Органам местного самоуправления в указанных выше случаях, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам, подрядным организациям при предложении размера стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного дома не рекомендуется использовать применяемые для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (в том числе ФЕР, ТЕР). Размер такой стоимости целесообразно определять с помощью анализа рынка и определения сложившихся в муниципальном образовании или регионе разброса цен на работы, аналогичные необходимым в многоквартирном доме работам. При предложении размера стоимости таких работ учитывается прибыль и риски управляющей организации. Наличие решений общих собраний собственников жилых помещений некоторых многоквартирных жилых домов, утвердивших ставку за капитальный ремонт домов от 30-31 марта, а также апреля 2012 года не имеют значения для разрешения спора, поскольку на момент предъявления иска действия ответчика по взиманию платы за капитальный ремонт жилого помещения с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения были незаконными. Суд полагает, что действия ООО «Жилсервис -1» по взиманию платы за капитальный ремонт с собственников помещений многоквартирного дома противоречат нормам ЖК РФ, регулирующего данные правоотношения. Суд полагает, что исковые требования Городецкого городского прокурора к ООО «Жилсервис-1» о признании незаконными действий по взиманию платы за капитальный ремонт жилого помещения с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Городецкого городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис-1» о признании незаконными действий по взиманию платы за капитальный ремонт жилого помещения с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения удовлетворить. Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис-1» по взиманию платы за капитальный ремонт жилого помещения с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за капитальный ремонт жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Городецкий городской суд в течение 30 дней со дня вынесения решения. Судья С.Ю. Шевелилова