Решение о защите прав потребителя



Дело №2-832/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Городец       05 июня 2012 года

Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ситниковой Н.К., с участием истца Терехиной Т.Н., представителя истца адвоката Савиной О.М., представителя ответчика Аверьянова А.М., при секретаре Шастовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Терехиной Т.Н. к открытому акционерному обществу «Промсвязьбанк» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Терехина Т.Н. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу «Промсвязьбанк» о защите прав потребителя, в котором просит: признать примечание 1 к Тарифам по пакету Услуг «PSB-Приоритет» в части взимание комиссии за обслуживание счета, а так же условия, которые предусматривают в случае закрытия счета до истечения периода, за который комиссия была уже уплачена, комиссия Банком не возвращается недействительным, применить последствия недействительности сделки; расторгнуть соглашение (договор) в рамках Пакета Услуг «PSB-Приоритет» между ней и ответчиком; взыскать * рублей и расходы по составлению искового заявления * рублей.

В судебном заседании истец Терехина Т.Н. и её представитель иск поддержали, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердили.

Истец в судебном заседании пояснила, что в 2011 году ей поступило предложение от ответчика воспользоваться услугами их банка по кредитованию. Она первоначально отказалась, пояснив, что кредитуется в другом банке, предложения поступали повторно, и когда она встретилась с управляющей отделения банка, последняя предложила выгодные условия кредитования, но при условии присоединения к условиям обслуживания физических лиц в рамках Пакета услуг «PSB-Приоритет». Поскольку ей не хватало денежных средств на покупку машины, она согласилась. Управляющая посоветовала первоначально обратится с заявкой на получение кредита, чтобы избежать возможности отказа в выдаче кредита, она заполнила анкету, сообщила все необходимые данные, все виды источников дохода и расходов, в том числе и полученные ранее кредиты в иных банках, понимая, что данная информация будет проверяться. Она оформила заявку на * рублей, и через некоторое время ответчик CMC сообщением сообщил, что ей кредит одобрен. На предложенных условиях кредит ей был не выгоден. После новогодних праздников ей снова позвонила управляющая отделения банка и сказала, что можно попробовать оформить кредит. *** она опять встретилась с управляющей отделения банка, и последняя её уверила, что ей выдадут кредит. После этого приняли заявление * о присоединении к условиям обслуживания физических лиц в рамках Пакета услуг «PSB-Приоритет», она оплатила ответчику * рублей. Ей выдали карточки, вновь сделали заявку на получение кредита, но ей было отказано в выдаче денежных средств. Несколько её заявок на кредит ответчиком не были удовлетворены. *** она подала письменное заявление о расторжении договора присоединения, возврата * рублей, т.к. в предоставлении иных услуг она не нуждалась, все пластиковые карты, выданные по пакету Услуг «PSB-Приоритет», банк изъял у неё, но денег не возвратил. В удовлетворении заявления, о возврате данной суммы, ей было отказано, т.к. сумма была списана за обслуживание счета, и тут же указано, что она может воспользоваться услугами, входящими в пакет всеми пластиковыми картами, выданными ей по пакету Услуг «PSB-Приоритет», в том числе и получением потребительских кредитов на льготных условиях, т.е. в действиях ответчика имеются противоречия. Если бы они не уверили, что кредит будет одобрен она не стала бы приобретать данную пластиковую карту.

Представитель истца пояснила в судебном заседании, что условия договора, в частности приложения «Тарифы» не соответствуют закону. В Тарифах указаны обязательства клиента, что сумма * рублей является комиссией за годовое обслуживание счета (примечание 1 к тарифам) в соответствии с действующими Тарифами по Пакету Услуг, списываемые со счета истца, при закрытии счета комиссия не возвращается, но ответчик не обслуживал счет истца, никаких операций по счету банк не производил. Счет открыт с целью получения банком данной суммы, закрыт в этом же месяце в связи с расторжением договора, а так как договор расторгнут, ни одна услуга не оказана, следовательно, сумма подлежит возврату. Кроме того, получение комиссии за не оказанную и навязанную потребителю услугу незаконно.

Банковская кредитная организация является коммерческой организацией, осуществляющей специфический вид предпринимательской деятельности - банковскую деятельность. В п.1 ст.2 ГК РФ закреплено следующее определение предпринимательской деятельности: «...предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Без рассмотрения заявок потенциальных клиентов на получение кредита банк не может осуществлять один из своих основных видов деятельности - размещение в кредит под проценты денежных средств, привлеченных им во вклады от физических и юридических лиц. Согласно п.2 ст. 5 ФЗ «О Банках и банковской деятельности» банковская операция по размещению привлеченных денежных средств осуществляется кредитной организацией от своего имени и за свой счет.

Под услугой действующее гражданское законодательство понимает совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности.

Поскольку обслуживание счета совершается банком, прежде всего в своих интересах, т.е. создает условия для получения прибыли, то данное действие является услугой, оказываемой истцу, в смысле положений п. 1 ст. 779 ГК РФ. Таким образом, положение в рамках Пакета Услуг «PSB-Приоритет» банка, предусматривающего взимание с заемщика комиссии за годовое обслуживание счета, которые банк должен был осуществлять за свой счет, является недействительным как противоречащее п.1 ст. 779 ГК РФ, п.2 ст. 5 ФЗ «О Банках и банковской деятельности», ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей». Банк, получив отказ истца в желании воспользоваться услугами банка в получении кредита, пообещал истцу более выгодные условия, чем в иных кредитных организациях при условии воспользоваться услугами по пакету Услуг «PSB-Приоритет», т.е. поставил истца в зависимость получения кредита на устраивающих процентных ставках при этом в дальнейшем отказал в получении кредита. Положения п. 2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещают обуславливать приобретение одних видов товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Условия получения кредита на процентах устраивающих и банк и потребителя были сформулированы самим банком, что без подписания соглашения о присоединении к Пакету Услуг «PSB-Приоритет» кредит на льготных условиях не выдается. То есть получение кредита для истца было напрямую обусловлено приобретением услуг банка «PSB-Приоритет».

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона РФ « О защите прав потребителей» условий договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Условия пакета Услуг «PSB-Приоритет», подписание которого обусловило выдачу кредита, следует считать недействительным (ст. 168 ГК РФ).

Расходы истца, понесенные истцом за обслуживание счета по пакету Услуг «PSB-Приоритет», являются убытками, возникающими вследствие нарушения права на свободный выбор товаров (работ, услуг) которые подлежат возмещению в полном объеме. Ответчик, как и любая другая коммерческая организация, обязана вести бухгалтерский учет своего имущества и обязательств. Просит удовлетворить иск и заявление истца о возмещении судебных расходов.

Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что 06 февраля 2012 года между банком и истцом было заключено Соглашение о предоставлении карты с пакетом услуг «PSB-Приоритет», являющегося дополнительным соглашением к договору, заключенному путем присоединения к условиям правил предоставления и обслуживания международных банковских карт ОАО «Промсвязьбанк» для физических лиц. Соглашение заключалось путем присоединения клиента к условиям обслуживания физических лиц в рамках пакета услуг «PSB-Приоритет» в ОАО «Промсвязьбанк». Пунктом 1.1 - 1.6 условий установлено, что они являются дополнением правил и устанавливают порядок предоставления клиенту карты с предоставлением пакета услуг, специальные условия предоставления продуктов и услуг в рамках пакета услуг, а также регулируют отношения, возникающие в связи с этим между клиентом и банком. Заключение соглашения осуществляется путем присоединения клиента к условиям обслуживания в целом в соответствии со статьей 428 ГК РФ и производится путем акцепта банком оферты клиента. При этом соглашение является неотъемлемой частью договора. Факт заключения соглашения подтверждается выдачей клиенту карты с пакетом услуг. Права и обязанности сторон по настоящему соглашению возникают с момента его заключения. Карта с пакетом услуг предоставляется банком клиенту в день оплаты клиентом комиссии в соответствии с п. 2.2. условий обслуживания. Перечень продуктов и услуг, условия доступа к услугам, оказываемым партнерами банка, предоставляемых в соответствии с правилами и настоящим соглашением в части обслуживания карты, а также в части входящих в пакет услуг, содержится в тарифах по пакету услуг. Банк с целью ознакомления клиентов с условиями обслуживания, в том числе изменений и дополнений к условиям обслуживания, тарифами по пакету услуг доводит соответствующую информацию до клиента любым из способов, установленных в п. 1.4 правил. Правила размещаются в открытом доступе для держателей: на информационных стендах в офисах банка, на сайте банка, рассылаются по электронным адресам почты и иными доступными способами. Согласно п.п. 1.1.1 тарифов: комиссия за годовое обслуживание счета по основной карте составляет * рублей. В соответствии с пунктом 14.5 правил, пункта 4.6. условий и соответственно пункта 1.1.1 тарифов при расторжении соглашения, закрытии счета до истечения периода, за который комиссия же была уплачена клиентом, комиссия банком не возвращается. Ознакомившись, с указанными выше правилами, условиями и тарифами ***, клиентом было оформлено заявление *, внесена комиссия за годовое обслуживание банковской карты в соответствии с пунктом 1.1.1 тарифов, по результату внесения которой банком была вручена клиенту международная банковская карта. *** истец обратился в банк с заявлением о расторжении соглашения, вернул банковские карты и просил возместить комиссионное вознаграждение в размере * рублей. Банк, отказывая в возврате комиссионного вознаграждения, руководствовался следующим: в силу п. 2 ст. 1 ГК РФ, граждане физические лица и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Согласно гражданскому законодательству стороны свободны в заключении договора. условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В соответствии со ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту владельцу счета, денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Счет, предназначенный для проведения расчетов с использованием банковских карт, не исключает квалификацию договора, на основании которого открывается этот счет, в качестве договора банковского счета. В соответствии со ст. 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Статьями 29, 30 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 предусмотрено, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Банк по соглашению с клиентом имеет право устанавливать комиссионное вознаграждение за совершение банковской операции. Банком в полном объеме выполнены принятые по соглашению обязательства по предоставлению клиентке банковской карты. Таким образом, взимание банком комиссии за годовое обслуживание счета банковской карты в размере * рублей является правомерным и основано на нормах закона и условиях договора, основания для возврата комиссии при расторжении соглашения у банка отсутствуют, поскольку данное условие также согласовано и принято сторонами. Договоры и соглашения по предоставлению иных услуг входящих в пакет услуг «PSB-Приоритет» с клиенткой не заключались и соответственно комиссионные вознаграждения за их предоставление не взимались. Оказание банком иных услуг, входящих в пакет услуг «PSB-Приоритет», в том числе потребительского кредита, возможно только при соблюдении установленных условий и в случае соответствия клиентами требованиям предоставления услуг. Возможность приобретения каждой услуги рассматривается дополнительно при направлении в банк необходимых документов, список которых отражен в тарифах. В случае положительного решения по предоставлению услуги оформляется самостоятельный договор. Таким образом, банк при несоблюдении условий предоставления услуги вправе отказать в заключение договора. Руководствуясь указанными требованиями, клиент обратилась в банк с анкетой-заявлением на получение потребительского кредита ***, и еще раз ***. Об условиях предоставления потребительского кредита, об отсутствии обязательства у банка по предоставлению потребительского кредита и о возможности отказа в предоставлении названной услуги клиентка была извещена ***, т.е. на момент присоединения к условиям, что подтверждается подписью на анкете-заявлении на получение потребительского кредита в ОАО «Промсвязьбанк». Рассмотрев заявки истца, банком были приняты отрицательные решения по выдаче ссуды. Кредитный договор не является публичным и банк вправе отказать обратившемуся к нему лицу в выдаче кредита, а также вправе устанавливать условия заключения кредитного договора. Кроме того, в соответствии со статьей 821 ГК РФ кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок. При этом комиссионных вознаграждений за предоставления кредитных средств банку клиентом не оплачивалось. До момента заключения соглашения истец *** дважды обращалась с заявками на получение кредита на сумму * рублей и * рублей. В данном случае клиенту было отказано в получении кредита. Также был получен отказ в выдаче кредита на сумму * рублей. Каждая услуга и условие прописаны отдельно, приобретая данную банковскую карточку, клиент получает привилегии на получение остальных услуг на льготных условиях. Прямого обязательства, при заключении соглашения о выдаче банковской карты по выдаче кредита на льготных условиях, у банка не существует. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, также полагает, что судебные расходы истцом завышены.

Свидетель К.Е.В. в судебном заседании показала, что работает руководителем отделения ответчика в Городецком районе Нижегородской области. Она сообщила истцу об условиях пакета услуг «PSB-Приоритет». Истец согласилась с условиями банка, и с истцом было заключено соглашение о предоставлении карты с пакетом услуг «PSB-Приоритет», являющегося дополнительным соглашением к договору, заключенному путем присоединения к условиям правил предоставления и обслуживания международных банковских карт ОАО «Промсвязьбанк» для физических лиц. Соглашение заключалось путем присоединения клиента к условиям обслуживания физических лиц в рамках пакета услуг «PSB-Приоритет» в ОАО «Промсвязьбанк». Истец хотела получить у ответчика кредит на льготных условиях в рамках указанного пакета услуг. Но заявки истца на получение кредитов на суммы * рублей, * рублей, * рублей ответчиком были не удовлетворены. Каждая услуга, предоставляемая банком в рамках указанного пакета услуг, клиентом оплачивается самостоятельно. При предоставлении кредита клиент за пользование кредитными средствами обязан уплатить проценты.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст.428 ГК РФ, договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

В судебном заседании установлено, что заявлением * от *** (л.д.7) Терехина Т.Н. приняла условия и присоединилась к Условиям обслуживания физических лиц в рамках пакета услуг «PSB-Приоритет» в ОАО «Промсвязьбанк». Терехина Т.Н. перечислила по приходному кассовому ордеру * от *** (л.д.14) за обслуживание счета * рублей, и в этот же день банком были выданы истцу в рамках пакета услуг «PSB-Приоритет» пластиковые карты, для возможности последующего кредитования у ответчика. Предполагая, после оформления документов, о возможности кредитования, Терехина Т.Н. в рамках пакета услуг «PSB-Приоритет» обратилась к ответчику *** с заявлением о предоставлении потребительского кредита на льготных условиях. Данная заявка истца не была удовлетворена ответчиком.

Согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 2.1.2 Положения "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)", утвержденного Центральным Банком Российской Федерации от 31 августа 1998 года № 54-П, предоставление денежных средств физическим лицам осуществляется в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на банковский счет клиента-заемщика физического лица, под которым в целях данного Положения понимается также счет по учету сумм привлеченных банком вкладов (депозитов) физических лиц в банке либо наличными денежными средствами через кассу банка.

При этом указанное Положение не регулирует распределение издержек между банком и заемщиком, которые необходимы для получения кредита.

Вместе с тем, в силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона «О банках и банковской деятельности» размещение привлеченных банком денежных средств в виде кредитов осуществляется банковскими организациями от своего имени и за свой счет.

Таким образом, открытие банком заемщику текущего кредитного счета с возложением расходов по его ведению за потребителя законом не предусмотрено, ведение такового счета является обязанностью банка.

Из содержания заявления истца от 06 февраля 2012 года и Тарифов по пакету услуг «PSB-Приоритет», являющегося неотъемлемой частью пакета услуг, заключенного истцом договора с банком, следует, что без оплаты комиссии за годовое обслуживание счета ей карта с предоставлением пакета услуг не выдается, то есть приобретение услуги, в том числе и по кредитованию, в которой нуждалась истица, было обусловлено приобретением платной услуги по открытию и обслуживанию счета.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что приобретение пакета услуг, обусловленное оказанием услуг по открытию банковского счета, взиманием комиссий за его обслуживание, являются условиями договора, ущемляющими права потребителей, в данном случае потребителя услуг Терехиной Т.Н.

Таким образом, суд приходит к выводу, что включение в договор присоединения, заключенный банком и Терехиной Т.Н., условия о взимании платы за годовое обслуживание счета, и тем более за оказание тех услуг которые еще не произведены банком, противоречат требованиям действующего законодательства, являются ничтожными в соответствии со ст. 168 ГК РФ, ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", следовательно, в качестве последствия недействительности части сделки (ст. 167, 180 ГК РФ) с ответчика в пользу истца следует взыскать внесенные ею за неоказанную услугу * рублей, согласно приходному кассовому ордеру * от *** (л.д.14), т.е. исковые требования Терехиной Т.Н. в части признания недействительным примечания 1 к Тарифам по пакету Услуг «PSB-Приоритет» относительно взимания комиссии за обслуживание счета, а также условия, которое предусматривает в случае закрытия счета до истечения периода, за который комиссия уже уплачена, комиссия банком не возвращается, и исковые требования о применении последствий недействительности сделки в виде возврата денежных средств законны и подлежат удовлетворению.

Что касается исковых требований Терехиной Т.Н. о расторжении соглашения (договора) в рамках Пакета Услуг «PSB-Приоритет» между ней и ответчиком, суд исходит из следующего.

Согласно п.п.1,2 ст.450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу п.2 ст.428 ГК РФ, присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

В соответствии со ст.452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Как уже было указано выше, Терехина Т.Н. *** обратилась с заявлением об отзыве своего заявления от *** о присоединении к Условиям обслуживания физических лиц в рамках пакета услуг «PSB-Приоритет» в ОАО «Промсвязьбанк», и возврате ей денег в сумме * рублей (л.д.15). По данному заявлению ответчиком были приняты от истца три пластиковые карты, но деньги не были возвращены с указанием в ответе на заявление, что сумма комиссии, уплаченная клиентом за годовое обслуживание счета при закрытии счета, не возвращается клиенту (л.д.16).

Согласно п.п.2-5 ст.453 ГК РФ, при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.

В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

Согласно Тарифов по пакету услуг «PSB-Приоритет» (л.д.8-13) в перечень продуктов и услуг, входящих в пакет услуг «PSB-Приоритет» входит 11 видов продуктов и услуг, в том числе потребительский кредит для владельцев Пакета услуг «PSB-Приоритет».

Из объяснений истца и это не отрицается свидетелем К.Е.В., следует, что целью присоединения истца к Условиям обслуживания физических лиц в рамках пакета услуг «PSB-Приоритет» в ОАО «Промсвязьбанк», и, соответственно, оплата ею суммы комиссии за годовое обслуживание счета было получение у ответчика потребительского кредита на льготных условиях.

Но заявка истца на выдачу ей потребительского кредита от *** и последующие заявки не были исполнены, то есть истцу услуга, предусмотренная перечнем продуктов и услуг, входящих в пакет услуг «PSB-Приоритет» (л.д.8-13) не была предоставлена ответчиком.

Банк вправе взимать плату только за предоставляемые им услуги, что следует из положений ст. 307, ч. 2 ст. 308, ст. 779 ГК РФ, поскольку обязательство может возникнуть только в силу обязанности одной стороны совершить в пользу другой определенное действие.

Однако фактически договор между сторонами уже расторгнут, т.к. по заявлению истца все банковские карты приняты ответчиком и никаких обязательств у сторон относительно вышеуказанной сделки не существует, соответственно договор расторгнут по обоюдному соглашению сторон и дополнительного расторжения в судебном порядке не требуется.

На основании изложенного, исковые требования Терехиной Т.Н. о расторжении договора с ответчиком в рамках пакета услуг «PSB-Приоритет» не подлежат удовлетворению и в этой части ей следует отказать.

В силу ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В судебном заседании установлено и указано выше, что действиями ответчика по взиманию комиссии за годовое обслуживание счета истцу были причинены убытки на сумму * рублей, которые как следствие признания договора частично недействительным подлежат возмещению ответчиком, в качестве последствий недействительности сделки.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Представительство - это совершение одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) процессуальных действий в интересах последнего с целью создания, изменения, прекращения для последнего прав и обязанностей в рамках предоставленных полномочий. Привлечение в процесс представителя обеспечивает профессиональную защиту интересов заинтересованных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя.

Ст. 100 ГПК РФ предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов по оплате услуг представителя. Реализация данного права судом возможна лишь в случаях, если он признает эти расходы чрезмерными с учетом конкретных обстоятельств дела. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные стороной, в пользу которой принято судебное решение, с противной стороны в разумных пределах является одним из правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителей, соблюдения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.

Принимая во внимание характер спорных правоотношений нуждаемость истца в получении квалифицированной юридической помощи соблюдения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, сложности гражданского дела, временных затрат (занятости представителя в одном судебном заседании, исходя из принципа разумности за участие представителя истца при рассмотрении дела, суд полагает взыскать с ответчика в пользу истца сумму в размере * рублей.

В соответствии с п.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании изложенного с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по оплате услуг адвокатской конторы за составление иска в сумме * рублей.

В порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере * рублей.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Терехиной Т.Н. к открытому акционерному обществу «Промсвязьбанк» о защите прав потребителя, удовлетворить частично.

Признать недействительным примечания 1 к Тарифам по пакету Услуг «PSB-Приоритет» относительно взимания комиссии за обслуживание счета, а также условие, которое предусматривает в случае закрытия счета до истечения периода, за который комиссия уже уплачена, комиссия банком не возвращается.

Применить последствия недействительности сделки и взыскать с ОАО «Промсвязьбанк», *, в пользу Терехиной Т.Н., *, денежные средства в сумме * рублей, уплаченные за годовое обслуживание счета, расходы по составлению искового заявления в сумме * рублей, расходы по оплате услуг представителя * рублей, всего * рублей.

В удовлетворении исковых требований Терехиной Т.Н. к открытому акционерному обществу «Промсвязьбанк» о расторжении соглашения (договора) в рамках пакету Услуг «PSB-Приоритет» отказать.

Взыскать с ОАО «Промсвязьбанк», *, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере * рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Городецкого городского суда Н.К. Ситникова

Мотивированное решение изготовлено ***.

Судья Городецкого городского суда Н.К. Ситникова