Решение о признании права на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии



Дело № 2-1217/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Городец      09 июля 2012 года

Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Ситниковой Н.К., с участием истца Малышевой Л.Н.., представителя ответчика Софроновой С.В., при секретаре Шастовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Малышевой Л.Н. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району Нижегородской области о признании права на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Малышева Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по Городецкому району о признании права на повышенный фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости с даты его установления, и возложении обязанности возобновления выплаты трудовой пенсии по старости с повышенным фиксированным размером страховой части пенсии с даты прекращения её выплаты.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования и пояснила, что с *** ей прекращена выплата в повышенном размере фиксированной базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости, назначенная с ***, в связи с тем, что из подсчета стажа были исключены периоды нахождения её в отпуске по уходу за детьми - М.И.Е., *** года рождения, и М.И.Е., *** года рождения, имевшие место во время работы в районе Крайнего Севера. Однако с указанным решением она не согласна и считает его незаконным. С *** по *** она проживала и работала на предприятиях в городах Апатиты и Кировск Мурманской области, включенных в перечень районов Крайнего Севера. В период с *** по *** она находилась в отпуске по уходу за ребенком - М.И.Е., *** года рождения, и с *** по *** - в отпуске по уходу за ребенком М.И.Е., *** года рождения, и именно эти периоды на основании изменений вступивших в силу с 01 января 2008 года, внесенных ФЗ № 321-ФЗ от 01 декабря 2007 года в ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» были исключены из подсчета стажа работы в районе Крайнего Севера. Без учета периода по уходу за детьми, её стаж составляет менее требуемых 15 календарных лет для назначения и выплаты в повышенном размере фиксированной базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости. Учитывая, что отпуска по уходу за детьми были предоставлены ей до ***, считает, что в соответствии с нормами действовавшего на тот момент законодательства, указанные периоды не могут быть исключены из подсчета стажа работы в районе Крайнего Севера, дающего право на получение повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии (базовой части трудовой пенсии), являющейся составной частью размера пенсии.

Представитель ответчика с иском Малышевой Л.Н. полностью не согласна и пояснила в судебном заседании, что установление повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий по стрости (с *** - фиксированных базовых размеров) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, и имеющим требуемый страховой стаж, предусмотрено ФЗ от 01 декабря 2008 года № 312-ФЗ, который вступил в действие с 01 января 2008 года, в связи с чем, его назначение и получение возможно только при наличии требуемых условий (15 лет) были пересчитаны в массовом режиме с *** без истребования заявлений. Поскольку новое правовое регулирование введено в *** впервые, правовых оснований для распространения положений постановления Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П в целях определения права на повышенную базовую часть не имеется, т.е. исчисление стража работы в РКС и МКС для реализации положений вышеназванного закона должно было производится без учета норм ранее действовавшего законодательства с применением Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, без учета периодов отпусков по уходу за детьми, имевшим место до ***, включаемых в «северный» стаж при определении права на повышенное отношение заработков с учетом разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5, а именно эти периоды должны быть исключены из «северного» стажа при определении права на установление базовых частей трудовых пенсий в повышенном размере.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, в том числе: свидетельства о рождении М. И.Е. и И.Е., письмо ГУ УПФР по Городецкому району от ***, трудовую книжку истца и её пенсионное дело, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 01 декабря 2007 года N 312-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 01 января 2008 года устанавливаются повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности.

Условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий по старости является наличие необходимой продолжительности страхового стажа - 20 лет у женщины и «северного» стажа 15 лет независимо от места жительства и возраста гражданина.

В соответствии с п. 7 ст. 14 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.

Как установлено судом из записей в трудовой книжке истицы следует, что в период с *** по *** истица работала в тресте «Апатитстрой» Мурманской области в качестве *, *** по *** она работала в Апатитском хлебозаводе Мурманского управления пищевой промышленности г.Апатиты Мурманской области, в период с *** по *** работала * Кировской швейной фабрики города Кировск Мурманской области и другие периоды на предприятиях этих городов, включенных в перечень районов Крайнего Севера, и имеет право в соответствии с п. 7 ст. 14 173-ФЗ на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, которая ей была назначена с ***.

Письмом от *** ГУ УПФР по Городецкому району сообщило истцу о пересмотре в сторону уменьшения установленного ей ранее повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии как лицу, работавшему в районе Крайнего Севера с *** в связи с невключением в специальный трудовой стаж периодов нахождения Малышевой Л.Н. в отпуске по уходу за детьми, объясняя это тем, что на основании того, что действующее законодательство в соответствии со ст. 30 173-ФЗ и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 173-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 не предусматривает включение в специальный трудовой стаж периоды ухода за детьми.

Также судом установлено, что Малышева Л.Н. находилась в отпуске по уходу за детьми: дочерью М.И.Е., *** года рождения, с *** по ***, и сыном М.И.Е., *** года рождения, с *** по ***, при этом она руководствовалась нормами, определяющими продолжительность специального трудового стажа и предполагала правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

В указанные периоды действовала ст. 167 Кодекса законов о труде в редакции от ***, которая предусматривала включение таких периодов в специальный трудовой стаж. Таким образом, отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы истицы по специальности на основании ст. 167 КЗоТ.

При разрешении требований истца суд исходит из того, что предметом спора является возобновление выплаты, уже назначенного размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с наличием у заявителя права на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии на основании п. 11 ст. 14 и п. 2 ст. 17 173-ФЗ. Истица не просит досрочно назначить ей пенсию на основании п. 6 п. 1 ст. 28 173-ФЗ. Ее требования заключаются только в возобновлении выплаты размера страховой части трудовой пенсии. Таким образом, правила ст. 27, 28 173-ФЗ и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 173-ФЗ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 не подлежат применению при разрешении данного спора, поэтому доводы представителя ответчика в этой части суд не принимает во внимание.

Также при разрешении данного спора к возникшим правоотношения подлежат применению ст. 30 и п. 2 ст. 31 173-ФЗ в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, указанным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П и Определении Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года N 320-О.

Из абз. 8 п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года N 320-О следует, что правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством. Малышева Л.Н. находясь в отпуске по уходу за детьми с *** по ***, и с *** по *** ориентировалась на действующую в тот момент норму ст. 167 КЗоТ, которая предусматривала включение таких периодов в специальный трудовой стаж.

В соответствии с п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П норма п. 4 ст. 30 173-ФЗ не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до *** пенсионных прав, в том числе, в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. В соответствии с п. 3.3 мотивировочной части данного Постановления у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 г. N 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ N 2-П от 29 января 2001 года, Определением Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2002 года N 320-О, стаж, имевший место до 01 января 2002 года должен быть зачислен по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования с зачетом периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, имевших место до ***, т.е. он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за начислением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При исчислении специального стажа граждан, работавших в районах Крайнего Севера, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии на основании п.п. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяется порядок, аналогичный порядку исчисления специального стажа при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда.

В соответствии с пунктом 21 разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года N 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до ***, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с положениями ст. 165, 167 Кодекса закона о труде РСФСР и Постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 2 сентября 1981 года N 865 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», действующих в спорный период, предусматривалось предоставление частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет только для работающих матерей, для женщин, обучающихся с отрывом от производства. Указанные нормы права предусматривали включение периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный трудовой стаж.

В абз. 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», указано, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ГУ УПФР по Городецкому району незаконно прекратило выплату, поскольку Малышева Л.Н. имеет право на повышенный фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости с *** и это право за ней следует признать, а также обязать ответчика возобновить с *** выплату ей трудовой пенсии по старости с повышенным фиксированным размером страховой части пенсии.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Малышевой Л.Н. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району Нижегородской области о признании права на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсииудовлетворить.

Признать за Малышевой Л.Н., *** года рождения, право на повышенный фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости с даты его установления.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району Нижегородской области возобновить выплату Малышевой Л.Н. трудовой пенсии по стрости с повышенным фиксированным размером страховой части пенсии с даты прекращения её выплаты - ***.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Городецкого городского суда Н.К. Ситникова

Мотивированное решение изготовлено ***

Судья Городецкого городского суда Н.К. Ситникова