Дело № 2-1068/2012 Именем Российской Федерации г. Городец 19 июля 2012 года Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Перлова С.Е., с участием прокурора Висковой Ю.А., при секретаре Бергерт Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Троицкого А.С., Сташкиной Н.Ф. к Сельскому совету Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, Администрации Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области об оспаривании муниципального правого акта и применении последствий недействительности ничтожной сделки, УСТАНОВИЛ: Троицкий А.С. и Сташкина Н.Ф. обратились в суд с иском к сельскому совету Смольковского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области, Администрации Смольковского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области, Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области о признании муниципального правового акта - решения Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года №50 «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения» недействующим полностью со дня его принятия. О применении последствий недействительности ничтожной сделки - Соглашения №58/9-6.13.19.20А, заключенного 28 декабря 2010 года между Администрацией Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области и Администрацией Городецкого муниципального района Нижегородской области и возвращении сторон в первоначальное положение. Определением Городецкого городского суда от 22 мая 2012 года принято заявление об увеличении исковых требований. В судебном заседании истцы и их представитель исковые требования поддержали, пояснили, чторешением Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года № 50 «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения» Администрации Городецкого муниципального района была передана часть полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения. Согласно п.п. 4, 5 указанного решения, оно подлежало обнародованию в установленных местах, чего в установленном законом порядке сделано не было. 02 декабря 2011 года Сельским советом Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области принято аналогичное решение № 51 «О передаче администрации Городецкого муниципального района части полномочий администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения», в соответствии с которым Администрации Городецкого муниципального района передана часть полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения. По мнению истцов, указанные решения являются муниципальными правовыми актами - решениями, принятыми органом местного самоуправления по вопросам местного значения, документально оформленными, обязательными для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающими, изменяющими общеобязательные правила или имеющими индивидуальный характер. Порядок обнародования вышеназванных решений был нарушен. Как следует из актов обнародования решения №50 от 29 октября 2010 года, таковое состоялось 04 октября 2010 года, то есть за 25 дней до вынесения оспариваемого истцами решения. Кроме того, в материалах дела представлено несколько редакций актов обнародования с противоречивыми данными о размещении текстов документов для ознакомления граждан. Согласно Устава, документы для ознакомления должны быть размещены в библиотеке, доме культуры, ЖКХ, Администрации Смольковского сельсовета, чего сделано не было. Кроме того, по мнению истцов на информационном щите физически не хватит места для размещения полного текста оспариваемых решений, в связи с чем у граждан отсутствует возможность понять, о чем идет речь. Кроме того истцы и их представитель в судебном заседании пояснили, что принятие подобных решений не относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района, вышеуказанные решения приняты с превышением его полномочий по разрешению подобных вопросов, которые могут разрешаться только непосредственно гражданами муниципального образования путем прямого волеизъявления населения муниципального образования. Также отсутствует решение Земского собрания Городецкого муниципального района о принятии части полномочий Администрации Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района. Также истцы и их представитель пояснили, что в связи с тем, что оспариваемые решения вступают в законную силу после их обнародования, чего надлежащим образом сделано не было, они вступившими в законную силу считаться не могут. Всвязи с изложенным, Троицкий А.С. и Сташкина Н.Ф. просят признать муниципальный правовой акт - решение Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года №50 «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения» недействующим полностью со дня его принятия. Применить последствия недействительности ничтожной сделки - Соглашения №58/9-6.13.19.20А, заключенного 28 декабря 2010 года между Администрацией Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области и Администрацией Городецкого муниципального района Нижегородской области, возвратив стороны в первоначальное положение. Признать муниципальный правовой акт - решение Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года №51 «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения» недействующим полностью со дня его принятия. Применить последствия недействительности ничтожной сделки - Соглашения №56/10-6.13.19.20А, заключенного 29 декабря 2010 года между Администрацией Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области и Администрацией Городецкого муниципального района Нижегородской области, возвратив стороны в первоначальное положение. Представитель ответчика сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что муниципальный правовой акт - решение сельского Совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года № 50 принято в пределах компетенции представительного органа поселения, а утвержденное им соглашение о передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам местного значения заключено в строгом соответствии с действующим законодательством, так как органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования. Оспариваемые истцами пункты соглашения о передаче части полномочий Администрации Городецкого района касаются лишь вопросов подготовки проектов планов и решений с последующим вынесением их на публичные слушания, то есть, по мнению представителя ответчика, по данным вопросам организация публичных слушаний необязательна, а само оспариваемое истцами решение и Соглашение являются ненормативными правовыми актами, срок на оспаривание которых истцами пропущен. Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что в представленных суду документах имеется акт от 03 ноября 2010 года «Об обнародовании решения представительного органа Смольковского сельсовета « О передаче администрации Городецкого муниципального района части полномочий администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения», который подтверждает, что пункт 4 отмеченного выше решения выполнен своевременно и в полном объеме, а поэтому пропуск истцами сроков обжалования муниципальных ненормативных правовых актов может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Также представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что необходимое количество информационных стендов установлено, на них для ознакомления граждан размещаются все необходимые материалы. Разногласия в текстах актов обнародования объясняются постоянной сменой сотрудников, подлинный и верный документ предоставлен из департамента. Указание на неверную дату обнародования (04 октября 2010 года) произошло по технической ошибке. Текст для обнародования был размещен лишь в двух местах, что противоречит положениям Устава, но не является существенным нарушением процедуры обнародования. В связи с изложенным, представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Представитель ответчика Администрации Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что оспариваемое истцами решение не является нормативно правовым актом, поскольку не содержит правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Устава Смольковского сельсовета, решение о заключении соглашения о передаче осуществления части полномочий сельсовета принимается сельским Советом по предложению главы администрации Смольковского сельсовета. Таким образом, решение сельского Совета Смольского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года № 50 принято сельским Советом в рамках своей компетенции, в порядке, предусмотренном законом и нормативными правовыми актами Смольковского сельсовета. Оспариваемым решением утвержден проект Соглашения о передаче администрации Городецкого муниципального района части полномочий администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения, которое соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобным соглашениям. Передаваемые полномочия принадлежат администрации сельсовета. Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что обнародованием оспариваемых актов по поручению главы местного самоуправления занимались специалисты администрации. Информация для обнародования (текст решений и соглашений) была размещена на стенде в библиотеке и администрации Смольковского сельсовета. Указание на неверную дату обнародования (04 октября 2010 года) произошло по технической ошибке. Информация для обнародования была размещена в двух местах, вместе предусмотренных уставом четырех, так как библиотека и дом культуры находятся в одном месте, помещение администрации и ЖКХ также находятся в одном месте. В связи с изложенным, представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель ответчика Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что спариваемые истцами решения Смольковского сельского Совета являются правовыми актами представительного органа местного самоуправления поселения, содержащими властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных организаций: передача части полномочий администрации Смольковского совета по вопросам градостроительной деятельности местного значения администрации Городецкого района на период с 01 января 2011года по 31 декабря 2011года. Данные решения не являются нормативными правовыми актами, поскольку не содержат правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Следовательно, истцами пропущен срок на обжалование указанных актов. Решение сельского Совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года № 50 не затрагивает права и свободы истцов на осуществление местного самоуправления, поскольку касается передачи части полномочий в сфере градостроительства, принадлежащих на основании Градостроительного кодекса РФ, Устава Смольковского сельсовета администрации Смольковского сельсовета. Обжалуемое решение сельского Совета Смольковского сельсовета является законным и обоснованным: Решение сельского Совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года № 50 принято сельским Советом в рамках своей компетенции, в порядке, предусмотренном законом и нормативными правовыми актами Смольковского сельсовета. Оспариваемым решением утвержден проект Соглашения о передаче администрации Городецкого муниципального района части полномочий администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения, которое соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобным соглашениям. Передаваемые полномочия принадлежат администрации сельсовета. В соответствии с п. 3.1 Соглашения администрация сельсовета наделена правом принимать участие в подготовке, принятии решений по осуществлению переданных полномочий, запрашивать необходимые сведения у администрации района о результатах осуществления переданных полномочий, требовать от администрации района их своевременного и полного исполнения, устранения допущенных нарушений, разрабатывать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий. Соответственно незаконным и необоснованным является требование Заявителей о применении последствий недействительности ничтожной сделки к Соглашению № 58/9-6,13,19,20А от 28 декабря 2010 года, поскольку данное Соглашение заключено администрациями Смольковского сельсовета и Городецкого муниципального района в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами. Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что со стороны Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области соглашение было заключено Главой администрации Городецкого муниципального района. Соглашения должны приниматься представительным органом администрации Городецкого муниципального образования в администрации Смольковского сельсовета. Полномочия у администрации Смольковского сельсовета для этого имелись. Данными соглашениями изменялся порядок градостроительных планов. В связи с изложенным, представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать. В судебном заседании исследовались письменные материалы дела: - решение Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года №50 «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения», в соответствии с которым решено передать часть полномочий Администрации Городецкого муниципального района, утвердить соглашение о передаче части полномочий, обнародовать решение в установленных местах; - соглашение №58/9-6.13.19.20А о передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения, заключенное 28 декабря 2010 года между Администрацией Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области и Администрацией Городецкого муниципального района Нижегородской области; - выписка из протокола сессии от 02 декабря 2011 года, согласно которой поступило предложение передать часть полномочий Администрации Городецкого муниципального района; - выписка из протокола сессии от 29 октября 2010 года, согласно которой поступило предложение передать часть полномочий Администрации Городецкого муниципального района; - решение Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 02 декабря 2011 года №51 «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения», в соответствии с которым решено передать часть полномочий Администрации Городецкого муниципального района, утвердить соглашение о передаче части полномочий, обнародовать решение в установленных местах; - соглашение №56/10-6.13.19.20А о передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения, заключенное 29 декабря 2011 года между Администрацией Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области и Администрацией Городецкого муниципального района Нижегородской области; - акт от 03 ноября 2010 года об обнародовании решения Администрации Смольковского сельсовета №50 от 29 октября 2010 года «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения», согласно которому решение администрации Смольковского сельсовета №50 от 29 октября 2010 года размещено на стендах в здании администрации Смольковского сельсовета и Смольковской сельской библиотеке; - акт от 06 декабря 2011 года об обнародовании решения Администрации Смольковского сельсовета №51 от 02 декабря 2011 года «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения», согласно которому решение администрации Смольковского сельсовета №51 от 02 декабря 2011 года размещено на стендах в здании администрации Смольковского сельсовета и Смольковской сельской библиотеке; - Устав Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, зарегистрированный Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области 04 февраля 2011 года; - решение Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 21 января 2011 года №4 «О внесении изменений в решение сельского совета №50 «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения», в соответствии с которым пункт 5 изложен в иной редакции; - акт от 03 ноября 2010 года об обнародовании решения Администрации Смольковского сельсовета №50 от 29 октября 2010 года «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения», согласно которому решение администрации Смольковского сельсовета №50 от 29 октября 2010 года размещено в здании администрации Смольковского сельсовета и на информационном щите в селе Смольки; - акт от 06 декабря 2011 года, зарегистрированный государственно-правовым департаментом Нижегородской области 17 января 2012 года об обнародовании решения Администрации Смольковского сельсовета №51 от 02 декабря 2011 года «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения», согласно которому решение администрации Смольковского сельсовета №51 от 02 декабря 2011 года размещено в здании администрации Смольковского сельсовета и на информационном щите в селе Смольки; - акт от 04 ноября 2010 года, зарегистрированный государственно-правовым департаментом Нижегородской области 10 декабря 2010 года об обнародовании решения Администрации Смольковского сельсовета №50 от 29 октября 2010 года «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения», согласно которому решение администрации Смольковского сельсовета №50 от 29 октября 2010 года размещено на стендах в здании администрации Смольковского сельсовета и Смольковской сельской библиотеке; - акт от 24 января 2011 года, зарегистрированный государственно-правовым департаментом Нижегородской области 15 марта 2011 года об обнародовании решения Сельского совета Смольковского сельсовета №4 от 21 января 2011 года «О внесении изменений в решение сельского совета №50 «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения», согласно которому решение размещено на стендах в здании администрации Смольковского сельсовета и Смольковской сельской библиотеке; - протокол встречи Главы местного самоуправления, главы сельской администрации с представителями инициативной группы по организации и проведению местного референдума на территории Смольковского сельсовета; Выслушав истцов и их представителя, представителей ответчиков, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что муниципальные акты о передаче части полномочий не относятся к правовым актам и не затрагивают права граждан, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что решением Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года № 50 «О передаче администрации Городецкого муниципального района части полномочий администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения» было решено считать целесообразным передачу Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения, утверждено соглашение о передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета согласно приложения. Главе Администрации Смольковского сельсовета Баусову В.А. поручено подписать соглашение о передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета. Согласно п.п. 4, 5 указанного решения, оно подлежало обнародованию в установленных местах, вступило в силу с 01 января 2011 года. 28 декабря 2010 года между Администрацией Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области и Администрацией Городецкого муниципального района Нижегородской области было заключено Соглашение № 58/9-6.13.19.20А, в соответствии с которым Администрация Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области передала администрации Городецкого муниципального района полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренных п. п. 6, 13, 19, 20 части 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в том числе следующие вопросы: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения». В соответствии с п. п. 2.4.2, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.8, 2.4.11, 2.4.12 указанного Соглашения, Поселение передало Району осуществление следующих полномочий: подготовка материалов, заключений для проведения публичных слушаний по проектам планировки и межевания территории, а также осуществления иных полномочий, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, об утверждении правил землепользования и застройки; выдача разрешений на строительство; выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию; организация и проведение градостроительных советов по рассмотрению проектной и градостроительной документации; подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков; согласование документации по планировке и межеванию территории; согласование землеустроительной документации. Как следует из пункта 6.1 указанного Соглашения, данное соглашение вступило в силу с 01 января 2011 года и действует по 31 декабря 2011 года включительно. 02 декабря 2011 года Сельским советом Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области принято аналогичное решение № 51 «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения», в соответствии с которым было решено считать целесообразным передачу администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения, утверждено соглашение о передаче администрации Городецкого муниципального района части полномочий администрации Смольковского сельсовета согласно приложения, главе Администрации Смольковского сельсовета Баусову В.А. поручено подписать соглашение о передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий администрации Смольковского сельсовета. Согласно п.п. 4, 5 указанного Решения, оно подлежало обнародованию в установленных местах, данное решение вступило в силу с 01 января 2012 года и действует до 31 декабря 2012 года. 29 декабря 2011 года между Администрацией Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области и Администрацией Городецкого муниципального района Нижегородской области было заключено Соглашение № 56/10-6.13.19.20А, в соответствии с которым Администрация Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области передала администрации Городецкого муниципального района полномочия по решению тех же вопросов местного значения, предусмотренных п. п. 6, 13, 19, 20 части 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». При разрешении вопроса о правовой природе оспариваемых истцами решений, суд исходит из следующего. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер. В соответствии со ст. 7 названного закона, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. В п. п. 6, 13, 19, 20 части 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения отнесены следующие: - обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; - сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; - организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; - утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. При решении вопросов местного значения субъекты, их реализующие, наделены правом принимать правовые акты как нормативного, так и правоприменительного (индивидуального) характера. Суд считает, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений. Как установлено в судебном заседании, решения №50, №51 изданы в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления; являются обязательными для всех граждан Смольковского сельсовета Городецкого района Нижегородской области; содержат нормы, регулирующие и изменяющие порядок разрешения вопросов местного значения; рассчитаны на неоднократное применение в течение периода их действия; действуют независимо от того, возникли или прекратились определенные правоотношения. Как следует из акта от 04 ноября 2010 года, зарегистрированного государственно-правовым департаментом Нижегородской области 10 декабря 2010 года, исследованного в ходе рассмотрения дела, решение Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года № 50 было обнародовано посредством размещения на информационных стендах в здании администрации Смольковского сельсовета и Смольковской сельской библиотеке Городецкого района Нижегородской области. Как следует из акта от 06 декабря 2011 года, зарегистрированного государственно-правовым департаментом Нижегородской области 17 января 2012 года и исследованного в ходе судебного заседания, решение Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 02 декабря 2011 года № 51 было обнародовано посредством размещения на информационных стендах в здании администрации Смольковского сельсовета и информационном щите в с. Смольки. Указанные Решения зарегистрированы уполномоченным Правительством Нижегородской области исполнительным органом государственной власти Нижегородской области в регистре муниципальных нормативных правовых актов Нижегородской области, являющегося составной частью федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (ст. 4 Закона Нижегородской области от 04 декабря 2008 года № 162-З «О порядке организации и ведения в Нижегородской области регистра муниципальных нормативных правовых актов»), что подтверждается содержанием указанного регистра и письмом Государственно-правового департамента Нижегородской области. В соответствии со сведениями регистра муниципальных нормативных правовых актов Нижегородской области указанные Решения носят статус нормативных, действующих актов. Оспариваемые истцами решения затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, кроме того, как следует из их содержания, они подлежат обнародованию в установленных местах. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемые истцами решения носят нормативный характер. При этом судом не принимаются во внимание доводы представителей ответчиков о том, что решения №50, №51 не являются нормативными правовыми актами, так как опровергаются изложенными выше основаниями. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке. В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме. В соответствии со ст. 46 Устава Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, исследованного в ходе судебного заседания, обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем их размещения в общедоступных местах (в помещении администрации, библиотеки, Смольковского Дома Культуры, пунктах приема платежей за коммунальные услуги), обеспечивающих возможность ознакомления с ними граждан. Как следует из пояснений представителя ответчика Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, указанные Решения обнародовались без утвержденных данными решениями соглашений о передаче администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, а из содержания оспариваемых Решений невозможно установить, какие именно полномочия Администрации Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области передаются администрации Городецкого муниципального района. Согласно представленного подлинника Акта об обнародовании Решения Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29.10.2010 г. № 50 «О передаче администрации Городецкого муниципального района части полномочий администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения» и его заверенной Государственно-правовым департаментом Нижегородской области копии, данное Решение обнародовано 04 октября 2010 года, т.е. за 25 дней до его принятия, что невозможно в силу отсутствия обнародуемого Решения. Из представленных подлинников Актов об обнародовании оспариваемых Решений Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области и их заверенных Государственно-правовым департаментом Нижегородской области копий, оспариваемые решения размещались на информационных стендах в здании администрации Смольковского сельсовета, Смольковской сельской библиотеке Городецкого района Нижегородской области и информационном щите с. Смольки, непредусмотренном Уставом Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области. В иных общедоступных местах, предусмотренных Уставом Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, указанные Решения не размещались. Кроме того, как следует из пояснений представителя ответчика Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, обнародование оспариваемых решений производилось специалистом администрации Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, то есть неуполномоченным лицом, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 36 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования глава муниципального образования. Акты об обнародовании указанных Решений составлены комиссией, состоящей из сотрудников администрации Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, т.е. неуполномоченных на совершение подобных действий. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, о наличии существенных нарушений в порядке обнародования оспариваемых истцами муниципальных нормативных правовых актов, отсутствии возможности ознакомления с ними граждан Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области. Кроме того, при вынесении решения судом учитывается наличие нескольких противоречивых актов обнародования оспариваемых решений. В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В соответствии с п. 7 ст. 45 Устава Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В связи с тем, что оспариваемые муниципальные правовые акты не были надлежащим образом обнародованы, они не могут считаться вступившими в законную силу и требования истцов о признании муниципальных правовых актов - решения Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года № 50 «О передаче администрации Городецкого муниципального района части полномочий администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения» и решения Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 02 декабря 2011 года № 51 «О передаче администрации Городецкого муниципального района части полномочий администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения» недействующими полностью со дня их принятия подлежат удовлетворению. Таким образом, суд также приходит к вывод о том, что полномочия по решению вопросов местного значения, перечисленных в п. п. 2.4.2, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.8, 2.4.11, 2.4.12 вышеуказанных соглашений, утвержденных решениями Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года № 50 и от 02 декабря 2011 года № 51, неправомерно переданы Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области. В соответствии со ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В соответствии со ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе. В силу того, что оспариваемые муниципальные правовые акты необходимо признать недействующими полностью со дня их принятия, соглашения, заключенные на основании данных муниципальных правовых актов, являются не соответствующими закону, то есть ничтожными. В связи с чем, следует применить последствия недействительности ничтожных сделок - Соглашения № 58/9-6.13.19.20А, заключенного 28 декабря 2010 года и Соглашения № 56/10-6.13.19.20А, заключенного 29 декабря 2011 года, удовлетворив исковые требования истцов. Стороны данных соглашений должны быть возвращены в первоначальное положение, полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренных п. п. 6, 13, 19, 20 части 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» должны решаться Администрацией Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области самостоятельно. Сведения о признании муниципальных правовых актов - Решения Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29.10.2010 г. № 50 «О передаче администрации Городецкого муниципального района части полномочий администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения» и Решения Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 02 декабря 2011 г. № 51 «О передаче администрации Городецкого муниципального района части полномочий администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения» недействующими полностью со дня их принятия необходимо направить в Государственно-правовой департамент Нижегородской области для внесения изменений в регистр муниципальных нормативных правовых актов Нижегородской области. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать решение Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года №50 «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения» недействующим со дня его принятия. Применить последствия недействительности ничтожной сделки - Соглашения №58/9-6.13.19.20А, заключенного 28 декабря 2010 года между Администрацией Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области и Администрацией Городецкого муниципального района Нижегородской области, возвратив стороны в первоначальное положение путем исключения из Регистра государственно-правового департамента Нижегородской области решения Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года №50 «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения». Признать решение Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года №51 «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения» недействующим со дня его принятия. Применить последствия недействительности ничтожной сделки - Соглашения №56/10-6.13.19.20А, заключенного 29 декабря 2010 года между Администрацией Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области и Администрацией Городецкого муниципального района Нижегородской области, возвратив стороны в первоначальное положение путем исключения из Регистра государственно-правового департамента Нижегородской области решения Сельского совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29 октября 2010 года №51 «О передаче Администрации Городецкого муниципального района части полномочий Администрации Смольковского сельсовета по вопросам градостроительной деятельности местного значения». Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения. Судья Городецкого городского суда С.Е. Перлов