Дело № 2-1675/2012 Именем Российской Федерации г. Городец 25 сентября 2012 года Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Перлова С.Е., с участием прокурора Тороповой Н.П., при секретаре Бергерт Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукичевой З.И. к представительному органу Городецкого муниципального района - Земскому собранию Городецкого муниципального района об оспаривании решения представительного органа Городецкого муниципального района - Земского собрания от *** * «О проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум на территории Городецкого муниципального района, требованиям закона», УСТАНОВИЛ: Лукичева З.И. обратилась в суд с иском к представительному органу Городецкого муниципального района - Земскому собранию Городецкого муниципального района о признании вопросов, выносимых на местный референдум, относящимися к вопросам местного значения, соответствующими Конституции РФ, Законам РФ, Уставу Нижегородской области, Уставу Городецкого района. О признании незаконным решения Земского собрания от 05 июля 2012 года №122 «О проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум на территории Городецкого муниципального района, требованиям закона». В исковом заявлении Лукичева З.И. указала, что 14 июня 2012 года инициативная группа граждан Городецкого муниципального района обратилась в Территориальную избирательную комиссию Городецкого муниципального района с ходатайством о регистрации инициативной группы для организации и проведения местного референдума по территории Городецкого района по вопросам, касающимся строительства и функционирования мусоросортировочного комплекса на территории Смольковского сельсовета. Территориальная избирательная комиссия обратилась в представительный орган - Земское собрание района для проверки соответствия предложенных вопросов требованиям закона. Решением Земского собрания №122 от 05 июля 2012 года вопросы, предложенные инициативной группой для вынесения на местный референдум, были признаны несоответствующими закону, в связи с тем, что они не относятся к вопросам местного значения муниципального района. Своим решением от 10 июля 2012 года №125 Территориальная избирательная комиссия Городецкого муниципального района отказала в регистрации инициативной группы на основании вышеназванного решения Земского собрания. В связи с изложенным, Лукичева З.И. просит признать вопросы, выносимые на местный референдум, относящимися к вопросам местного значения, соответствующими Конституции РФ, Законам РФ, Уставу Нижегородской области, Уставу Городецкого района. Признать незаконным решение Земского собрания от 05 июля 2012 года №122 «О проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум на территории Городецкого муниципального района, требованиям закона». В судебном заседании Лукичева З.И. и ее представители исковые требования поддержали, изложенные в исковом заявлении обстоятельства подтвердили, пояснили, что сформулированные инициативной группой вопросы, относятся к вопросам местного значения, так как касаются организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно Закона Нижегородской области №226-З от 23 ноября 2001 года «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с Уставом Городецкого муниципального района, к вопросам местного значения относится утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Кроме того, истец и ее представители в судебном заседании пояснили, что строительство полигона не может относиться к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, так как к их полномочиям по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов по организации и осуществлению межмуниципальных, инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований. В связи с изложенным, истец и ее представители просят признать вопросы, выносимые на местный референдум, относящимися к вопросам местного значения, соответствующими Конституции РФ, Законам РФ, Уставу Нижегородской области, Уставу Городецкого района. Признать незаконным решение Земского собрания от 05 июля 2012 года №122 «О проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум на территории Городецкого муниципального района, требованиям закона». Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что решением №122 от 05 июля 2012 года Земского собрания, вышеназванные вопросы, предлагаемые для вынесения на местный референдум на территории Городецкого муниципального района Нижегородской области, были признаны несоответствующими закону в связи с тем, что на референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Нижегородской области. Вопрос референдума должны быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, а также неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что Правительство Нижегородской области содействует привлечению инвестиций в экономику области, организует и осуществляет межмуниципальные инвестиционные проекты, а также инвестиционные проекты, направленные на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований. Областной целевой программой «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 года», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области 06 марта 2009 года №104, в Городецком районе Нижегородской области предусмотрено создание полигона. В соответствии с Концессионным соглашением, заключенным между Правительством Нижегородской области и ЗАО «Управление отходами НН», созданный ЗАО «Управление отходами НН» мусоросортировочный комплекс с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке ТБО на территории Городецкого района Нижегородской области будет находиться в областной собственности. Также представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что строительство мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов на территории Городецкого района, не входит в компетенцию муниципального района. Данное строительство относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов по организации и осуществлению межмуниципальных, инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований. Также к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами. К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится только организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований, в том числе: определяют порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды; осуществляют разработку, принятие и реализацию муниципальных программ в области обращения с отходами; участвуют в выполнении межмуниципальных и областных целевых программ в области обращения с отходами. Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что к вопросам местного значения муниципальных районов не относятся вопросы, связанные со строительством межмуниципальных объектов, а также с распоряжением объектами, находящимися в собственности Нижегородской области. В связи с изложенным, представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Определением Городецкого городского суда от 29 августа 2012 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Территориальная избирательная комиссия Городецкого муниципального района Нижегородской области. Представитель третьего лица Территориальной избирательной комиссии Городецкого муниципального района Нижегородской области в судебном заседании посчитал исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснил, что инициативная группа граждан Городецкого муниципального района обратилась в Территориальную избирательную комиссию Городецкого муниципального района с ходатайством о регистрации инициативной группы для организации и проведения местного референдума по территории Городецкого района по вопросам, касающимся строительства и функционирования мусоросортировочного комплекса на территории Смольковского сельсовета. Территориальная избирательная комиссия обратилась в представительный орган - Земское собрание района для проверки соответствия предложенных вопросов. Решением Земского собрания №122 от 05 июля 2012 года вопросы, предложенные инициативной группой для вынесения на местный референдум, были признаны несоответствующими закону, в связи с чем, решением Территориальной избирательной комиссии Городецкого муниципального района от 10 июля 2012 года №125 инициативной группе жителей Городецкого района было отказано в регистрации инициативной группы. В судебном заседании исследовались письменные материалы дела: - решение Земского собрания Городецкого муниципального района Нижегородской области от 05 июля 2012 года №122 «О проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум на территории Городецкого муниципального района, требованиям закона», в соответствии с которым, вопросы, выносимые на местный референдум на территории Городецкого муниципального района Нижегородской области, признаны не относящимися к вопросам местного значения муниципального района; - письмо Территориальной избирательной комиссии Городецкого района Нижегородской области от 10 июля 2012 года №125, согласно которому в адрес инициативной группы направлено решение об отказе в ее регистрации; - протокол №8 заседания территориальной избирательной комиссии Городецкого муниципального района Нижегородской области от 10 июля 2012 года, которым решено отказать в регистрации инициативной группы для организации и проведения местного референдума; - Устав Городецкого района Нижегородской области, принятый Постановлением Земского собрания Городецкого района от 17 ноября 2005 года №146/128; - решение Земского собрания Городецкого муниципального района Нижегородской области от 25 августа 2011 года №166, в соответствии с которым главе местного самоуправления Городецкого муниципального района поручено обратиться к Губернатору Нижегородской области с вопросом о замене земельного участка для размещения мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном; - решение членов районной инициативной группы поселений Городецкого района от 27 апреля 2011 года, из которого следует, что в случае непринятия требований о прекращении работы по созданию в районе полигона бытовых отходов, инициативная группа будет инициировать проведение районного референдума; - постановление Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области №442 от 24 февраля 20112 года, согласно которому утверждено разрешение на строительство мусоросортировочного комплекса; - решение Совета Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области №59 от 23 декабря 2011 года, из которого следует, что в согласовании строительства межрайонного полигона для размещения непригодных для переработки твердых бытовых отходов на территории Смольковского сельсовета на участке в районе дер. Скородум, отказано; - письмо Государственно-правового департамента Нижегородской области от 25 июня 2012 года №408-01-03-1704/12, направленное в адрес аппарата Земского собрания Городецкого района Нижегородской области, в соответствии с которым, вопросы, поставленные инициативной группой, не могут быть вынесены на местный референдум; - протокол №9 внеочередного заседания Земского собрания Городецкого муниципального района Нижегородской области от 05 июля 2012 года принят проект решения «О проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум на территории Городецкого муниципального района, требованиям закона». Выслушав истца, ее представителей, представителя ответчика, представителя третьего лица, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В судебном заседании установлено, что 14 июня 2012 года инициативная группа граждан Городецкого муниципального района обратилась в Территориальную избирательную комиссию Городецкого муниципального района с ходатайством о регистрации инициативной группы для организации и проведения местного референдума по территории Городецкого района по вопросам, касающимся строительства и функционирования мусоросортировочного комплекса на территории Смольковского с/с. Как следует из письма Территориальной избирательной комиссии Городецкого района Нижегородской области от 10 июля 2012 года №125, исследованного в ходе рассмотрения дела, вопросы инициативной группы имели следующую формулировку: «Считаете ли Вы, что ввод в строй и функционирование мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке ТБО на территории Смольковского с/с в 1450 м. от д. Скородум Городецкого района Нижегородской области подвергнет опасности жизнь и здоровье населения Городецкого района?». «Считаете ли Вы необходимым запреть строительство мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке ТБО на территории Смольковского с/с в 1450 м. от д. Скородум Городецкого района Нижегородской области?». В связи с обращением инициативной группы, Территориальная избирательная комиссия обратилась в представительный орган - Земское собрание района для проверки соответствия закону предложенных вопросов. Как следует из письма Государственно-правового департамента Нижегородской области от 25 июня 2012 года №408-01-03-1704/12, направленного в адрес аппарата Земского собрания Городецкого района Нижегородской области, исследованного в судебном заседании, вопросы, поставленные инициативной группой, не могут быть вынесены на местный референдум. Решением Земского собрания №122 от 05 июля 2012 года вопросы, предложенные инициативной группой для вынесения на местный референдум, были признаны несоответствующими закону, как не относящиеся к вопросам местного значения муниципального района. В соответствии со ст. 36 вышеназванного Федерального закона, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации. В связи с принятием вышеназванного решения Земским собранием Городецкого муниципального района, Территориальная избирательная комиссия Городецкого муниципального района в регистрации инициативной группы отказала. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Согласно ст. 10 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Правительство Нижегородской области содействует привлечению инвестиций в экономику области, организует и осуществляет межмуниципальные инвестиционные проекты, а также инвестиционные проекты, направленные на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований. В судебном заседании установлено, что постановлением Правительства Нижегородской области от 06 марта 2009 года №104 утверждены областная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы». Данной программой в Городецком районе Нижегородской области предусмотрено создание полигона для обслуживания Борского, Семеновского, Городецкого (за исключением г. Заволжье), Сокольского, Ковернинского районов, левобережных частей Лысковского и Воротынского районов. Мусоросортировочный комплекс с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке ТБО на территории Городецкого района Нижегородской области будет находиться в областной собственности. В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований. Согласно ст. 6 Закона Нижегородской области от 23 ноября 2001 года №226-З «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов исполнительной власти Нижегородской области в области обращения с отходами относится, в том числе разработка, принятие и реализация областных целевых программ в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами, принимают участие в выполнении межмуниципальных и областных целевых программ в области обращения с отходами, в то время как органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации и осуществлению региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Таким образом, вопросы, связанные со строительством межмуниципальных объектов, а также с распоряжением объектами, находящимися в собственности Нижегородской области, не могут быть отнесены к вопросам местного значения, подлежащими рассмотрению в рамках проведения местного референдума. В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что Земское собрание Городецкого муниципального района Нижегородской области своим решением №122 от 05 июля 2012 года обоснованно отказало в признании вопросов, поставленных инициативной группой на разрешение местного референдума, соответствующими закону, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Лукичевой З.И. следует отказать. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Лукичевой Зое Ивановне в удовлетворении исковых требований к представительному органу Городецкого муниципального района - Земскому собранию Городецкого муниципального района о признании вопросов, выносимых на местный референдум, относящимися к вопросам местного значения, соответствующими Конституции РФ, Законам РФ, Уставу Нижегородской области, Уставу Городецкого района, а также признании незаконным решения Земского собрания от 05 июля 2012 года №122 «О проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум на территории Городецкого муниципального района, требованиям закона», отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения. Судья Городецкого городского суда С.Е. Перлов Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2012 года. Судья Городецкого городского суда С.Е. Перлов