Дело № 2-1768/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации гор. Городец 17 октября 2012 года Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Перлова С.Е., при секретаре Бергерт Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Городецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской области об обязании принять меры к установке дорожных знаков около образовательного учреждения, УСТАНОВИЛ: Городецкий городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Городца Городецкого муниципального района об обязании принять меры к установке дорожного знака 5.20 «Искусственная неровность» и нанесению дорожной разметки - «Зебры» на проезжей части вблизи муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12», расположенного по адресу: ....... и установлении двухмесячного срока для совершения вышеуказанных действий. В исковом заявлении прокурор указал, что Городецкой городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что МБОУ «Основная общеобразовательная школа №12» располагается рядом с участком дороги, на котором ежедневно осуществляется движение транспортных средств. Дети каждый день пересекают дорогу, однако дорожный знак 5.20 «искусственная неровность» и дорожная разметка, предусмотренная п. 1.14.1 Правил дорожного движения, - пешеходный переход «зебра» на проезжей части дороги отсутствуют, в связи с чем, воспитанники указанного учреждения, а также иные лица, переходящие дорогу, подвергаются риску стать пострадавшими в дорожно-транспортном происшествии. Полномочиями обеспечения безопасности дорожного движения города Городца наделена Администрация города Городца в соответствии с требованиями закона и Устава, однако свои обязанности в этой части исполняет ненадлежащим образом. До настоящего времени дорожный знак 5.20 «искусственная неровность» и дорожная разметка в районе МБОУ «Основная общеобразовательная школа №12» отсутствуют. В связи с изложенным, прокурор просил обязать Администрацию города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской области в течение двух месяцев с момента вынесения решения принять меры к установке дорожного знака 5.20 «искусственная неровность» и нанесению дорожной разметки «Зебра» на проезжей части дороги вблизи муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12», расположенного по адресу: ........ Определением Городецкого городского суда от 17 октября 2012 года принят отказ от исковых требований в части обязания ответчика установить знак 5.20 «искусственная неровность». В судебном заседании истец (прокурор) исковые требования поддержала, изложенные обстоятельства подтвердила, просит обязать Администрацию города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской области в течение двух месяцев с момента вынесения решения принять меры к нанесению дорожной разметки «Зебра» на проезжей части дороги вблизи муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12», расположенного по адресу: ........ Представитель ответчика Администрации город Городца Городецкого муниципального района Нижегородской области в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что требования прокурора будут исполнены в кратчайшие сроки. Признание иска ответчиком судом принято, что отражено в протоколе судебного заседания. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, суд выносит решение об удовлетворении исковых требования. Представитель третьего лица МБОУ «Основная общеобразовательная школа №12» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменным заявлением просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. Представители третьих лиц - ОГИБДД МО МВД России «Городецкий» и ЗАО «Городецкая ПМК-6» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина неявки в судебное заседание суду не известна. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц. В судебном заседании исследованы письменные материалы дела: - акт проверки от 26 июля 2012 года, в соответствии с которым у образовательного учреждения отсутствуют дорожные знаки и разметка; Выслушав истца, представителя ответчика, принимая во внимание признание иска ответчиком, и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 6 п.п. 2 и 4 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. В силу ст. 12 вышеуказанного Закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно ч.1 п.5 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации В соответствии со ст. 4 Устава города Городца Городецкого района Нижегородской области, территорию города составляют исторически сложившиеся земли города Городца, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения города, рекреационные земли, земли для развития города независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ города, в том числе населенные пункты, не являющиеся поселениями. В границах города как единого муниципального образования находится один город, разделенный на микрорайоны, не являющиеся муниципальными образованиями. Территориально город состоит из Слободского, Александро-Невского, Чернышевского, Центрального, Фурмановского, Северного, Восточного, Молодежного и других микрорайонов. Изменение границ города, влекущее отнесение части территории города, а также территорий отдельных входящих в его состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется путем голосования, предусмотренного законом Нижегородской области. Согласно ст. 7 Устава города Городца, к вопросам местного значения города относятся содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что Администрация города Городца - распорядительный орган муниципального образования город Городец должна, в частности, осуществлять деятельность по реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах этого муниципального образования. Административным же центром указанного муниципального образования является, в силу ст. 1 Устава муниципального образования, городское поселение город Городец, а поэтому обязанность ответчика по осуществлению дорожной деятельности распространяется и на автомобильные дороги местного значения, находящиеся в городе Городце. К автомобильным дорогам, находящимся в городе Городце, относится дорога вблизи муниципального бюджетного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12», причем данная дорога с асфальтовым покрытием. Собственником указанной автомобильной дороги является муниципальное образование город Городец, чьим распорядительным органом является ответчик - Администрация города Городца. Таким образом, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, обязанность содержания дорог, информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменения в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации, в том числе установлению дорожных знаков и нанесению разметки на указанном участке дороги возлагается на орган местного самоуправления муниципального образования город Городец, то есть на его распорядительный орган - Администрацию города Городца. Согласно п. 4.1.1 «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года № 221), автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Вместе с тем, разметку 1.14.1 и 1.14.2 «Зебра» применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Кроме того, для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу, применяются знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход». Таким образом, по смыслу требований вышеуказанных Правил, горизонтальную разметку «Зебра» необходимо использовать в совокупности со знаками «Дети» и «Пешеходный переход» в целях своевременного информирования водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятии мер, соответствующих обстановке. В судебном заседании подтвердилось наличие нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, выявленное в ходе проведения Городецкой городской прокуратурой проверки, а именно отсутствие дорожной горизонтальной разметки «Зебра» на проезжей части дороги вблизи МБОУ «Основная общеобразовательная школа №12», и эти нарушения не устранены до настоящего времени. Поскольку указанные требования закона не соблюдаются и до настоящего времени нарушения не устранены, суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, так как ненадлежащая организация безопасности дорожного движения вблизи МБОУ «Основная общеобразовательная школа №12» может повлечь возникновение дорожно-транспортных происшествий и причинение вреда несовершеннолетним, а также иным гражданам. Обоснованным является и требование прокурора об установлении двухмесячного срока исполнения обязательства по принятию мер к нанесению дорожной разметки «Зебра». Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Обязать Администрацию города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской области в течение двух месяцев с момента вынесения решения принять меры к нанесению дорожной разметки «Зебра» на проезжей части дороги вблизи муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12», расположенного по адресу: ........ Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение месяца со дня вынесения. Судья Городецкого городского суда С.Е. Перлов