Дело №12-130/2012 РЕШЕНИЕ 13 июля 2012 года гор. Городец Судья Городецкого городского суда Нижегородской области Ситникова Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дегтяревой Н.В.., * - на постановление государственного инспектора по охране природы по Приволжскому федеральному округу от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: Постановлением государственного инспектора по охране природы по Приволжскому федеральному округу от 7 июня 2012 года Дегтярева Н.В. привлечена к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, Дегтярева Н.А. обратилась в суд с жалобой, из которой следует, что при рассмотрении дела не было обеспечено всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, и разрешение его в соответствии с законом. Данное постановление не соответствует действительности в части указания на участие директора ОАО «ЗЗГТ» при рассмотрении дела. Она работает по совместительству на указанном предприятии, факт неисполнения должностным лицом служебных обязанностей не доказан. Волжско-Окским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выданы ОАО «ЗЗГТ» «Лимиты на размещение отходов» №4206 от 15.04.2010 г. и ОАО «»ЗЗГТ» в 2011 году не превысило лимиты размещения отходов по позициям: бой шамотного кирпича, бой кирпичной кладки при ремонте зданий и сооружений, стружка стали углеродистых марок незагрязненная, лом легированной стали несортированный, лом латуни в кусковой форме, стружка латуни незагрязненная. Эти отходы относятся к 5-му классу опасности. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления разработан и представлен в инструкции МИ 18.02.01-08 «Требования к экологическим аспектам. Обращение с отходами». Она считает, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. А в случае наличия в её действиях состава административного правонарушения, просит прекратить производство по делу по малозначительности деяния. С учетом изложенного, просит суд обжалуемое ею постановление отменить и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В судебном заседании Дегтярева Н.В. и её защитник доводы жалобы поддержали, обстоятельства, изложенные в жалобе, подтвердили. Изучив доводы Дегтяревой Н.В., её защитника, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. В силу ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 22.05.1998, отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Согласно ст. 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 4 Закона Нижегородской области "Об отходах производства и потребления", право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались; право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов; собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользоваться распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществления деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению - отходов не меньшего класса опасности. В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона "Об отходах производств потребления", ст. 4.1 Закона Нижегородской области "Об отходах производства потребления", отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы. В силу ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 10 Закона Нижегородской области "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 14 Закона Нижегородской области "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности; на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Согласно ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 17 Закона Нижегородской области "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 8.2 КоАП РФ, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования. В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Дегтярева Н.В. привлечена к административной ответственности за превышение лимитов размещения заводом отходов по шести позициям. В судебном заседании установлено, что Волжско-Окским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» выданы «Лимиты на размещение отходов» * от *** на 2010-2015 гг. Согласно установленных лимитов размещения отходов на собственных объектах размещения по позиции бой шамотного кирпича установлен на 2010-2011гг. в 51,000 тонну, на 2011-2012 гг. в 51,000 тонну, передача отходов на размещение на 2010-2011гг. и на 2011-2012 гг. не предусмотрено (л.д.19), фактически согласно Сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления в 2011 году, переданному в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, выработано 1,720 тонны, размещено - 0,00 тонны, использовано отходов 1,720 тонны (л.д.52-58). Согласно установленных лимитов размещения отходов на собственных объектах размещения по позиции бой кирпичной кладки при ремонте зданий и сооружений установлен на 2010-2011гг. в 51,000 тонну, на 2011-2012 гг. в 51,000 тонну, передача отходов на размещение на 2010-2011гг. и на 2011-2012 гг. не предусмотрено (л.д.19), фактически согласно Сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления в 2011 году выработано 3,250 тонны, размещено - 0,00 тонны, использовано отходов 3,250 тонны (л.д.52-58). Согласно установленных лимитов размещения отходов на собственных объектах размещения по позиции стружка стали углеридистых марок незагрязненная установлен на 2010-2011 гг. в 5000 тонну, на 2011-2012 гг. в 5000 тонну, передача отходов на размещение на 2010-2011гг. и на 2011-2012 гг. не предусмотрено (л.д.19), фактически согласно Сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления в 2011 году выработано 664,488 тонны, размещено - 0,00 тонны, передано другим организациям для использования - 664,488 тонны (л.д.52-58). Согласно установленных лимитов размещения отходов на собственных объектах размещения по позиции лом легированной стали несортированной установлен на 2010-2011 гг. в 5000 тонну, на 2011-2012 гг. в 5000 тонну, передача отходов на размещение на 2010-2011 гг. и на 2011-2012 гг. не предусмотрено (л.д.19), фактически согласно Сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления в 2011 году выработано 517,830 тонны, размещено - 0,00 тонны, передано другим организациям для использования - 517,830 тонны (л.д.52-58). Согласно установленных лимитов размещения отходов на собственных объектах размещения по позиции лом латуни в кусковой форме установлен на 2010-2011 гг. в 1,50 тонну, на 2011-2012 гг. в 1,50 тонну, передача отходов на размещение на 2010-2011 гг. и на 2011-2012 гг. не предусмотрено (л.д.19), фактически согласно Сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления в 2011 году выработано 0,879 тонны, размещено - 0,00 тонны, передано другим организациям для использования - 0,879 тонны (л.д.52-58). Согласно установленных лимитов размещения отходов на собственных объектах размещения по позиции стружка латуни незагрязненной установлен на 2010-2011 гг. в 1,50 тонну, на 2011-2012 гг. в 1,50 тонну, передача отходов на размещение на 2010-201 1гг. и на 2011-2012 гг. не предусмотрено (л.д.19), фактически согласно Сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления в 2011 году выработано 1,496 тонны, размещено - 0,00 тонны, передано другим организациям для использования - 1,496 тонны (л.д.52-58). В судебном заседании не установлено превышение лимитов размещения отходов по указанным позициям. Из акта проверки *-п от *** (л.д.82-94), из протокола об административном правонарушении (л.д.97-99), постановления * о назначении административного наказания от *** (л.д.102-106) не видно за какого вида нарушение размещения отходов Дегтярева Н.В. привлечена к административной ответственности: размещение отходов на собственных объектах или передачу отходов на размещение. В Лимите размещения отходов эти виды разделены. Если исходить из суммового выражения размещения видов отходов, по указанным выше шести позициям, превышение лимитов размещения отходов не установлено. Дегтярева Н.В. привлечена к административной ответственности и за отсутствие организации на заводе производственного контроля в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с - отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. В силу ст. 26 Закона Нижегородской области "Об отходах производства и потребления", порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти Нижегородской области (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Субъекты хозяйственной деятельности согласно ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" обязаны в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды организовать производственный контроль. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", а именно: отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. В судебном заседании установлено, что на ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» разработана Методическая инструкция «Требования к экологическим аспектам. Обращение с отходами» (л.д.22-33), где отражен порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления. Ежеквартально на заводе проводится внутренний аудит системы экологического менеджмента (л.д.34-41). Исходя из ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Закона Нижегородской области "Об отходах производства и потребления" процедура согласования, конкретные органы (федеральные органы или органы исполнительной власти Нижегородской области), с которыми юридические лица производят согласования порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами не определены. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Дегтяревой Н.В. состава правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица. В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения. В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно требованиям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела на основании доказательств, которые оцениваются по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается. В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении должно содержаться мотивированное решение по делу. Вина является одним из признаков состава правонарушения. Отсутствие объективной стороны, недоказанность вины, как одни из признаков состава правонарушения, свидетельствуют об отсутствии состава этого правонарушения. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление судья отменяет постановление и прекращает производство по делу. С учетом того, что изложенные в постановлении государственного инспектора по охране природы по Приволжскому федеральному округу от *** выводы не могут быть признаны законными и обоснованными, постановление подлежит отмене, а жалоба Дегтяревой Н.В. удовлетворению. Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд Жалобу Дегтяревой Н.В.. на постановление государственного инспектора по охране природы по Приволжскому федеральному округу от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить. Постановление государственного инспектора по охране природы по Приволжскому федеральному округу от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить. Прекратить производство по делу о привлечении Дегтяревой Н.В.. к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава этого правонарушения. Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Судья Городецкого городского суда Н.К. Ситникова