о признании бездействия незаконным



Дело № 2-1010/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2011 года р.п. Городище Волгоградская область

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Пашковой Т.В.

при секретаре Садчиковой К.Г.

с участием прокурора Зубанковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Городищенского района Волгоградской области в интересах Воробьевой ФИО12 к Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и внеочередном обеспечении жилой площадью,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Городищенского района Волгоградской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Воробьевой С.В. к Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и внеочередном обеспечении жилой площадью Воробьевой С.В., как ребенка-сироту, оставшуюся без попечения родителей. В обоснование своих требований указал, что по обращению Воробьевой С.В. прокуратурой Городищенского района Волгоградской области была проведена проверка по вопросу нарушения ее прав на получение внеочередного жилого помещения как ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей. Проверкой было установлено, что решением <данные изъяты> лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО13 и Воробьевой С.В.

Постановлением Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от 11<данные изъяты> были определены в детское интернатное учреждение на полное государственное обеспечение как дети-сироты. За ними была закреплена жилая площадь, расположенная «на территории Краснопахаревского сельсовета и ТОО <адрес>». Помимо прочего в постановлении было указано, что «все действия, связанные с квартирой необходимо приостановить», то есть имелась ввиду <адрес> которая ранее предоставлялась родителям Воробьевых. Однако впоследствии собственником домовладения <данные изъяты> Решением <данные изъяты> признано право собственности на указанную квартиру.

Кроме того, проверкой было установлено, что Постановлением главы администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ а «О приеме в муниципальную собственность жилого фонда и объектов социальной сферы от <данные изъяты> комитет по управлению муниципальным имуществом принял в муниципальную собственность указанный дом.

Таким образом, администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области не принято мер, направленных на сохранность жилого помещения, закрепленного за детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей. Ввиду того, что Воробьева С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения вернулась на территорию <адрес> сельского поселения, общественной комиссией по жилищным вопросам администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о постановке их на очередь под №4, в связи с тем, что жилое помещение, закрепленное за ней было передано другой семье.

Главой администрации поселения в 2003 году сестрам ФИО2 предоставлено жилое помещение в <адрес>, в <адрес>, <адрес> муниципального района, <адрес>, однако никаких распорядительных документов об этом не имеется и фактически им предоставлено временное жилье, состоящее из двух комнат, что существенно нарушает их жилищные права, так как квартира, выделявшаяся их родителям состояла из трех комнат. Помимо этого должностные лица администрации <адрес> сельского поселения не обладали полномочиями по предоставлению ФИО2 жилого помещения. Таким образом, бездействие администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области выражается Воробьевой С.В. до настоящего времени не предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке, как ребенку-сироте. Просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать вне очереди предоставить Воробьевой С.В. благоустроенное жилое помещение, площадью, не ниже установленных социальных норм, с учетом ее семейного положения, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора Зубанкова И.А. уточнила исковые требования, просила обязать администрацию Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области поставить Воробьеву С.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

ФИО9 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился, об уважительности причин суд не уведомил. Суд с учетом мнения истца, помощника прокурора Зубанковой И.А., представителя ответчика Городищенского муниципального района Волгоградской области, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, признав причину неявки его представителя неуважительной в порядке ст. 167 ГПК" РФ, которая устанавливает, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого - либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки, или суд признает причины их неявки неуважительными.

Представитель ответчика Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Михайлов Н.А. исковые требования не признал, пояснил, что по сведениям у Воробьевой С.В. имеется в собственности ? доля жилого помещения в х. <адрес>. Квартира в <адрес> в <адрес> фактически передана ФИО2 и там проживает сестра Воробьевой С.В., поэтому в удовлетворении иска просил отказать.

Выслушав прокурора, истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 250-О-П, абзацу 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагается, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно пункту 2.3. ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» органы местного самоуправления муниципального района или городского округа:

ведут учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения на территории муниципального образования;

определяют порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Пунктом 3 указанного закона также установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение, не утрачивают данное право по достижении указанного возраста.

В судебном заседании установлено, что решением <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО6 и Воробьевой С.В.

Согласно постановлению Администрации Городищенского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении в детское интернатное учреждение <данные изъяты>», Воробьева С.В. и ФИО6 были определены в детское интернатное учреждение на полное государственное обеспечение как дети-сироты и за ними закреплена жилая площадь, расположенная «<данные изъяты>» и все действия, связанные с квартирой приостановлены (л.д. 12).

Однако впоследствии собственником домовладения <данные изъяты>2 была продана ФИО7, как сотруднику <данные изъяты> Как видно из <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО7 признано право собственности на указанную квартиру (л.д. 14-15).

Из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам по Администрации Краснопахаревского сельсовета Городищенского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что было принято решение о постановке их на очередь под №4, в связи с тем, что жилое помещение, закрепленное за ней было передано другой семье.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиками не были приняты меры по сохранности жилого помещения, закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Как установлено в судебном заседании, в 2003 году сестрам Воробьевым было предоставлено жилое помещение в <адрес>, в <адрес>, <адрес> муниципального района, <адрес>, однако никаких распорядительных документов об этом не имеется и фактически им предоставлено временное жилье, состоящее из двух комнат, что существенно нарушает их жилищные права, так как квартира, выделявшаяся их родителям состояла из трех комнат.

Учитывая, что должностные лица администрации <адрес> не обладали полномочиями по предоставлению ФИО2 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> ввиду того, что с момента принятия имущества <адрес>» в муниципальную собственность района и до передачи жилого фонда в муниципальную собственность жилой фонд находился в ведении района и распоряжаться им был уполномочен только глава района, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в отсутствии контроля за сохранностью жилого помещения, закрепленного за ребенком-сиротой Воробьевой С.В. и не выполнении действующего законодательства, обязывающего администрацию района провести постановку на очередь ребенка-сироту, не имеющего жилого помещения и предоставить жилье вне очереди указанной категории граждан.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение, не утрачивают данное право по достижении указанного возраста.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по обязанию Администрации Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области поставить Воробьеву С.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и обязанию Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о предоставлении Воробьевой С.В. вне очереди жилого помещения, поскольку Законом Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» эти полномочия на территории Волгоградской области делегированы органам местного самоуправления муниципального района или городского округа.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Городищенского района Волгоградской области в интересах Воробьевой ФИО14 к Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области признании бездействия незаконным и внеочередном обеспечении жилой площадью удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в отсутствии контроля за сохранностью жилого помещения, закрепленного за ребенком-сиротой Воробьевой ФИО15 и не выполнении действующего законодательства, обязывающего администрацию района провести постановку на очередь ребенка-сироту, не имеющего жилого помещения и предоставить жилье вне очереди указанной категории граждан.

Обязать Администрацию Краснопахаревского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области поставить Воробьеву ФИО16 на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Обязать Администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области вне очереди предоставить Воробьевой ФИО17 благоустроенное жилое помещение, площадью, не ниже установленных социальных норм, с учетом ее семейного положения, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме через Городищенский районный суд Волгоградской области.

Решение изготовлено в окончательной форме 28 июня 2011 года.

Судья: