о присуждении исполнения обязанности в натуре по разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух



Дело № 2-1008/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2011 года                              р.п. Городище Волгоградской области

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:

Председательствующего судьи:                                            Болурова А.Б.,

при секретаре:                                                                        Колгановой М.П.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к обществу с ограниченной ответственностью «ТопАгро» о присуждении исполнения обязанности в натуре по разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

У С Т А Н О В И Л :

        Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ООО «ТопАгро» о присуждении исполнения обязанности в натуре по разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в обоснование иска указал, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО «ТопАгро», в ходе которой установлено следующее.

         Общество зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ и действует на основании Устава, утвержденного решением общего собрания участников общества от ДД.ММ.ГГГГ (в новой редакции). Основным видом деятельности общества является животноводство, разведение свиней и предоставление услуг в области животноводства.

          Для указанных видов деятельности Общество эксплуатирует свиноводческий комплекс на <данные изъяты>. голов в год с законченным производственным циклом, который расположен в границах <адрес>

           Площадка свинокомплекса: разделена на производственную зону, зону навозохранилищ, зону водопроводных сооружений и зону водозабора из подземного источника.

          На площадке производственной зоны размещены: блок свинарников состоящий из семи корпусов объединенных соединительным коридором; административное здание, сблокированное с санпропускником на 30 чел.; ветеринарный пункт с санбойней; убойный цех мощностью 20 гол. свиней в час.; пункт технического обслуживания автомобилей и оборудования.

          В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обязанность, предусмотренная указанными статьями, распространяется и на граждан РФ, и на находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства и заключается в том, что высокий уровень антропогенного воздействия на окружающую среду и связанное с ним ухудшение экологической обстановки стали важнейшими глобальными проблемами человечества. В силу этого обязанность, предусмотренную данными статьями распространяется на коллективные субъекты права - юридические лица, объединения физических лиц, не имеющих статуса юридического лица, органы государственной власти и местного самоуправления. Все они как при издании правовых актов, так и при осуществлении какой-либо (в том числе хозяйственной) деятельности должны учитывать положения вышеуказанных статей Конституции Российской Федерации.

          Согласно общим положениям ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Требованиями ст. 23 указанного Федерального закона предусмотрено, что выбросы вредных веществ в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

          В соответствии с п. 3 ст. 12 и ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных веществ допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного органа федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ.

         Частью 3 ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктом 6 «Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г. № 183, предусмотрено, что нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проекты санитарно-защитных зон устанавливаются и утверждаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

         Как установлено проверкой, осуществляя свою деятельность, ООО «ТопАгро» не имеет проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу, а также разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений.

Вместе с тем, деятельность Общества напрямую связана с осуществлением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

            Так, в ходе проведенной проверки с привлечением главного специалиста-эксперта <данные изъяты>, было установлено, что на территории Общества источниками загрязнения атмосферного воздуха являются: животные (свиньи) и продукты их жизнедеятельности в свинарниках для их временного содержания; автономные котельные (в котельных установлены водогрейные котлы марки PROTERM годовой расход газа - <данные изъяты>), предусмотренные для теплоснабжения комбикормового цеха, транспортного цеха, административного корпуса, убойного цеха, ветеринарного пункта с санбойней; технологическое оборудование комбикормового цеха: зерноочиститель, башмаки норий, дробилка, емкости приема и хранения корма; станция разделения навоза на фракции; площадка для хранения навоза твердой фракции; пункт технического обслуживания автомобилей; двигатели автомобилей при движении по территории предприятия; участок по приготовлению дезинфицирующего раствора.

          При этом, годовые выбросы загрязняющих веществ согласно положительного заключения экспертизы по проекту «Свиноводческий комплекс на <данные изъяты>. голов в год с законченным производственным циклом ООО «ТопАгро»» от ДД.ММ.ГГГГ , при эксплуатации по комплексу составляют <данные изъяты>, в том числе: аммиак, сероводород, диоксид углерода, метан, метиловый спирт (метанол), фенол, этилформиат, пропионовый альдегид, гексановая кислота, диметилсульфид, метантиол (метилмеркаптан), метиламин, микроорганизмы, пыль меховая, пыль зерновая, пыль мучная, пыль комбикормовая, пыль минеральная по натрий хлориду, азота диоксид, азота оксид, сажа, углеводороды нефти по керосину и д.р.

           Таким образом, в нарушение требований закона, ответчик осуществляет свою деятельность без проекта нормативов предельно-допустимых выбросов и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

         Указанные нарушения природоохранного законодательства подтверждаются справкой по результатам проверки исполнения требований природоохранного законодательства обществом с ограниченной ответственностью «ТопАгро» от ДД.ММ.ГГГГ, материалами заключения положительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ и объяснением директора Общества.

          По факту осуществления выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения межрайпрокуратурой ДД.ММ.ГГГГ г. в отношении юридического и должностного лица ООО «ТопАгро» возбуждено производство об административном правонарушении по <данные изъяты>.

         При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена (ч. 5 ст. 14, ч. 7 ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Однако, в целях недопущения негативных социальных последствий для предприятия и определенное противоречие общественным интересам приостановления либо прекращения деятельности Общества, Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура находит целесообразным не заявлять требования о приостановлении (запрещении) деятельности. Вместе с тем, деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями федерального законодательства, а нарушения прав РФ и неопределенного круга лиц, изложенных выше, должны быть устранены.

         В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

        Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности ответчика (связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что атмосферный воздух является неотъемлемым компонентом окружающей среды, который в совокупности с другими компонентами обеспечивает благоприятные условия жизни на Земле, является неотъемлемой частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, а гражданам гарантированно государством право на благоприятную окружающую среду, (ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

        Интересы Российской Федерации нарушены тем, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха, в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, поэтому не должна допускать трансграничного перемещения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, поэтому формирует и проводит единую государственную политику в данной области, устанавливая порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст.ст. 5 и 33 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

          В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

         Согласно ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

         Кроме того, в соответствии со ст. 52 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, прокурор не наделен полномочиями по обращению с заявлением данной категории дел в арбитражный суд, поэтому защита прав интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц должна реализовываться в порядке ст. 45 ГПК РФ.

         На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит

обязать общество с ограниченной ответственностью «ТопАгро» разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения.

        В судебном заседании старший помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Чепурков О.С. требования поддержал, настаивает на удовлетворении.

    

       Представитель ответчика в судебное заседание не явился. О причинах неявки суд не уведомил. Извещение направлено в адрес ответчика надлежащим образом.

      Выслушав Чепуркова О.С., исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

          Из материалов дела видно, что ООО «ТопАгро» зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ и действует на основании Устава, утвержденного решением общего собрания участников общества от ДД.ММ.ГГГГ (в новой редакции). Основным видом деятельности общества является животноводство, разведение свиней и предоставление услуг в области животноводства.

          Для указанных видов деятельности Общество эксплуатирует свиноводческий комплекс на <данные изъяты>. голов в год с законченным производственным циклом, который расположен в границах <адрес>

           Площадка свинокомплекса: разделена на производственную зону, зону навозохранилищ, зону водопроводных сооружений и зону водозабора из подземного источника.

          На площадке производственной зоны размещены: блок свинарников состоящий из семи корпусов объединенных соединительным коридором; административное здание, сблокированное с санпропускником на 30 чел.; ветеринарный пункт с санбойней; убойный цех мощностью 20 гол. свиней в час.; пункт технического обслуживания автомобилей и оборудования.

          В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обязанность, предусмотренная указанными статьями, распространяется и на граждан РФ, и на находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства и заключается в том, что высокий уровень антропогенного воздействия на окружающую среду и связанное с ним ухудшение экологической обстановки стали важнейшими глобальными проблемами человечества. В силу этого обязанность, предусмотренную данными статьями распространяется на коллективные субъекты права - юридические лица, объединения физических лиц, не имеющих статуса юридического лица, органы государственной власти и местного самоуправления. Все они как при издании правовых актов, так и при осуществлении какой-либо (в том числе хозяйственной) деятельности должны учитывать положения вышеуказанных статей Конституции Российской Федерации.

          Согласно общим положениям ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Требованиями ст. 23 указанного Федерального закона предусмотрено, что выбросы вредных веществ в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

          В соответствии с п. 3 ст. 12 и ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных веществ допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного органа федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ.

         Частью 3 ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктом 6 «Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г. № 183, предусмотрено, что нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проекты санитарно-защитных зон устанавливаются и утверждаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

         Как установлено проверкой, осуществляя свою деятельность, ООО «ТопАгро» не имеет проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу, а также разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений.

Вместе с тем, деятельность Общества напрямую связана с осуществлением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

            Так, в ходе проведенной проверки с привлечением главного <адрес>, было установлено, что на территории Общества источниками загрязнения атмосферного воздуха являются: животные (свиньи) и продукты их жизнедеятельности в свинарниках для их временного содержания; автономные котельные (в котельных установлены водогрейные котлы марки PROTERM годовой расход газа - <данные изъяты>), предусмотренные для теплоснабжения комбикормового цеха, транспортного цеха, административного корпуса, убойного цеха, ветеринарного пункта с санбойней; технологическое оборудование комбикормового цеха: зерноочиститель, башмаки норий, дробилка, емкости приема и хранения корма; станция разделения навоза на фракции; площадка для хранения навоза твердой фракции; пункт технического обслуживания автомобилей; двигатели автомобилей при движении по территории предприятия; участок по приготовлению дезинфицирующего раствора.

          При этом, годовые выбросы загрязняющих веществ согласно положительного заключения экспертизы по проекту «Свиноводческий комплекс на <данные изъяты>. голов в год с законченным производственным циклом ООО «ТопАгро»» от ДД.ММ.ГГГГ, при эксплуатации по комплексу составляют <данные изъяты>, в том числе: аммиак, сероводород, диоксид углерода, метан, метиловый спирт (метанол), фенол, этилформиат, пропионовый альдегид, гексановая кислота, диметилсульфид, метантиол (метилмеркаптан), метиламин, микроорганизмы, пыль меховая, пыль зерновая, пыль мучная, пыль комбикормовая, пыль минеральная по натрий хлориду, азота диоксид, азота оксид, сажа, углеводороды нефти по керосину и д.р.

           Таким образом, в нарушение требований закона, ответчик осуществляет свою деятельность без проекта нормативов предельно-допустимых выбросов и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

         Указанные нарушения природоохранного законодательства подтверждаются справкой по результатам проверки исполнения требований природоохранного законодательства обществом с ограниченной ответственностью «ТопАгро» от ДД.ММ.ГГГГ, материалами заключения положительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ и объяснением директора Общества.

          Однако деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями федерального законодательства, а нарушения прав РФ и неопределенного круга лиц, изложенных выше, должны быть устранены.

         В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

          Как обоснованно указал прокурор, в данной ситуации затрагиваются интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности ответчика от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что атмосферный воздух является неотъемлемым компонентом окружающей среды, который в совокупности с другими компонентами обеспечивает благоприятные условия жизни на Земле, является неотъемлемой частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, а гражданам гарантированно государством право на благоприятную окружающую среду, (ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

        Интересы Российской Федерации нарушены тем, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха, в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, поэтому не должна допускать трансграничного перемещения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, поэтому формирует и проводит единую государственную политику в данной области, устанавливая порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст.ст. 5 и 33 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

      В силу выше изложенного, в целях устранения имеющих место нарушений права неопределенного круга лиц и государства, суд считает необходимым удовлетворить исковое заявление прокурора.

       На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

                Иск Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к обществу с ограниченной ответственностью «ТопАгро» о присуждении исполнения обязанности в натуре по разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - удовлетворить.

                Обязать общество с ограниченной ответственностью «ТопАгро» в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения.

               Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд в течение 10 дней.

Судья:                                                 А.Б. Болуров

-32300: transport error - HTTP status code was not 200