Дело № 2-813/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 апреля 2011 года р.п. Городище Городищенский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Клыкова А.М., при секретаре Филипповой Е.М., с участием представителя истца помощника прокурора Паневкиной М.А., представителя ответчика Кожемякова С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности произвести ремонт плотины, У С Т А Н О В И Л: Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, к администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности произвести ремонт плотины. В обоснование заявленных исковых требований указал, чтов ходе прокурорской проверки деятельности Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (далее - Комитет) при осуществлении государственного экологического контроля выявлено невыполнение природоохранного законодательства администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области. Проверкой установлено, чтов границах Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области расположен пруд №, который является искусственным водоемом с созданным через русло <данные изъяты> гидротехническим сооружением в виде земляной плотины с проселочной дорогой по гребню плотины для движения автомобильного и специального транспорта с прочими инженерными сооружениями в виде паводкового водосброса в теле плотины. Данное гидротехническое сооружение находится в муниципальной собственности администрации сельского поселения. Тело плотины со стороны <данные изъяты> находится в неисправном состоянии, сильно подмыто (имеется проран) в месте, где скрыто в теле плотины сооружение паводкового сброса, состоящее из железобетонных труб диаметром 1000 мм. Данные нарушения были выявлены Комитетом при проведении плановой выездной проверки, по результатам которой составлен акт проверки, выдано предписание об устранении нарушений, а также вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении должностного лица. Далее, в ходе проведенных в ноябре-декабре 2009 г., июне-июле 2010 г., октябре-ноябре 2010 г. внеплановых документарных проверок Комитетом установлено, что администрацией поселения нарушения не устранены, о чем были составлен акты проверок и выданы новые предписания. Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в действиях администрации поселения установлен факт неисполнения предписания должностного лица по приведению ГТС в надлежащее состояние. До настоящего времени администрацией меры по устранению нарушения не приняты. Просит обязать администрацию Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области произвести ремонт гидротехнического сооружения - плотины с грунтовым покрытием с паводковым водосбросом (инвентарный №), расположенного на территории Самофаловского сельского поселения (пруд №) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Паневкина М.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержала, просит их удовлетворить, суду дала пояснения аналогичные изложенным в иске. Ответчик - глава администрация Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Кожемяков С.К., суду пояснил, что администрацией предписание выполнено частично, так как погодные условия не позволили закончить приемное устройство с водосбросной трубы, ниже тела плотины. Указал, что предписание будет исполнено, а работы по ремонту плотины выполнены. Третье лицо - представитель Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Мищенко К.Л., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора поддержал, просит их удовлетворить, суду пояснил, что Комитетом при проведении плановой выездной проверки были выявлены нарушения природоохранного законодательства администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области. А именно, тело плотины со стороны <данные изъяты> находится в неисправном состоянии, сильно подмыто (имеется проран) в месте, где скрыто в теле плотины сооружение паводкового сброса, состоящее из железобетонных труб диаметром 1000 мм. Администрации Самофаловского сельского поселения выдано предписание об устранении нарушений, которое выполнено частично. До настоящего времени предписание полностью не исполнено, работы по ремонту плотины не выполнены. Представители третьего лица Нижне-Волжское управление Ростехнадзора Машарова О.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, и Николенко М.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора поддержали, считают необходимым их удовлетворить, поскольку предписание Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по устранению нарушений природоохранного законодательства администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области не исполнено. Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; представление деклараций безопасности ГТС; непрерывность эксплуатации ГТС; осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. Статья 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» раскрывает основные понятия безопасности гидротехнических сооружений: гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; В соответствии со ст. 9 «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация, в том числе обязаны, обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а так же работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны в том числе, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах. В соответствии со ст. 14 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Судом установлено, чтов ходе прокурорской проверки деятельности Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области при осуществлении государственного экологического контроля выявлено невыполнение природоохранного законодательства администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области. Из материалов дела усматривается, чтов границах Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области расположен пруд №, который является искусственным водоемом с созданным через русло <данные изъяты> гидротехническим сооружением в виде земляной плотины с проселочной дорогой по гребню плотины для движения автомобильного и специального транспорта с прочими инженерными сооружениями в виде паводкового водосброса в теле плотины. Указанное гидротехническое сооружение ДД.ММ.ГГГГ года ввода в эксплуатацию, с грунтовым покрытием, шириной <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> с инвентарным номером № находится в муниципальной собственности администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон в суде и ответчиком не оспариваются. Из материалов дела и установленных в судебном заседании обстоятельств дела усматривается, что Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области была проведена плановая выездная проверка в ходе, которой выявлено невыполнение природоохранного законодательства администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области. В ходе проверки установлено, что тело плотины со стороны <данные изъяты> находится в неисправном состоянии, сильно подмыто (имеется проран) в месте, где скрыто в теле плотины сооружение паводкового сброса, состоящее из железобетонных труб диаметром 1000 мм. По результатам проверки составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, выдано предписание об устранении нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ, а также вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении должностного лица (штраф оплачен). В дальнейшем в ходе внеплановых документарных проверок проведенных в ноябре-декабре 2009 г., июне-июле 2010 г., октябре-ноябре 2010 г. установлено, что администрацией поселения нарушения не устранены, о чем были составлены акты проверок № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и выданы новые предписания. Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в действиях администрации поселения установлен факт неисполнения предписания должностного лица по приведению ГТС в надлежащее состояние. До настоящего времени администрацией меры по устранению нарушения не приняты. В судебном заседании установлено, что администрация Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области является собственником гидротехнического сооружения и обязана содержать в исправном состоянии гидротехнические сооружения. Несмотря на неоднократные требования Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области нарушения природоохранного законодательства ответчиком не устранены, предписание не исполнено. При таких данных, суд приходит к выводу, что администрация Самофаловского сельского поселения ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по соблюдению природоохранного законодательства. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В судебном заседании установлено, неисполнение требований законодательства при обеспечении безопасности ГТС может привести к возникновению аварии, а также чрезвычайной ситуации, что создаст опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде. Учитывая изложенное, суд считает, что данные правоотношения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека. Так же затрагивают интересы Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст.5 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 4 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», к полномочиям Российской Федерации относится обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и реализация государственной политики в области безопасности гидротехнических сооружений; а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека. При таких обстоятельствах суд, считает необходимым удовлетворить исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации и обязать администрацию Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области произвести ремонт гидротехнического сооружения - плотины с грунтовым покрытием с паводковым водосбросом (инвентарный №), расположенного на территории Самофаловского сельского поселения (пруд <данные изъяты>) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности произвести ремонт плотины - удовлетворить. Обязать администрацию Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области произвести ремонт гидротехнического сооружения - плотины с грунтовым покрытием с паводковым водосбросом (инвентарный №), расположенного на территории Самофаловского сельского поселения (пруд №) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме через Городищенский районный суд Волгоградской области. Решение изготовлено в окончательной форме 04 мая 2011 года. Судья А.М. Клыков