о признании незаконным постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора



Дело № 2-1694/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2011 года                                                                        р.п. Городище

                   

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Клыкова А.М., при секретаре Филипповой Е.М., с участием представителя заявителя Гурашкиной Н.С., представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Погосян А.И., судебного пристава-исполнителя Городищенского районного отдела судебных приставов УФССП по Волгоградской области Симакина И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 26 сентября 2011 года постановлением судебного пристава-исполнителя Городищенского районного отдела судебных приставов УФССП по Волгоградской области администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области подвергнута денежному взысканию в виде исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, за невыполнение в установленный срок исполнительного документа по делу № 2-336/2011 без уважительных причин. Считает постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным, поскольку решение суда не исполнено по уважительным причинам. Указывает, что администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области является бюджетным учреждением и финансируется за счет средств бюджета. Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 14.12.2010 г. № 679-п утверждена Долгосрочная областная целевая программа «Развитие дошкольного образования Волгоградской области» и перечень объектов строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений на 2011-2013 гг., которой финансирование расходов на строительство, реконструкцию и восстановление Вертячинского детского сада «<данные изъяты> в 2011-2013 гг. не предусмотрено. Несмотря на это администрация вопрос о проведении капитального ремонта здания муниципального Вертячинского детского сада «<данные изъяты>» решает в первоочередном порядке. Так, постановлением администрации Городищенского муниципального района № 1824 от 30.09.2011 года утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие и модернизация сети образовательных учреждений на территории Городищенского муниципального района на 2011 - 2013 годы». Данной Программой предусмотрена реконструкция муниципального Вертячинского детского сада <данные изъяты> в 2012 году. Считает, что исполнение решения Городищенского районного суда по делу № 2-336/2011 от 15.02.2011 года производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете и бюджете Городищенского района на соответствующий финансовый год. В связи с этим указывает, что исполнительный документ по делу № 2-336/2011 от 15.02.2011 года, выданный Городищенским районным судом, не исполнен по уважительным причинам, по не зависящим от администрации Городищенского муниципального района обстоятельствам. Просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Городищенского районного отдела судебных приставов УФССП по Волгоградской области от 26.09.2011 года по делу № 2-336/2011 о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей

В судебном заседании представитель администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Гурашкина Н.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, суду пояснила, что решением Городищенского суда Волгоградской области от 15.02.2011 года на администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность произвести капитальный ремонт здания муниципального Вертячинского детского сада <данные изъяты> в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. На основании исполнительного листа по делу № 2-336/2011 в отношении администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области возбуждено исполнительное производство. Считает, что исполнить решение суда не представляется возможным по уважительным причинам, по независящим от администрации обстоятельствам. Просит заявление о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Погосян А.И., действующий на основании доверенности, судебный пристав-исполнитель Городищенского районного отдела судебных приставов УФССП по Волгоградской области Симакин И.В. по заявленным требованиям возражают. Считают, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 26.09.2011 года соответствует требованиям закона, при этом судебный пристав-исполнитель действовал в пределах предоставленных ему полномочий. Доводы представителя заявителя об отсутствии финансирования не могут быть приняты как основания для признания постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным. Материалы исполнительного производства не содержат данных о невозможности исполнения решения суда. Просят в удовлетворении заявления администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области отказать.

<данные изъяты>

В соответствии со ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В силу ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Судом установлено, что решением Городищенского суда Волгоградской области от 15.02.2011 года на администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность произвести капитальный ремонт здания муниципального Вертячинского детского сада <данные изъяты> в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

27.07.2011 года на основании исполнительного листа по делу № 2-336/2011 от 15.02.2011 года в отношении должника администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области возбуждено исполнительное производство. Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику был установлен срок 5 дней для добровольного исполнения требований, в котором разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.

26.09.2011 года судебным приставом-исполнителем Симакиным И.В. было вынесено постановление о взыскании с администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с п. 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора» (утв. ФССП РФ 23.12.2010 N 01-8) исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.

При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

Как следует из материалов дела администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области, просит признать постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным, в связи с невозможностью исполнения решения суда по не зависящим от нее обстоятельствам. При этом заявитель не оспаривает условия и порядок принятия постановления о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Представителем администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области не представлено суду других оснований незаконности постановления о взыскании исполнительского сбора от 26 сентября 2011 года, кроме тех, которые изложены в заявлении.

Доказательств того, что исполнение решения суда было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, заявителем суду не представлено.

Доводы представителя администрации о том, что исполнительный лист не был исполнен по уважительным причинам, в связи с отсутствием финансирования, суд находит несостоятельными, поскольку они не могут являться основанием для признания постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным. Кроме того материалы исполнительного производства не содержат данных о невозможности исполнения решений суда, в силу возникших обстоятельств.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 441 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Городищенского районного отдела судебных приставов УФССП по Волгоградской области от 26.09.2011 года по делу № 2-336/2011 о взыскании исполнительского сбора с администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в размере <данные изъяты> рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме через Городищенский районный суд Волгоградской области.

Решение изготовлено в окончательной форме 26 октября 2011 год.

Судья                                                                       А.М. Клыков