Дело № 2-1136/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 июля 2011 года рп. Городище Городищенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего Петрушенко Ф.П. с участием прокурора Зубанковой И.А. при секретаре Литвиновой Н.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Городищенского района Волгоградской области в интересах Черноусовой А.С. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Городищенского района Волгоградской области обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах Черноусовой А.С. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью Черноусову А.С. как ребенка-сироту, оставшуюся без попечения родителей. В обоснование своих требований указал, что на основании заявления Черноусовой А.С. прокуратурой Городищенского муниципального района Волгоградской области была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что постановлением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Черноусова А.С.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшаяся без родительского попечения, проживающая по адресу: <адрес>, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на регистрационный учет для получения внеочередного жилья. По информации администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, Черноусова А.С. собственного жилья не имеет, жилое помещение, гарантированное государством ей до настоящего времени не представлено, хотя в соответствии с действующим законодательством администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области обязана была это сделать. Просит обязать ответчика вне очереди предоставить Черноусовой А.С. благоустроенное жилое помещение, площадью, не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании помощник прокурора Зубанкова И.А. требования поддержала, просила их удовлетворить. Черноусова А.С.., будучи своевременно извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, причины своей неявки суду не сообщила. Ответчик - представитель администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Михайлов Н.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал и суду пояснил, что администрация Городищенского муниципального района не имеет свободных квартир, в связи с чем, ею принимаются меры по проведению аукционов для покупки жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящих на учете. Выслушав участников гражданского судопроизводства, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Абзацем 3 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П, абзацу 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагается, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Согласно пункту 2.3 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» органы местного самоуправления муниципального района или городского округа: ведут учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения на территории муниципального образования; определяют порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения. Пунктом 3 указанного закона также установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение, не утрачивают данное право по достижении указанного возраста. Более того, ч. 5 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В судебном заседании установлено, что Черноусова А.С. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Иного жилья на праве собственности либо на праве пользования она не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные обстоятельства подтверждены материалами гражданского дела: копией заочного решения Городищенского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ФИО1 в отношении дочери <...>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке Черноусовой А.С. на очередь на улучшение жилищных условий и в льготный список, как оставшуюся без попечения родителей. Совокупность указанных норм и установленных в судебном заседании обстоятельств, свидетельствуют об обоснованности и законности исковых требований прокурора и при таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по обязанию администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области предоставить Черноусовой А.С. вне очереди жилое помещение, поскольку Законом Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» эти полномочия на территории Волгоградской области делегированы органам местного самоуправления муниципального района или городского округа. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Городищенского района Волгоградской области в интересах Черноусовой А.С. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью, удовлетворить. Обязать Администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области вне очереди предоставить Черноусовой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, площадью, не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Городищенский районный суд Волгоградской области. Решение в окончательной форме изготовлено 09 июля 2011 года. Судья Ф.П. Петрушенко