о признании незаконным решения комиссии



Дело №2-1474/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

..... года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд в составе: председательствующего Беспаловой Т.Е.

при секретаре Каршенинниковой Е.Е..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тыщенко ... к Министерству имущественных отношений Республики Алтай о признании незаконным решения комиссии, признании незаконным распоряжения и обязании вынести распоряжении о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Тыщенко Т.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения комиссии по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков на территории Республики Алтай ....... от ....., выразившегося в даче заключения об отсутствии оснований в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность заявителю незаконным, признании распоряжения министра имущественных отношений Республики Алтай от ..... ....... об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, просит обязать министерство имущественных отношений Республики Алтай устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав путем вынесения распоряжения о предоставления ей земельного участка, расположенного по адресу: ... район ... ..., площадью 1282кв.м., бесплатно в собственность. В обосновании требований заявитель приводит следующие обстоятельства. 2 марта 2010 в газете «Звезда Алтая» № 46 опубликовано информационное сообщение, содержащее перечень земельных участков, находящихся в МО «Чемальский район», которые могут быть предоставлены гражданам, проживающим на территории МО «Чемальский район», в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства. ..... она подала в Министерство имущественных отношений РА заявление о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в ..., ... ..., площадью 1282 кв.м. К заявлению были приложены все необходимые документы. Кроме того, к заявлению были приложены договор найма жилого помещения, расположенного в ... ..., а также справка сельской администрации ... сельского поселения от ..... ......., подтверждающие факт постоянного проживания ее семьи на территории ... Распоряжением министра имущественных отношений Республики Алтай от ..... ....... ей отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства площадью 1282кв.м., находящегося по адресу: ..., ..., .... ..., в связи с отсутствием регистрационного учета по месту жительства в ... Данное распоряжение принято с учетом заключения комиссии по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков на территории Республики Алтай ....... от ......Заявитель считает, что распоряжение министра имущественных отношений Республики Алтай от ..... ....... и заключение Комиссии, являются не законными, поскольку приняты по основаниям, не предусмотренным законом. По мнению заявителя, действующее законодательство РФ не связывает понятия «место жительства - место проживания» и понятие «место регистрации». Ею предоставлены документы, подтверждающие факт проживания ее семьи в МО «...», в частности, из справки сельской администрации ... сельского поселения от ..... ......., следует, что Тыщенко Т.М., зарегистрирована по адресу ... ..., ..., проживает ... .... Кроме того, фактическое место проживания ее семьи в МО «...» подтверждено договором найма жилого помещения. Решением комиссии по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков на территории Республики Алтай ....... от ..... и Распоряжением министра имущественных отношений Республики Алтай нарушено ее право на получение земельного участка в собственность бесплатно, а так же созданы препятствия к реализации данного права. Требования заявителя обоснованы ст. 5 Закона Республики Алтай от 01.08.2003 № 13-2 (в ред. от 13.10.2009) «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан в Республике Алтай», п. 8, п. 14 Порядка бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в собственности Республики Алтай, а также из земель, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов РФ, 20 ГК РФ, 254-258 ГПК РФ.

В судебное заседание заявитель Тыщенко Т.М. не явилась, направив в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель заявителя Тыщенко Н.Н., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно представил сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по ... об отсутствии у заявителя и членов его семьи зарегистрированных прав на объекты недвижимости, справку главного управления имущественных отношений администрации Алтайского края об отсутствии решений о предоставлении земельных участков Тыщенко в ..., договор найма жилого помещения, счет-фактуры по оплате найма жилого помещения.

Представитель Министерства имущественных отношений Республики Алтай Киселева Т.В. считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Подержала доводы, изложенные в письменном отзыве. Согласно письменного отзыва Министерство имущественных отношений Республики Алтай считает, что заявление не подлежит удовлетворению на основании следующего. В соответствии с частью 5 статьи 2 Закона Республики Алтай от 1 августа 2003 года № 13-1 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан в Республике Алтай» однократно бесплатно предоставляются земельные участки в собственность гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующих муниципальных образований.

Закон Российской Федерации от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» различает 2 понятия «место пребывания» (т.е. жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно) и «место жительства» (жилой дом. квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Постоянное проживание может быть подтверждено паспортом с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельством о регистрации по месту жительства, если их регистрация осуществлялась по иным документам, удостоверяющим личность (пункт 18 Правил).

Согласно представленному заявителем свидетельству ....... от .....г.. выданному ТП ОФМС России по Республике Алтай в ..., Тыщенко ... зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ..., ..., .... ..., .... (согласно пункту 9 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 1995 г. № 713 (далее Правила) регистрация по месту пребывания осуществляется в отношении граждан, прибывших для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней).

В сообщении Управления федеральной регистрационной службы по Республике Алтай от .....г. ....... об отказе и предоставлении запрашиваемой информации указано: адрес преимущественного проживания: Россия. ..., ..., .... ....

В копиях паспортов супругов Тыщенко указано место жительства: Россия, ..., ..., ..., ....

Согласно пункту 14 Порядка бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в собственности Республики Алтай, а также из земель, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 02.12.2009г. № 274, отказ в предоставлении земельного участка в собственность заявителю допускается в следующих случаях:

а)отсутствие у гражданина права на получение земельного участка в соответствии с
частью 5 статьи 2 Закона Республики Алтай от 1 августа 2003 года N 13-1 "О бесплатном
предоставлении земельных участков в собственность граждан в Республике Алтай", б)отсутствие документов, перечисленных в пункте 8 настоящего Порядка.
Заявитель считает, что раз им был предоставлен полный пакет документов, то он однозначно имел право на предоставление ему земельного участка.

Перечень документов установлен исчерпывающий, а результаты рассмотрения представленных заявителем документов позволили сделать вывод о том, что семья Тыщенко не относится к категории граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования «...», и, соответственно, Закон Республики Алтай «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан в Республике Алтай» на них не распространяется.

В этой связи в решении об отказе была сделана формулировка «в связи с отсутствием регистрационного учета по месту жительства».

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. № 5242-1 «О
праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту
пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

По мнению представителя Министерства имущественных отношений Республики Алтай условия для бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, установленные Законом Республики Алтай от 01.08.2003г. № 13-1, не противоречат ни Конституции Российской Федерации, ни законам Российской Федерации, ни иным нормативным актам субъекта Российской Федерации.

По мнению представителя, заявитель просит суд признать незаконным решение комиссии, путая при этом понятия, т.к. комиссия уполномочена давать лишь заключения.

Комиссия была создана распоряжением Правительства Республики Алтай от 18.03.2010г. № 84-р «О создании комиссии по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков на территории Республики Алтай». Согласно Положению о комиссии, комиссия является постоянно действующим координационным органом, образованным в целях обеспечения рассмотрения заявлений граждан о бесплатном предоставлении земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства. В пределах своей компетенции комиссия дает заключения.

Представитель считает, что акт комиссии - заключение и сама комиссия под действие главы 25 ГПК РФ не попадают.

Отказ в предоставлении земельного участка бесплатно по основанию, указанному в части 5 статьи 2 Закона Республики Алтай от 1 августа 2003 года N 13-1 "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан в Республике Алтай", не является исключительным и не лишает Заявителя реализовать свое право на получение земельного участка бесплатно по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

Представитель считает, что распоряжение Минимущества Республики Алтай от ..... года ....... было принято в соответствии с законодательством в пределах полномочий министерства, права и свободы Заявителя данным решением нарушены не были, в связи с чем просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав представителя заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об обоснованности заявления по следующим основаниям.

Согласно п.2 ст.28ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Алтай от 1 августа 2003 № 13-2 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан в Республике Алтай», однократно бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан, не имеющим ранее в собственности или на ином праве земельных участков для индивидуального жилищного строительства, постоянно проживающим на территории соответствующих муниципальных образований:

многодетным семьям с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет;

молодым семьям, возраст супругов в которых не превышает 35 лет;

гражданам, являющимся ветеранами боевых действий - по предложению соответствующих республиканских общественных организаций ветеранов.

Из заявления Тыщенко Т.М., поданного в министерство имущественных отношений Республики Алтай ..... года следует, что заявитель обратилась за предоставлением бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в ..., ..., ..., площадью 1282 кв.м, как молодая семья, заявив об отсутствии у нее в собственности или на ином праве земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Из копии паспортов Тыщенко Т.М. и ФИО5 следует, что заявитель и ее супруг ..... года рождения не достигли возраста 35 лет, состоят в зарегистрированном браке с ..... года, что подтверждается свидетельством о заключении брака. У Тыщенко Т.М. и ФИО5 двое несовершеннолетних детей.

В соответствии с п. 8 «Порядка бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в собственности Республики Алтай, а также из земель, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов РФ» утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 02.12.2009 № 274 (далее Порядок) заявителем для рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка были поданы документы, предусмотренные указанным пунктом.

К заявлению Тыщенко Т.М. приложены договор найма жилого помещения, расположенного в ... ..., а также справка сельской администрации ... сельского поселения от ..... ......., подтверждающие факт постоянного проживания ее семьи на территории МО «...».

Распоряжением министерства имущественных отношений Республики Алтай от ..... ....... Тыщенко Т.М. отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства площадью 1282кв.м., находящегося по адресу: ..., ..., .... ..., в связи с отсутствием регистрационного учета по месту жительства в муниципальном образовании «...». Данное распоряжение принято с учетом заключения комиссии по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков на территории Республики Алтай ....... от .....(далее Комиссия).

Согласно п. 14 вышеуказанного Порядка отказ в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность заявителю допускается в следующих случаях:

отсутствие у гражданина права на получение земельного участка в соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона РА от 01.08.2003 № 13-1.

отсутствие документов, перечисленных в п. 8 Правил.

Исходя из анализа п. 14 Порядка, перечень оснований, по которым может быть отказано в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность заявителю, является исчерпывающим.

Таким образом, распоряжение министерства имущественных отношений Республики Алтай от ..... ....... не содержит ни одного из установленных Порядком оснований для отказа в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность заявителю, так же как и заключение Комиссии.

Такого основания, как отсутствие регистрационного учета по месту жительства в муниципальном образовании «...», в указанном Порядке не предусмотрено, в связи с чем, решение комиссии и Министерства имущественных отношений РА незаконно и нарушает право заявителя на однократное получение земельного участка в собственность бесплатно, равно как и оспариваемое распоряжение.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. № 5242-1 «О
праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, данные о прописке Тыщенко Т.М. и ФИО5 в совокупности с документами, подтверждающими проживание в ..., ... ... не должны являться препятствием к реализации права заявителя на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

Из материалов дела усматривается, что заявителем представлены документы, предусмотренные п. 8 «Порядка бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в собственности Республики Алтай, а также из земель, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов РФ» утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 2 декабря2009 № 274.

Кроме того, к заявлению были приложены договор найма жилого помещения, расположенного в ... ..., а также справка сельской администрации ... сельского поселения от ..... ......., подтверждающие факт постоянного проживания семьи Тыщенко Т.М. на территории МО «...».

В судебном заседании представителем заявителя дополнительно представлены документы, подтверждающие отсутствие зарегистрированных прав заявителя и членов ее семьи на объекты недвижимого имущества по месту регистрации в ... края.

Таким образом, установлено, что Тыщенко Т.М. и членам ее семьи по месту проживания не предоставлялся в собственность земельный участок бесплатно, т.е. они не реализовали свое право на однократное бесплатное предоставление земельного участка в собственность.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Тыщенко Т.М. имела право на приобретение бесплатно земельного участка в собственность по категории молодая семья, как это предусмотрено законом Республики Алтай, являясь на момент подачи заявления в Министерство имущественных отношений Республики Алтай жителем ..., ....

Возражения представителя Минимущества РА о том, что заключение комиссии нельзя оспаривать в порядке главы 25 ГПК РФ, является ошибочным.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Пленум Верховного Суда РФ в п.1 Постановления № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами решений, действий, бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», указал, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Решение в виде заключения ....... комиссии по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков на территории РА содержит волеизъявление, порождающее правовые последствия для заявителя, кроме того, данное решение в виде заключения на основании п. 16 Положения об указанной комиссии, утвержденного распоряжением Правительства РА от ..... года ......., является основанием для принятия решения органа исполнительной власти Республики Алтай в сфере земельных отношений по вопросу бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков на территории РА.

Утверждение представителя Минимущества РА о том, что отказ в предоставлении земельного участка не является исключительным и не лишает заявителя реализовать свое право на получение земельного участка бесплатно по другим основаниям, предусмотренным законодательством, в рамках настоящего спора не обосновано, поскольку права заявителя нарушены незаконными решениями об отказа в предоставлении однократно бесплатно земельного участка по месту постоянного проживания, что и оспаривается заявителем.

Руководствуясь ст.ст. 194-199,258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать обоснованным заявление Тыщенко ....

Признать незаконными решение комиссии по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков на территории Республики Алтай ....... от ..... года, и распоряжение Министерства имущественных отношений Республики Алтай от ..... года ........

Обязать Министерство имущественных отношений Республики Алтай принять решение о предоставлении Тыщенко ... земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., площадью 1282 кв.м в собственность бесплатно.

Взыскать с министерства имущественных отношений Республики Алтай в пользу Тыщенко ... судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено ..... года

Федеральный судья Т.Е. Беспалова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200