Дело № 2-950/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..... года г.Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сапуновой М.Г.
при секретаре Киндиковой И.Г.
с участием прокурора Иваныш И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению прокурора г.Горно-Алтайска в интересах Российской Федерации к исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - администрации г.Горно-Алтайска о признании Положения «Об организации лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Горно-Алтайска» недействующим в части.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Горно-Алтайска обратился в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с заявлением о признании недействующим с момента принятия Положения «Об организации лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Горно-Алтайска» утвержденного Постановлением Администрации г.Горно-Алтайска от 22.05.2007 года №51. В обоснование заявленных требований указал, что ст.96 ЛК РФ устанавливаются полномочия только должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор. Пункт 3.1 Положения об организации лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Горно-Алтайска, определяет права лиц, осуществляющих муниципальный лесной контроль и надзор от имени администрации г.Горно-Алтайска. В связи с реализацией должностными лицами полномочий по осуществлению муниципального лесного контроля, возникает вопрос о компетенции в части производства дел об административных правонарушениях. В статье 22.1 КоАП РФ перечислены органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ. При этом полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления по данным вопросам КоАП РФ не предусмотрены. В ЛК РФ не указано, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, являются задачей и функцией органов местного самоуправления. Закон Республики Алтай от 24.06.2003 №12-8 «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» также не предусматривает полномочий органов местного самоуправления в сфере административной ответственности при осуществлении муниципального лесного контроля. Полномочия должностных лиц, осуществляющих муниципальный лесной контроль сформулированы шире, нежели предмет муниципального контроля, что в свою очередь приводит к нарушению компетенции иных органов, которым такие полномочия предоставлены федеральными нормами. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года №417 к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено право должностных лиц, осуществляющих муниципальный лесной контроль, следить за соблюдением требований по своевременному принятию мер для ликвидации лесных пожаров и их последствий. В нарушение ч.9 ст.6 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ, предусматривающей, что государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в подп. «к» п.2.1. Положения указанное право предоставлено должностным лицам администрации. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 года №400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года №370» определен уполномоченный орган в указанной сфере. Подпункт «л» п.2.1. Положения определены полномочия должностных лиц, осуществляющих муниципальный лесной контроль, по соблюдению требований по обеспечению сохранности знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности г.Горно-Алтайска в лесном фонде, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Предел осуществления деятельности по указанным вопросам, Положением не ограничен. Пунктами 4 и 5 Положения предусмотрен порядок оформления результатов проверок. Приложениями №1, №2 к Положению утверждены формы Акта проведения мероприятий по осуществлению муниципального лесного контроля, предписания по устранению выявленных нарушений законодательства в результате проведения мероприятий по муниципальному лесному контролю. Указанные нормы Положения противоречат главе 2 ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Приказу Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 года №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающим порядок осуществления муниципального контроля и подлежат отмене как принятые за пределами компетенции органа местного самоуправления и не соответствующее федеральному закону.
Прокурором г.Горно-Алтайска представлено уточненное заявление в котором он просит о признании недействующим с момента принятия Положения «Об организации лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Горно-Алтайска» утвержденного Постановлением Администрации г.Горно-Алтайска от 22.05.2007 года №51 в части подп. «к», «л» п.2.1. раздела 2, п.3.1. раздела 3.
Прокурором г.Горно-Алтайска представлено уточненное заявление в котором он просит о признании недействующим с момента принятия Положения «Об организации лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Горно-Алтайска» утвержденного Постановлением Администрации г.Горно-Алтайска от 22.05.2007 года №51.
В судебном заседании помощник Прокурора г.Горно-Алтайска Иваныш И.В. уточнила исковые требования, просила суд производство по делу в части признания раздела 4,5, а также приложения 1,2 к Положению «Об организации лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Горно-Алтайска прекратить в связи с добровольным удовлетворением заявленных требований. Признать Положение «Об организации лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Горно-Алтайска недействующим в части подп.»к», «л» п.2.1 и п.3.1 по основаниям, указанным в первоначально поданном заявлении.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Горно-Алтайска Дробот В.П., действующий на основании доверенности считал заявление прокурора необоснованным, и не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив доводы заявления, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает заявление прокурора подлежащим в части прекращению в связи с добровольным удовлетворением требований, а в остальной части подлежащим отказу, по следующим основаниям.
Согласно ст.251 ГПК РФ суд рассматривает заявления о признании недействующими нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.
Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации», прокурору предоставлены полномочия оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
Из разъяснений содержащихся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» следует, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих отношений.
Решением Горно-Алтайского горсуда от 17 марта 2010 года суд заявление прокурора г.Горно-Алтайска в интересах Российской Федерации о признании недействующим положения об организации муниципального лесного контроля, утвержденного Постановлением Администрации г.Горно-Алтайска, удовлетворил. Признал его недействующим с 01 мая 2009 года. Обязал Администрацию г.Горно-Алтайска опубликовать сообщение о принятом решении в печатном издании «Вестник Горно-Алтайска» в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскал с Администрации г.Горно-Алтайска в доход федерального бюджета госпошлину 3000 руб.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РА от 28 апреля 2010 года Решение Г-Алтайского горосуда от 17 марта 2010 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
В своем Определении Судебная коллегия указала следующее.
В соответствии с п. 6 ст. 2 ЛК РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Вопросы местного значения, относящиеся к предмету лесного законодательства, закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (пункты 19 и 32 ч. 1 ст. 14, пункты 25 и 38 ч. 1 ст. 16 и др.). Наряду с этим, в Лесном кодексе РФ определены полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений (ст. 84), в соответствии с которой к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится в том числе, осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.
Таким образом, Лесной кодекс РФ допускает проведение в отношении муниципальных лесов двойного контроля (государственного и муниципального), муниципальный контроль может осуществляться параллельно государственному: наделение органов государственной власти полномочиями на осуществление государственного лесного контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности не лишает органы местного самоуправления права на осуществление на тех же объектах, находящихся на территории муниципального образования, муниципального лесного контроля.
В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 Положения об организации лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Горно-Алтайска, устанавливается порядок осуществления контроля и надзора за использованием, охраной и защитой лесов и применяется в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа города Горно-Алтайска Республики Алтай.
В связи с этим Постановление администрации города Горно-Алтайска от 22.05.2007 года №51 «Об организации лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Горно-Алтайска» принято в рамках реализации полномочия, предусмотренного п. 54 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования «Город Горно-Алтайск».
Отсутствие норм федерального и регионального законодательства, регулирующего порядок осуществления контроля и надзора за использованием, охраной и защитой лесов, находящихся в муниципальной собственности, не свидетельствует о том, что Постановление Администрации г. Горно-Алтайска от 22.05.2007 года №51 «Об организации лесного контроля и надзора в отношении лестных участков, находящихся в муниципальной собственности города Горно-Алтайска», принято за пределами компетенции органа местного самоуправления.
Решение суда отменено и направлено на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо установить, каким нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, противоречит Постановление Администрации г. Горно-Алтайска от 22.05.2007 года №51 «Об организации лесного контроля и надзора в отношении лестных участков, находящихся в муниципальной собственности города Горно-Алтайска», а при разрешении требований о признании недействительным вышеуказанного оспариваемого нормативного правового акта в целом, необходимо провести анализ всех норм оспариваемого акта на их соответствие федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 369 ГПК РФ указания, касающиеся необходимости совершения процессуальных действий и изложенные в определении суда кассационной инстанции в случае отмены решения суда первой инстанции и передачи дела на новое рассмотрение, обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело.
В судебном заседании помощник прокурора Иваныш И.В. просит признать Положение «Об организации лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Горно-Алтайска недействующим в части подп. «к», «л» п.2.1 и п.3.1 по основаниям, указанным в первоначально поданном заявлении.
В судебном заседании установлено, что вопросы местного значения решаются самостоятельно органами местного самоуправления, которые наделены соответствующими полномочиями по их решению, и по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты.
Частью 6 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Лесной кодекс Российской Федерации и ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ не содержат конкретный перечень полномочий и прав, которыми вправе наделить органы местного самоуправления должностных лиц, осуществляющих муниципальный лесной контроль и надзор.
Установленные в п.2.1, п.3.1 Положения полномочий и прав должностных лиц, осуществляющих муниципальный лесной контроль и надзор, сходных в части с полномочиями должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, не является нарушением ни Лесного кодекса Российской Федерации, ни Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.
Суд согласен с доводами представителя ответчика администрации г.Горно-Алтайска Дробот В.П. в части того, что подп. «к», «л» п.2.1 Положения в полном объеме соответствуют Лесному кодексу РФ (статьи 19, 52, 53), ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (статья 19), Правилам пожарной безопасности в лесах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417, (пункты 3, 4) и ими не предусмотрено осуществление государственного пожарного надзора.
Согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктами 3,4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. за № 417 прямо установлено, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах органами местного самоуправления в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований осуществляются: противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах, т.е. что и предусмотрено подп. «к» п.2.1 Положения.
Подп. «е», «ж» п.3.1 Положения не относит к правам должностных лиц составление протоколов об административной ответственности, а просто о составлении протоколов о нарушении лесного законодательства. Представитель Дробот В.П. пояснил, что данные протокола необходимы для того, что зафиксировать лесное нарушение для дальнейшего обращения в суд с исковыми требованиями о возмещении ущерба, и предоставления доказательств.
Суд не усмотрел противоречий ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, т.к. в данном ФЗ устанавливается понятие «муниципальный контроль», а муниципальный надзор законом не регулируется, не регулируется также в отношении физических лиц, не являющихся предпринимателями.
Пунктом 54 ч.1 ст. 38 Устава полномочие по осуществлению муниципального лесного контроля и надзора отнесены к полномочиям Администрации г.Г-Алтайска, т.е. определен соответствующий орган местного самоуправления и его полномочия, а статьями 36, 37, 42 Устава муниципального образования «Город Горно-Алтайск» определены структура и порядок деятельности (по вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты).
Таким образом, ФЗ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяется в полном объеме на муниципальный лесной контроль и надзор.
На основании изложенного суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований об отменен в части Постановления Администрации города Горно-Алтайска от 22.05.2007г. № 51 «Об организации лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Горно-Алтайска».
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если: дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса;
В связи с тем, что принято Постановление администрации г.Горно-Алтайска о внесении изменений в Постановление от 22.05.2007г. за № 51, утвердившим Положение 2Об организации лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Г-Алтайска, разделы 4,5 и Приложения 1 и 2 е приведены в соответствие с действующим законодательством, в данной части заявленные требования подлежат прекращению, т.к. не является нарушением охраняемых законом прав и свобод, не могут рассматриваться в настоящем судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Производство по делу в части признания раздела 4,5, а также приложения 1,2 к Положению «Об организации лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Горно-Алтайска - прекратить в связи с добровольным удовлетворением заявленных требований.
В остальной части заявленных требований прокурора г. Горно-Алтайска в интересах Российской Федерации к исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - администрации г.Горно-Алтайска о признании Положения «Об организации лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Горно-Алтайска недействующим в части подп.»к», «л» п.2.1 и п.3.1 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено ..... года
Федеральный судья М.Г. Сапунова
Верно: