Дело № 2-700/2010РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
..... года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Кокшаровой Е.А.,
при секретаре Фроловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц - жителей г. Горно-Алтайска Республики Алтай к МУП «Энергия» о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного и природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц - жителей г. Горно-Алтайска Республики Алтай обратился в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с иском к МУП «Энергия» о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного и природоохранного законодательства - обязании разработать проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны в срок до 01 июня 2010 года. В обоснование требований указал, что ответчик является управляющей компанией в соответствии с договором поручения на управление предприятием от ..... года, согласно которого осуществляет управление производственной деятельностью следующих предприятий: ООО «...»; ООО «...»; ООО «...». Данные предприятия имеют в собственности 15 котельных, которые осуществляют свою деятельность с нарушением санитарного и природоохранного законодательства. Таким образом, юридическое лицо управляющая компания - МУП «Энергия» осуществляло производственную деятельность предприятий в отсутствии проекта санитарно-защитной зоны, что влечет за собой потенциальную опасность для здоровья жителей города и других граждан, нарушается их право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В последующем прокурором города было представлено уточненное исковое заявление, в котором он просит обязать ответчика МУП «Энергии» разработать проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны котельных ООО «...»: котельная ......., расположенная по адресу: ..., ...; котельная ......., расположенная по адресу: ..., ...; котельная ......., расположенная по адресу: ..., ...; котельная ......., расположенная по адресу: ..., ...; котельных ОО «...»: котельная ......., расположенная по адресу: ..., ...; котельная ......., расположенная по адресу: ..., ...; котельная ......., расположенная по адресу: ..., ...; котельная ......., расположенная по адресу..., ...; котельной ....... ООО «...», расположенная по адресу: ..., ... в срок до ..... года.
В судебном заседании помощник прокурора Сахно М.В. уточненное исковое требование поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Симоненко М.В., действующая на основании доверенности от ..... года, в судебном заседании не возражала по поводу удовлетворения требований прокурора города.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Горно-Алтайска по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды (ст. 39 ФЗ "Об охране окружающей среды").
Из материалов дела следует, что МУП «Энергия», является управляющей компанией на основании договоров поручения на управление предприятием, согласно которых осуществляет управление производственной деятельностью следующих предприятий: ООО «...»; ООО «...»; ООО «...», которые имеют в собственности котельные. При проведении внеплановой проверки в отношении МУП «Энергия» по эксплуатации котельных предприятиями: ООО «...»: котельная ......., расположенная по адресу: ..., ...; котельная ......., расположенная по адресу: ..., ...; котельная ......., расположенная по адресу: ..., ...; котельная ......., расположенная по адресу: ..., ...; котельных ОО «...»: котельная ......., расположенная по адресу: ..., ...; котельная ......., расположенная по адресу: ..., ...; котельная ......., расположенная по адресу: ..., ...; котельная ......., расположенная по адресу: г. ..., ...; котельной ....... ООО «...», расположенная по адресу: ..., ..., прокуратурой г. Горно-Алтайска выявлены следующие нарушения требований: п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; п. 7.1.10. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Производство электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива». Фактически нет проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны на котельных ООО «...»; ООО «...»; ООО «...», что подтверждается справкой от ..... года и справкой государственного инспектора регионального отдела экологического, геологического контроля и охраны недр по Республике Алтай.
Согласно Устава Муниципального унитарного предприятия «Энергия» для реализации целей, Предприятие имеет право осуществлять управление теплоснабжающими предприятиями, созданными на базе малых котельных города Горно-Алтайска.
В соответствии со ст. 52 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Котельные, принадлежащие ООО «...»; ООО «...»; ООО «...» на праве аренды, относятся к предприятиям третьего класса опасности с размером 300 м., согласно п. 7.1.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и должна иметь санитарно-защитную зону.
Пунктом 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (ч.6 ст. 2 ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические мероприятия, а также осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.
В соответствии с п. 2.1. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Для объектов, I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Ст.12 ГК РФ установлен такой способ защиты прав как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Жизнь, здоровье и иные нематериальные блага, подлежат защите в порядке, установленном федеральным законом (ст.150 ГК РФ).
Неисполнение ответчиком требований санитарного и природоохранного законодательства, ставят под угрозу здоровье жителей г. Горно-Алтайска Республики Алтай.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
На основании изложенного, суд находит исковое заявление прокурора г. Горно-Алтайска к МУП «Энергия» о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного и природоохранного законодательства подлежащим удовлетворению.
Согласно подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что прокурор г. Горно-Алтайска освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 4000 рублей как по иску неимущественного характера (подп.6 п.1 ст.333.19 НК РФ) подлежит взысканию с МУП «Энергия» в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц - жителей г.Горно-Алтайска Республики Алтай к МУП «Энергия» о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного и природоохранного законодательства, удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Энергия» в срок до 01 сентября 2011 года разработать проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны следующих сооружений:
котельных принадлежащих Обществу с ограниченной ответственностью «...»: котельной ......., расположенной по адресу: ..., ...; котельной ......., расположенной по адресу: ..., ...; котельной ......., расположенной по адресу: ..., ...; котельной ......., расположенной по адресу: ..., ...;
котельных принадлежащих Обществу с ограниченной ответственностью «...»: котельной ......., расположенной по адресу: ..., ...; котельной ......., расположенной по адресу: г. Горно-Алтайск, ...; котельной ......., расположенной по адресу: ..., ...; котельной ......., расположенной по адресу: ..., ...;
котельной ....... принадлежащей Обществу с ограниченной ответственностью котельной «...», расположенной по адресу: ..., ....
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Федеральный судья Е.А. Кокшарова
Мотивированное решение изготовлено ..... года.