об отмене распоряжения администрации



Дело № 2-1268/2010Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

..... года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Новиковой Н.В.,

при секретаре Сарбашевой Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кротких ... к администрации г. Горно-Алтайска об отмене распоряжения администрации, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставить социальную выплату,

У С Т А Н О В И Л:

Кротких Е.П. обратилась в суд с иском к администрации г. Горно-Алтайска в котором, с учетом уточнения, просит отменить распоряжение администрации г. Горно-Алтайска от ..... года ....... в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кротких Е.П., возложить обязанность на администрацию г. Горно-Алтайска поставить Кротких Е.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны (далее по тексту - ВОВ) с даты обращения в администрацию г. Горно-Алтайска с заявлением о постановке на учет - с 22 апреля 2010 года, предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения в сумме, определенной законодательством Российской Федерации.

В обоснование требований истцом указано, что Кротких Е.П. является вдовой участника ВОВ Кротких М.И. 22 апреля 2010 года обратилась с заявлением в администрацию г. Горно-Алтайска о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова участника ВОВ в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Своего жилья не имеет, ранее до ..... года проживала в ... по ..., ... - данный дом деревянный, старый (более 50 лет), ветхий, неблагоустроенный. В ..... года по причине резкого ухудшения здоровья из-за ранее перенесенного инфаркта не смогла ухаживать за домом одна, сама нуждалась в постороннем уходе в силу возраста и состояния здоровья, вынуждена была продать его и уехать к родственникам в г. Горно-Алтайск. С этого времени проживает у внука ФИО4 в квартире его жены ФИО3, так как на полученные от продажи дома в ... деньги (250000 руб.) в г. Горно-Алтайске жилье не смогла купить. Квартиру продала до издания Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г.», т.е. продажа дома не связана с желанием получить бесплатно квартиру от государства, не произведена умышленно.

С согласия участников процесса к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда и социального развития РА.

В судебном заседании Кротких Е.П. настаивала на удовлетворении исковых требований, пояснив, что уже длительное время стесняет семью внука, ее должна была забрать к себе в квартиру родная дочь, однако она умерла. В администрацию г. Горно-Алтайска обратилась только весной 2010 года, когда по телевизору начали говорить о том, что вдовы участников ВОВ имеют право на получение жилья.

Представитель администрации г. Горно-Алтайска Аламчина Н.П. оставила разрешение требований на усмотрение суда.

Представитель Министерства труда и социального развития РА Ерехонова С.А. полагала необходимым удовлетворить исковые требования.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Кротких Е.П., ..... года рождения, является членом семьи погибшего (умершего) участника ВОВ, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается копией паспорта, удостоверением от ..... года, справкой ... военного комиссариата от ..... года ......., справкой отдела социального обеспечения, свидетельством о браке, справкой отдела военного комиссариата РА по г. Горно-Алтайску от ..... года ....... л.д. 15, 20, 24, 25, 26, 31).

22 апреля 2010 года Кротких Е.П. как вдова участника ВОВ обратилась в администрацию г. Горно-Алтайска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с отсутствием жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, либо принадлежащего на праве собственности л.д. 13).

..... года администрация г. Горно-Алтайска издала распоряжение ....... «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», согласно которому Кротких Е.П. отказано в принятии на учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. О принятии такого решения Кротких Е.П. направлено уведомление от ..... года ....... л.д. 5).

Полагая, что указанное администрацией основание для отказа в постановке на учет не может быть применено в отношении Кротких Е.П. - вдовы участника ВОВ, нуждающейся в улучшении жилищных условий, Кротких Е.П. обратилась с указанным заявлением в суд.

В п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» установлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от их имущественного положения.

Следовательно, Кротких Е.П. как вдова участника ВОВ имеет право на обеспечение ее жилым помещением, если является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).

Администрацией г. Горно-Алтайска не оспаривалось, что Кротких Е.П. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, данное обстоятельство не указано и в распоряжении администрации г. Горно-Алтайска от ..... года .......р «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в качестве основания для отказа в постановке на учет Кротких Е.П.

Помимо этого, такая нуждаемость Кротких Е.П. подтверждается представленными доказательствами.

Кротких Е.П. не принадлежит на праве собственности какое-либо жилое помещение, она не занимает помещение по договору социального найма, не числится в списке застройщиков, что подтверждается справкой ... производственного участка ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ..... года ....... л.д. 6), уведомлениями об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений л.д. 7, 11, 30, 32), справкой администрации ... сельского поселения от ..... года ....... л.д. 8), справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Алтай от ..... года ....... л.д. 12), справкой МУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Горно-Алтайска» от ..... года ....... л.д. 28), справкой отдела земельных отношений МУ «Управление по имуществу и земельным отношениям г. Горно-Алтайска» от ..... года ....... л.д. 29).

С 19 июня 2010 года по настоящее время Кротких Е.П. зарегистрирована и проживает в квартире ....... по ..., ... в ..., принадлежащей на праве собственности жене ее внука Кротких Е.П. В этой же квартире помимо Кротких Е.П. зарегистрированы и проживают еще 6 человек, общая площадь квартиры 75,2 кв.м., что следует из акта проверки жилищных условий от ..... года л.д. 14), копии паспорта л.д. 15-17), договора найма жилого помещения от ..... года л.д. 21-23), справки прописки и выпиской из лицевого счета л.д. 35), пояснений истца. Следовательно, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в указанной квартире, составляет менее учетной нормы - 11 кв.м., установленной Постановлением администрации г. Горно-Алтайска от 21 марта 2006 года № 33 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма».

Более того, Кротких Е.П. не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором она проживает, в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, решение о признании ее в качестве члена семьи собственника отсутствует. Кротких Е.П. является одинокой, членов семьи не имеет.

Отказывая в постановке Кротких Е.П. на учет, администрация основывала свое распоряжение от ..... года .......р на положениях п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку Кротких Е.П. продала принадлежащее ей жилое помещение в 2007 году. Суд не может согласиться с таким распоряжением в связи со следующим.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Следовательно, для применения указанного администрацией г. Горно-Алтайска основания для отказа Кротких Е.П. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, необходимо установить, что гражданин намеренно, сознательно, целенаправленно ухудшил свои жилищные условия, имея намерение получить жилое помещение бесплатно от органов власти или местного самоуправления.

В данном случае такие обстоятельства не установлены.

Согласно материалам дела Кротких Е.П. являлась собственником жилого дома, находившегося в ..., который продала ..... года. Вместе с тем, после этого Кротких Е.П. не обращалась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и не имела на это права, так как не являлась малоимущей. Обратилась же в администрацию г. Горно-Алтайска только в 2010 году, когда Федеральный закон «О ветеранах» был изменен и указано, что члены семей погибших (умерших) участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. То есть, продавая в 2007 году жилой дом, истец не могла предполагать, что в 2010 году у нее возникнет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поэтому не могла иметь намерение специально ухудшить свои жилищные условия.

Учитывая возраст истца, наличие инвалидности, продажа дома и переезд Кротких Е.П., которая проживала в ... одна в неблагоустроенном деревянном доме 1958 года постройки, имевшим износ 40%, что следует из справки ... производственного участка ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» л.д. 53), в г. Горно-Алтайск и проживание с семьей внука, следует признать вынужденным, а не произведенным с целью ухудшения жилищных условий.

В связи с этим суд полагает, что оспариваемое распоряжение администрации г. Горно-Алтайска в части, касающейся Кротких Е.П., принятое на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, не может быть признано законным и обоснованным при указанных обстоятельствах, поэтому подлежит отмене.

Поскольку судом установлено, что на момент обращения в администрацию г. Горно-Алтайска имелись основания для признания Кротких Е.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий, поэтому подлежит удовлетворение требование о поставке истца на учет как вдовы участника ВОВ с 22 апреля 2010 года.

Согласно п.п. 1, 2, 3, 3.1, 6, 11, 12 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем инвалидов ВОВ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на их реализацию предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем инвалидов ВОВ исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

По письменным заявлениям инвалидов ВОВ обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подп. 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в п. 1 настоящей статьи.

Законом Республики Алтай от 12 января 2006 года № 1-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» органы местного самоуправления, в том числе муниципального образования «Город Горно-Алтайск», наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем граждан, имеющим на это право в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», на неограниченный срок (п. 9 ст. 1, ст.ст. 2, 3).

В целях обеспечения жильем инвалидов ВОВ в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Законом Республики Алтай от 12 января 2006 года № 1-РЗ Правительство Республики Алтай постановлением от 21 февраля 2008 года № 35 утвердило «Положение о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Данным положением предусмотрено, что администрации муниципальных образований ведут учет граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения. Граждане могут выбрать способ обеспечения жилым помещением, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, которая предоставляется в безналичной форме путем перечисления на именные блокированные счета в кредитных организациях, ее размер определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Республике Алтай, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Приказом Минрегионразвития РФ от 25 декабря 2009 года № 603 утверждена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2010 года, в Республике Алтай она составляет 31000 рублей. То есть размер указанной единовременной денежной выплаты в настоящее время составляет 1116000 рублей.

Следовательно, требования Кротких Е.П. о возложении на администрацию г. Горно-Алтайска обязанности предоставить ей социальную выплату на приобретение жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кротких ... к администрации г. Горно-Алтайска об отмене распоряжения администрации, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставить социальную выплату удовлетворить.

Отменить распоряжение администрации г. Горно-Алтайска от ..... года ....... «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части отказа в принятии на учет Кротких ....

Возложить обязанность на администрацию г. Горно-Алтайска поставить Кротких ... на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны с 22 апреля 2010 года и предоставить Кротких ... социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере 1116000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.В. Новикова

Мотивированное решение изготовлено ..... года.

Дело № 2-1268/2010Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

/Резолютивная часть/

..... года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Новиковой Н.В.,

при секретаре Сарбашевой Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кротких ... к администрации г. Горно-Алтайска об отмене распоряжения администрации, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставить социальную выплату,

руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кротких ... к администрации г. Горно-Алтайска об отмене распоряжения администрации, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставить социальную выплату удовлетворить.

Отменить распоряжение администрации г. Горно-Алтайска от ..... года ....... «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части отказа в принятии на учет Кротких ....

Возложить обязанность на администрацию г. Горно-Алтайска поставить Кротких ... на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны с 22 апреля 2010 года и предоставить Кротких ... социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере 1116000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.В. Новикова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200