о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение и взыскании судебных расходов



Дело № 2-1839/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего

при секретаре

Сапуновой М.Г.,

Киндиковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лобня <данные изъяты> к <данные изъяты> об обязании доставить жилое помещение, поставить на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Лобыня В.А. через своего представителя Копылова Е.В. обратилась в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с иском к <данные изъяты> об обязании поставить на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. Свое требование мотивирует тем, что она воспитывалась в Детском доме <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ так как осталась без попечения родителей. После окончания пребывания в этом учреждении она поступила учиться в <данные изъяты> и закончила обучение в 2005 году. В 2005 году в связи с заключением брака она сменила фамилию «ФИО13» на «Лобыня». По требованиям Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по окончании учебного заведения государство должно было предоставить ей жилплощадь, чего сделано не было. Она обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но ей было отказано в этой просьбе. Отказ мотивирован тем, что ее возраст превышает 23-летний возраст, установленный федеральным законодательством.

Истец Лобыня В.А. и ее представитель Копылов Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, в обоснование изложили доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель <данные изъяты> ФИО8 в судебное заседание представил отзыв на исковое заявление Лобыня В.А., в котором полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по тем основаниям, что в настоящее время Лобыня В.А. исполнилось 24 года, за постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении она до достижении 23-летнего возраста в какие-либо органы не обращалась. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, действует специальное законодательство - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, то есть данным федеральным законом четко определены категории граждан, на которых он распространяется. Ни к одной из указанных категорий Лобыня В.А. не относится.

Представитель <данные изъяты> ФИО9 просила суд рассмотреть дело без ее участия.

Суд, выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела и представленные доказательства в совокупности, полагает исковое заявление Лобыня В.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ родителями ФИО2 являются ФИО3 и ФИО4.

Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетней дочери ФИО2 путем отобрания ребенка и передаче его органам опеки и попечительства для помещения в государственное детское учреждение.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ № директора Детского дома <адрес> ФИО10 следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является воспитанницей муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как ребенок, оставшийся без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вступила в брак с ФИО11 и ей присвоена фамилия мужа «Лобыня», что следует из свидетельства о заключении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании установлено, что в настоящее время за Лобыня В.А. недвижимого имущества в г. Горно-Алтайске не числиться.

Реализуя свои права, предоставленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Лобыня В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в <данные изъяты> с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> в такой просьбе Лобыне В.А. было оказано. Отказ мотивирован тем, что на момент обращения в <данные изъяты> ее возраст превышает указанный в законодательстве.

Данный отказ <данные изъяты> суд находит законным и обоснованным ввиду нижеследующих оснований.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ).

В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 г. № 316 утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно пункта 2 данного Положения дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья, а также предоставления жилого помещения по договору социального найма (пункт 3 Положения).

Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижении ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа в том случае, если состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении до вышеуказанного возраста.

В судебном заседании установлено, что Лобыня В.А. впервые обратилась в <данные изъяты> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ДД.ММ.ГГГГ, что следует из ответа данного органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ №.

Таким образом, на момент обращения истца в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ за постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ее возраст превышал 23 года, а значит она не является лицом, на которое распространяются дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.

Доводы истца о том, что ее ввели в заблуждение в училище пояснив ей, что она не имеет права на жилое помещение в виду того, что ее мама не лишена родительских прав, а только ограничена, не подтверждены в судебном заседании. По окончании <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ истице Лобыня В.А. исполнилось 19 лет, т.е. она была совершеннолетняя, стала работать, поэтому могла до 23 лет самостоятельно обратиться в <данные изъяты> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

На основании изложенного, суд пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований к <данные изъяты> об обязании поставить на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Лобыня <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований к <данные изъяты> об обязании поставить на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ обязать предоставить ей благоустроенное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья М.Г. Сапунова

Верно: