Дело № 2- 2029/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Сапуновой М.Г.,
при секретаре Киндиковой И.Г.,
с участием прокурора Харитоненко Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г.Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц - жителей г. Горно_Алтайска к обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> третьему лицу <данные изъяты> о признании действий ООО «<данные изъяты>» по начислению платы неопределенному кругу потребителей за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы № п.3 приложения № к постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязании ООО «<данные изъяты>» уменьшить размер оплаты за элекроэнергию путем исключения из платежных документов составляющей - электропотребление в местах общего пользования.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Горно-Алтайска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - жителей г. Горно_Алтайска к обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> третьему лицу <данные изъяты> о признании действий ООО «<данные изъяты>» по начислению платы неопределенному кругу потребителей за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы № п.3 приложения № к постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязании ООО «<данные изъяты>» уменьшить размер оплаты за электроэнергию путем исключения из платежных документов составляющей - электропотребление в местах общего пользования по тем основаниям, что в прокуратуру поступило обращение ФИО3 по вопросу незаконного включения в квитанции на оплату коммунальных услуг сумму за потребляемую электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома.
Данные действия незаконны, т.к. по ст. 544 ГК РФ оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъекта РФ в порядке установленном постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления Правительства РФ№ 491 от ДД.ММ.ГГГГ услуги по освещению мест общего пользования многоквартирного дома относится к услугам по содержанию общего имущества - жилищным, а не коммунальным услугам и определяется исходя из занимаемой общей площади и не должны зависеть от приборов учета. Коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электро- и газоснабжениюи отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания в жилых помещениях ( п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ) Согласно п.п. «а», п.п. «б» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование включаются в состав общего имущества. Освещение помещений общего пользования относится к содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Кроме того, <данные изъяты> по поручению прокуратуры была проведена проверка деятельности ООО «<данные изъяты>» по вышеуказанным доводам, в ходе которой было установлено, что ООО «<данные изъяты>» применяет п.23 Правил, согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективным приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета для холодного водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения- в соответствии с п.п.1 п.3 приложения № Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №. В соответствии с постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ за № к местам общего пользования относятся лестничные площадки, чердаки, подвалы и технические подполья, следовательно, применение данной нормы при начислении платы за электроэнергию неправомерно. По результатам проверки было возбуждено дело об административном правонарушении и применено наказание в виде штрафа.
В судебном заседании ст. помощник прокурора г.Горно-Алтайска Харитоненко Е.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» Бабаяков О.А., действующий по доверенности, исковые требования считал не подлежащими удовлетворению, предоставил письменные возражения.
Представитель третьего лица <данные изъяты> Гольбик В..В., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями согласен.
Выслушав доводы истца, представителя ответчика, третьего лица и допросив свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
ООО «<данные изъяты>» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц с ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН №, что подтверждается копией свидетельства, выпиской из ЕГРЮЛ.
В судебном заседании установлено, что на основании Распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля Управления Роспотребнадзора о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ за № решено провести проверку в отношении ООО «<данные изъяты>».
По результатам проверки составлен Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому выявлены нарушения в части того, что Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № освещение помещений мест общего пользования, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества и определяется, как одна величина определяется исходя из занимаемой общей площади. Однако в представленном платежном документе за март 2010г. (л/с 6947) плата за электроэнергию мест общего пользования и канализацию выставляется отдельными строками и рассчитывается без учета занимаемой общей площади жилого помещения. Ч.2 ст. 154 ЖК РФ и п.11 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № содержит исключительный перечень оснований взимания платы за жилищно-коммунальные услуги с собственником помещений в многоквартирном доме, который предусматривает взимание платы за услуги по начислению, сбору и обработке коммунальных платежей, однако в представленных калькуляциях в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме входят услуги МУ РКЦ в размере 2р2б. 19 коп. с км.м., т.е. потребителям навязывается дополнительная платная услуга.
Составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «<данные изъяты>» о наложении штрафа 10 000 руб. в части того, что согласно ст. 156 ЖК РФ, п.11 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № освещение помещений мест общего пользования, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества и определяется, как одна величина и определяется исходя из занимаемой общей площади. Однако в предоставленном платежном поручении за март 2010г. (л/с 6947) плата за электроэнергию мест общего пользования и канализацию выставляется отдельными строками и рассчитывается без учета занимаемой общей площади жилого помещения.
ООО «<данные изъяты>» обратилось с заявлением в Арбитражный Суд РА об оспаривании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного Суда РА от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности в части касающихся заявленных исковых требований указано, что судом установлено, что при расчете электроэнергии в местах общего пользования управляющая компания применяет п.23 Правил предоставления коммунальных услуг, который предусматривает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудования частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с под.1 п.3 приложения № к настоящим Правилам, т.е. по формуле №.
В соответствии с названной нормой при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется по формуле 9.
Анализ данного пункта позволяет сделать вывод о том, что данная формула № применяется для расчета платы в жилом помещении. Понятие мест общего пользования дано в разделе 3 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ за №. К ним относятся: лестничные клетки, чердаки, подвалы и технические подполья. Места общего пользования не относятся к жилым помещениям. Следовательно, применение формулы № при расчете оплаты электроэнергии в местах общего пользования является неправомерным.
Постановлением Седьмого Арбитражного Апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда РА от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Рассмотрев требование прокурора в части того, что признать действия ООО «<данные изъяты>» по начислению платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы 9 незаконным, суд находит подлежащим отказу.
Согласно ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Ч.2 ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги;
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение ( в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) ч.4 ст. 154 ЖК РФ.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В данном случае иное предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Согласно п.3 Правил используются определения: «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом;
Согласно письма Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» указано, что
- В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Приложением N 2 Правил предоставления коммунальных услуг установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги:
- при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Из установленного приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Понятие "освещение помещений общего пользования", указанное подпунктом "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (то есть как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг ("обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме").
В своем исковом заявлении прокурор ссылается на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что услуги на освещение мест общего пользования относится к содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Суд согласен с доводами прокурора, однако начисление платы неопределенному кругу лиц за потребляемую электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы № относится не к освещению помещения общего пользования, а к коммунальным услугам.
Прокурор просит признать действия незаконными с применением формулы №,однако в исковом заявлении прокурор не приводит доводов, каким образом должен производиться расчет коммунальных платежей за электроснабжение в местах общего пользования и в чем состоит нарушение расчета.
В судебном заседании установлено по пояснениям представителя ответчика, в жилом доме по <адрес>, где проживает ФИО5, имеется коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии, а также индивидуальные (квартирные) приборы учета электроэнергии, что относится к п.3 приложения № постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно указанного пункта 3, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:
V
D
P = ------------- x V x T, (9)
ky3.i V + V i.p ky
n.p n.n
где:
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,
D
горячей воды, газа или электрической энергии), фактически
потребленный за расчетный период, определенный по показанию
коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме
или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса
n.p
(холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии),
потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных
приборами учета (за исключением помещений общего пользования),
измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных
квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м,
кВт·час);
V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса
n.n
(холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии),
потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных
приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления
коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной
i.p
воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный
за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором
учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный
индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах
- общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
ky
установленный в соответствии с законодательством Российской
Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения,
газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения
- руб./кВт·час);
Таким образом, из самой формулы № и порядка ее расчета следует, что коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета.
Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Суд полагает, что расчет коммунальных услуг по формуле № применяется только для жилых помещений, не учитывая места общего пользования опровергнут расчетом в формуле, а также по мнению суда в понятие многоквартирного дома, как изолированного жилого помещения, входят места общего пользования (чердак, лестничные клетки, подвал и т.д.), т.к. самостоятельно (отдельно) сами по себе без жилых квартир они существовать не могут.
Кроме того, в предоставленных ФИО5 в судебное заседание квитанциях усматривается, что в квитанциях указывается две строки: «электроэнергия» и «электроэнергия на общедомовые нужды» (ранее до мая 2010г. указывалось «электроэнергия мест общего пользования).
Первая строка это оплата за потребленную конкретным потребителем электроэнергию, которая рассчитана исходя из утвержденного тарифа и показаниям индивидуального прибора учета, а вторая строка - это размер оплату коммунальной услуги за электроэнергию, рассчитанную из показаний общедомового прибора учета многоквартирного дома.
В своем исковом заявлении прокурор ссылается на п.п. «а», п.п. «б» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, которые регулируют освещение помещений общего пользования, по данным правилам это относится к содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Суд установил, что в оплату за коммунальную услугу - электроэнергию, поданную в многоквартирный жилой дом, в силу приведенных выше положений действующего законодательства, оплата за содержание и ремонт не включается, в квитанции имеется отдельная строка «содержание жилья».
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № предусмотрено оказание коммунальных услуг на основании договора, содержащего условия предоставления услуг.
По пояснениям представителя ответчика, ООО «<данные изъяты>» заключила со всеми договор управления многоквартирным домом с председателем домового комитета на основании Протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Предметом договора определено осуществление функций по управлению многоквартирным жилым домом: по предоставлению услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; по предоставлению коммунальных услуг; по осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности в порядке и на условиях, установленных настоящим договором.
Согласно п. 1,2 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
ООО «<данные изъяты>» и собственники жилья осуществляют исполнение условий данного договора: Управляющая компания предоставляет коммунальные услуги, предъявляет от своего имени счета на их оплату, а собственники жилья- производят оплату указанных счетов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц - жителей г. Горно_Алтайска к обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> <данные изъяты> о признании действий ООО «<данные изъяты>» по начислению платы неопределенному кругу потребителей за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы № п.3 приложения № к постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании ООО «<данные изъяты>» уменьшить размер оплаты за элекроэнергию путем исключения из платежных документов составляющей - электропотребление в местах общего пользования - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья М.Г. Сапунова
Верно: