об обязании ответчика включить в трудовой стаж период работы, назначить досрочную трудовую пенсию



Дело № 2-2144/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд в составе:

председательствующего Имансакиповой А.О.,

при секретаре Сороноковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Стяжковой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Горно-Алтайске о признании права на получение досрочной пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочно трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Стяжкова <данные изъяты> обратилась в Горно-Алтайский городской суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Горно-Алтайске о включении в стаж периода работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении досрочной трудовой пенсии, мотивируя требования тем, что обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, связанной с педагогической деятельностью. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по назначению, перерасчету и выплате пенсий УПФР по г. Горно-Алтайску отказала в начислении досрочной пенсии, ссылаясь на недостаточность периодов специального стажа по педагогической деятельности - 15 лет 4 месяца 26 дней, при необходимом - 16 лет 8 месяцев для работников Муниципального учреждения дополнительного образования на ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что в специальный стаж педагогической деятельности включается период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в результате стаж составил 25 лет, порядок исчисления специального стажа на ДД.ММ.ГГГГ не применим, поскольку Устав <данные изъяты> утвержден только ДД.ММ.ГГГГ. Как в 1985 году, так в 2004 году и на ДД.ММ.ГГГГ выполняла одни и те же функциональные обязанности в одном и том же объеме по педагогической деятельности, в связи с чем специальный трудовой стаж по педагогической деятельности составил 25 лет. Переименования организационно-правовой формы не влекут негативных последствий в виде не включения в специальный трудовой стаж периода работы в одной и той же должности преподавателя теоретических дисциплин. На основании изложенного, истица, руководствуясь п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», просила возложить обязанность на Управление Пенсионного фонда г. Горно-Алтайска включить в специальный трудовой стаж период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по дату подачи иска, назначить досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства судом по ходатайству представителя истца произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления Пенсионного фонда в г.Горно-Алтайске на надлежащего - Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске.

В ходе судебного разбирательства истцом, представителем истца представлено заявление о дополнении исковых требований, согласно которому просят признать право Стяжковой Н.Г. на получение досрочной пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с наличием стажа и педагогической деятельности в муниципальном учреждении для детей не менее 25 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица Стяжкова Н.Г., представитель истца по доверенности Гаев Ю.А. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представители ответчика по доверенности Лорей Е.С., Пустовалова Е.А., Кобылаш С.А. в судебном заседании исковые требования не признали, указывая, что оснований для назначения истице досрочной пенсии по старости не имеется, так как, работая в <данные изъяты>, на ДД.ММ.ГГГГ имела стаж работы менее 16 лет 8 месяцев, в специальный стаж не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.

Изучив материалы дела, заслушав истицу, представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истица, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ подала заявление в ГУ - УПФР в г.Горно-Алтайске о назначении пенсии по старости ранее достижения возраста 55 лет, повторное заявление ею подано - ДД.ММ.ГГГГ.

Судом из протокола решения комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий Управления Пенсионного фонда г. Горно-Алтайска № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Стяжковой Н.Г. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанное решение мотивированно тем, что специальный стаж по педагогической деятельности Стяжковой Н.Г. на ДД.ММ.ГГГГ составил 15 лет 4 месяца 26 дней, при необходимом - 16 лет 8 месяцев.

Из трудовой книжки Стяжковой Н.Г., вышеуказанного протокола ГУ - УПФР в г. Горно-Алтайске судом установлено, что в специальный стаж по педагогической деятельности Стяжковой Н.Г. включен период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ только по ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж истицы на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 лет 4 месяца 26 дней.

Статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу п.1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 вышеуказанного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Должность преподавателя в Учреждении дополнительного образования детей (внешкольном учреждении) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств) включена в указанный Список (п.2 наименования должностей и учреждений).

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что при исчислении специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости Стяжковой Н.Г. следует руководствоваться Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.

Поскольку должность Стяжковой Н.Г. и учреждение, в котором она работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствует должности «<данные изъяты>», указанной в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и учреждению дополнительного образования детей, указанному в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, то, исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа Стяжковой Н.Г. в должности преподавателя теоретических дисциплин в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ могла быть зачтена в специальный стаж работы только в том случае, если бы истица на ДД.ММ.ГГГГ имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истицы составляет менее 16 лет 8 месяцев, отсутствуют правовые основания для включения периода работы в должности преподавателя теоретических дисциплин Стяжковой Н.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж и назначения досрочно трудовой пенсии.

На основании изложенного, с учетом того, что специальный стаж истицы на ДД.ММ.ГГГГ составил 15 лет 4 месяца 26 дней, суд считает отказ пенсионного органа в назначении досрочной пенсии истице по старости обоснованным.

Доводы истицы и ее представителя о том, что к ней не применим пункт 12 вышеуказанных Правил в связи с тем, что <данные изъяты> не являлась учреждением дополнительного образования, а являлось учреждением начального профессионального образования, поскольку наименование <данные изъяты> установлено только ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Постановлением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> зарегистрирована в качестве муниципального образовательного Учреждения культуры.

Министерством культуры Республики Алтай выдана лицензия №, регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальному учреждению дополнительного образования <данные изъяты>. Данной лицензией разрешено осуществление образовательной деятельности по направлениям (специальностям) согласно приложению, указано, что без приложения лицензия не действительна. Из ответа Министерства культуры Республики Алтай на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в 1995-1996 годах порядок выдачи и оформления лицензий для учреждений дополнительного образования находился на стадии разработки и не был законодательно регламентирован, приложения к лицензиям не выдавались, в связи с чем у лицензии №, регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, приложение отсутствует. Также из ответа Комитета по делам архивов Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что в архивных документах фонда Министерства культуры Республики Алтай запрашиваемое приложение к лицензии отсутствует.

Вместе с тем, в силу подпункта 8 пункта 4 ст.12 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» к образовательным относятся учреждения дополнительного образования детей. Согласно п.1 ст.26 вышеуказанного Закона дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В соответствии с п.2 ст. 26 указанного Закона к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях).

Постановлением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ создано муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей <данные изъяты> утвержден Устав.

Таким образом, <данные изъяты> являлась и является учреждением дополнительного образования детей.

На основании изложенного, доводы истца, представителя истца о том, что невнесение записи в трудовую книжку о переименовании названия <данные изъяты>, осуществление ею тех же трудовых функций, выдача ученикам свидетельств такого же образца, что и до 2004 года, свидетельствуют о том, что указанное учреждение до 2004 года являлось учреждением начального профессионального образования, являются необоснованными.

Доводы истицы и представителя истицы о тождественности выполняемых Стяжковой Н.Г. функций в должности <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не принимаются во внимание, поскольку представителями ответчика не оспаривается то обстоятельство, что истица в указанные периоды работала в указанной должности, кроме того, отказ пенсионного органа в назначении истице досрочно трудовой пенсии на этом не основан.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 февраля 2010 N 301-О-О в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

На основании изложенного, исковые требования Стяжковой Н.Г. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Горно-Алтайске о признании права на получение досрочной пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочно трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Стяжковой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Горно-Алтайске о признании права на получение досрочной пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочно трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его принятия решения в окончательной форме.

Судья А.О. Имансакипова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.