о прекращении деятельности ООО, имеющей признаки азартной с использованием электронного оборудования - лотерейных терминалов



Дело № 2-120/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г.Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Кокшаровой Е.А.,

при секретаре Смирновой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Горно-Алтайска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обособленному подразделению Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о прекращении деятельности, имеющей признаки азартной,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Горно-Алтайска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с иском к Обособленному подразделению ООО «<данные изъяты>» о прекращении деятельности, имеющей признаки азартной, указывая, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований Федеральных законов «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», «О лотереях» в игровых залах, расположенных на территории города. По результатам проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» открыт игровой зал <данные изъяты> в помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В лотерейном зале установлено 24 терминала, которые на момент проверки были в рабочем состоянии. Также по адресу: <адрес>, в лотерейном клубе установлено 23 аппарата, которые также находились в рабочем состоянии. Деятельностью по организации и проведению азартных игр является деятельность, направленная на заключение основанных, на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организации заключения. При проведении проверки установлено, что по указанному адресу проводится стимулирующая лотерея «<данные изъяты>», осуществляется реализация лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «<данные изъяты>», в игровом зале производится реализация лотерейных билетов. Директор обособленного подразделения ООО «<данные изъяты>» ФИО1 пояснил, что участник моментальной лотереи вскрывает лотерейный билет, купленный в игровом зале «<данные изъяты>». Если сумма выигрыша составляет до 50 000 руб., то кассир-оператор клуба забирает у него лотерейный билет и выплачивает сумму выигрыша, если сумма выигрыша составляет 50 000 руб. и более, то выигрыш следует получить по адресу, указанному в лотерейном билете. ООО «<данные изъяты>» по указанным адресам проводится также стимулирующая лотерея на электронном оборудовании с установленными на нем лотерейными программами. Проведение лотереи осуществляется следующим образом. Любой желающий гражданин, который приобрел лотерейный билет, передает его оператору-кассиру, который начисляет баллы по стимулирующей лотерее на лотерейное оборудование. Количество баллов зависит от суммы приобретенных лотерейных билетов. Сумма выигрыша по стимулирующей лотерее определяется выпадением на лотерейном оборудовании определенной комбинации символов, образующей выигрышную комбинацию. Сумма выигрыша варьирует в зависимости от вида выигрышной комбинации. Таким образом, ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использование электронного оборудования, визуально и функционально схожего с игровыми автоматами и работающего по принципу игры на игровых автоматах. Осуществление ООО «<данные изъяты>» деятельности по организации и проведению азартных игр на территории г. Горно-Алтайска влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Данная деятельность также нарушает интересы Российской Федерации, поскольку осуществляется вопреки установленных государством в ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» императивным требованиям к организации и проведению азартных игр. На основании изложенного прокурор г. Горно-Алтайска просит обязать прекратить деятельность обособленного подразделения ООО «<данные изъяты>», имеющую признаки азартных игр, с использованием электронного оборудования в помещении по адресу: <адрес> и <адрес>, путем запрета использования электронного оборудования - лотерейных терминалов.

В последующем исковые требования были уточнены, прокурор просил суд об обязании прекратить деятельность обособленного подразделения ООО «<данные изъяты>», имеющую признаки азартных игр, с использованием электронного оборудования в помещении по адресу: <адрес> и <адрес>, путем запрета использования электронного оборудования - лотерейных терминалов, в связи с тем, что фактически деятельность осуществляется по указанным адресам.

В судебном заседании помощник прокурора г. Горно-Алтайска Харитоненко Е.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и, уточнении к енму.

Ответчик обособленное подразделение ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направил, о причинах не явки суду не сообщил, в отношении них дело рассмотрено по ч.4 ч. 167 ГПК РФ.

Третьи лица ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, извещены по месту государственной регистрации.

С учетом мнения помощника прокурора суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии третьих лиц.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по регулированию деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" указанным Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Статьей 3 Федерального закона N 244-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

В силу требований, установленных ст. 5 Федерального закона N 244-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Федеральным законом N 244-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона игорные зоны создаются на территории следующих субъектов Российской Федерации: <адрес> и <адрес>.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки Лотерейного клуба «<данные изъяты>», прокуратурой <адрес> совместно с заместителем начальника отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Алтай, оперуполномоченным <данные изъяты> выявлены нарушения требований Федеральных законов «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», «О лотереях», а именно в лотерейном зале в помещении, расположенном по адресу: <адрес> установлено 24 терминала, в лотерейном зале, расположенном по адресу: <адрес> установлено 23 аппарата, которые на момент проверки находились в рабочем состоянии. ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по организации лотерей. В лотерейном клубе осуществляется реализация лотерейных билетов «<данные изъяты>», организатором которой является ООО «<данные изъяты>». В целях стимулирования продаж лотерейных билетов проводится стимулирующая лотерея «<данные изъяты>», организатором является ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>». Участник бестиражной лотереи приобретает билет, вскрывает лотерейный билет, смотрит комбинацию по выигрышу. Если сумма выигрыша составляет до 50 000 руб., то кассир-оператор лотерейного клуба забирает лотерейный билет и выплачивает сумму выигрыша, если сумма выигрыша составляет 50 000 руб. и более, то участник лотереи может получить выигрыш по указанному в лотерейном билете адресу. ООО «<данные изъяты>» по указанным адресам проводится также стимулирующая лотерея на электронном оборудовании с установленными на нем лотерейными программами. Сумма выигрыша по стимулирующей лотерее определяется выпадением на лотерейном оборудовании определенной комбинации символов, образующей выигрышную комбинацию, что подтверждается протоколом осмотра (обследования) юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства о государственной регистрации юридического лица ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о создании юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», которое ДД.ММ.ГГГГ постановлено на учет в налоговом органе по месту нахождения. На основании приказа директора ООО «<данные изъяты>» ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ создано обособленное подразделение, расположенное по адресу: <адрес>. На должность директора назначен ФИО1.

Из договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 принял во временное пользование нежилое помещение площадью 42,7 кв.м., находящееся по адресу: <адрес>.

Из материалов дела усматривается, что организаторами проведения лотерей являются ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>».

В соответствии со ст. 4 ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

В соответствии с ч. 9 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотренные настоящим Федеральным законом игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 г. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 г., за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.

Из Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" следует, лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;

Из положений п. 2 п. 2 ст. 3 указанного Закона следует, что стимулирующей лотереей, является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи. Из анализа указанной нормы следует, что стимулирующей лотереей является та лотерея, которая имеет призовой фонд (формируется за счет средств организатора лотереи).

В ст. 8 Закона также указано то, что размер выигрышей определяется организатором лотереи в ее условиях и условия лотереи должны включать размеры лотерейных ставок.

Пунктом 5 ст. 12.1138-ФЗ "О лотереях" установлено, не допускается использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей.

Таким образом, под видом стимулирующей лотереи обособленное подразделение ООО «<данные изъяты>» осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов. Данная деятельность является незаконной, поскольку согласно части 9 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, размер призового фонда при проведении стимулирующей лотереи ООО «<данные изъяты>» не может быть определен, поскольку невозможно определить количество лиц, участвующих в лотереи, а также сумму их выигрыша.

В материалах дела не имеется доказательств того, что размер выигрышей заранее определен (его определяет автомат, а не организатор), что свидетельствует о том, что деятельность ответчика не подпадает под требования ФЗ "О лотереях".

Согласно п. 5. ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по регулированию деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

Деятельность по организации и проведению игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 5 Закона N 244-ФЗ).

В соответствии ч. 2 ст. 14 указанного Закона букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

На основании ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе и с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), а также деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.

В отношении ООО «<данные изъяты>» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, то есть осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), что усматривается из определения о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, судом установлено, что обособленное подразделение ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использование электронного оборудования, визуально и функционально схожего с игровыми автоматами и работающего по принципу игры на игровых автоматах, на территории г. Горно-Алтайска не являющейся игорной зоной.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Проведение азартных игр под видом лотереи нарушает права и законные интересы граждан, посягает на нравственность и может создавать угрозу причинения гражданам вреда.

На основании изложенного, суд считает исковое требование об обязании прекратить деятельность обособленного подразделения ООО «<данные изъяты>» по организации и проведению азартных игр с использование электронного оборудования, визуально и функционально схожего с игровыми автоматами в игровых залах «<данные изъяты>», расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что прокурор г. Горно-Алтайска освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 4 000 рублей как по иску неимущественного характера (подп.6 п.1 ст.333.19 НК РФ) подлежит взысканию с ООО «<данные изъяты>» в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Горно-Алтайска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» и его обособленному подразделению в г.Горно-Алтайске о прекращении деятельности, имеющей признаки азартной, удовлетворить.

Обязать Обособленное подразделение Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» прекратить деятельность, имеющую признаки азартных игр, с использованием электронного оборудования в помещении по адресу: <адрес> и <адрес>, путем запрета использования электронного оборудования - лотерейных терминалов.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Федеральный судья: Е.А. Кокшарова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.