Дело № 2- 59/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Сапуновой М.Г.,
при секретаре Киндиковой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о признании противоправными действий по включению в договор условий ущемляющих права потребителей, включению в платежный документ потребителям коммунальных услуг отдельной строкой начислений электроэнергии вне жилых помещений и применению неправильного расчета, включению в платежный документ отдельной строкой начислений за сбор и вывоз жидких бытовых отходов и неправильному применению расчета, прекращении указанных действий,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обратилось в суд с иском в отношении неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» с требованиями о признании противоправными действий по включению в договора управления многоквартирным домом, действующие в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, условий ущемляющих права потребителей: об обязанности управляющей компании рассматривать обоснованные жалобы собственника в течение 30 дней, о произведении оплаты за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов по количеству пользователей этих услуг, о предъявлении собственником претензии (жалобы) в течение одного месяца от даты, когда он узнал о нарушении своих прав; по включению в платежный документ, выставляемый ответчиком потребителям коммунальных услуг, отдельной строкой начислений электроэнергии вне жилых помещений и применению для расчета указанных начислений формулы для определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и энергоснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета; по включению в платежный документ отдельной строкой начислений за сбор и вывоз жидких бытовых отходов и применению для расчета формулы для определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и энергоснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, обязании ответчика прекратить указанные действия и довести до сведения потребителей решения суда в десятидневный срок путем размещения объявления в республиканских средствах массовой информации.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведения внеплановых проверок путем изучения договора от ДД.ММ.ГГГГ с гр. ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>, установлен факт включения в договор условий, ущемляющих права потребителей. Так в п. ДД.ММ.ГГГГ договора указано, что Управляющая компания обязана рассматривать обоснованные жалобы собственника в течение 30 дней, что противоречит п/п «и», «к» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307( далее по тексту - Правила), согласно которым исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы (заявления, претензии, требования) направить потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении или отказе в удовлетворении с указанием причин отказа, а при поступлении жалобы ( заявления, требования, претензии) от потребителя об обнаружении запаха газа в жилых или нежилых, а также на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке указанной жалобы, в случае обнаружения утечки газа- обеспечить безопасность потребителя и ликвидацию обнаруженной утечки. Данные условия договора так же противоречат ст. 31 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» (далее: Закон о защите прав потребителей), согласно которого требования потребителя подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня поступления соответствующего требований. Таким образом, условия договора, устанавливающие 30-дневный срок для рассмотрения жалоб потребителя Управляющей компанией ущемляют права потребителей, поскольку Правила и Закон о защите прав потребителей устанавливают сроки рассмотрения обращений потребителей к организации предоставляющей коммунальные услуги.
Согласно п.3.3.4 договора оплата за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов производиться по количеству пользователей этих услуг, что противоречит ст. 156 ЖК РФ и п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491, согласно которым оплата за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов (твердых и жидких) должна производиться исходя из площади принадлежащего собственнику жилого помещения и включаться в состав услуги по содержанию жилья.
В п.5.5 договора указано, что претензии (жалобы) могут быть предъявлены собственником в течение одного месяца с даты, когда он узнал о нарушении своих прав, что противоречит п.3 ст.29 Закона о защите прав потребителей, согласно которого потребитель имеет право предъявить требования, связанные с недостатками оказываемой услуги в разумный срок в пределах двух лет со дня принятия услуги.
Поскольку вышеуказанные условия договора противоречат законодательству, ущемляют прав потребителя по сравнению с действующим законодательством, в соответствии со ст.16 Закона о защите прав потребителей, признаются недействительными.
Исследованный договор, заключенный между Управляющей компанией и гражданами, собственниками многоквартирного жилого дома, соответствует требованиям ст.432 ГК РФ, ст. 162 ЖК РФ по форме, сторонами достигнуто соглашение о предмете договора, существенных условиях договора. Договор подписан уполномоченными лицами. Общество предоставляет коммунальные услуги, предъявляет от своего имени счета на их оплату, а собственники жилья производят оплату указанных счетов, таким образом, договор исполняется в натуре.
При исследовании в ходе проверки квитанции по оплате коммунальных услуг владельца лицевого счета № за март 2010 установлено, что в нарушение ст.156 ЖК РФ и п.11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 освещение мест общего пользования, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов указаны отдельными строками, хотя являются составными частями деятельности по содержанию жилья, определяются как одна величина и рассчитываются исходя из занимаемой площади. Кроме того для расчета платы за электроэнергию в местах общего пользования используется формула №, установленная в Правилах для расчета платы в жилом помещении. Места общего пользования, согласно раздела 3 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, не относятся к жилым помещениям. Следовательно, применение к расчету за электроэнергию в местах общего пользования, сбор и вывоз бытовых отходов, формулы установленной для расчетов за пользование услугами в жилом помещении неправомерно.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по РА ФИО7, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» Бабаяков О.А., действующий на основании доверенности, исковые требования считал не подлежащими удовлетворению, поскольку обществом разработана новая типовая форма договора управления многоквартирным домом, которая разослана гражданам, с исключением условий договора, которые оспаривает Управление Роспотребнадзора. Расчеты применяются обоснованно по формуле, указанной в порядке на основании распоряжений Администрации города Горно-Алтайска.
Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с положением «О территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 января 2005 г. N 40 осуществляет надзор в сфере защиты прав потребителей и в силу ст.46 ФЗ от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий, что соответствует ст. 46 ГПК РФ.
ООО «<данные изъяты>» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН №, что подтверждается копией свидетельства, выпиской из ЕГРЮЛ.
В судебном заседании нашли подтверждение доводы представителя истца о проведении проверки в отношении ответчика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в целях проверки соблюдения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей на потребительском рынке.
В процессе проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» заключила договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ с председателем домового комитета ФИО2, согласно которого, договор заключен на основании Протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, предметом которого определено осуществление функций по управлению многоквартирным жилым домом: по предоставлению услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; по предоставлению коммунальных услуг; по осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности в порядке и на условиях, установленных настоящим договором. Срок договора определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложений к договору определен перечень общего имущества жилого многоквартирного жилого дома; перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
Указанный договор составлен на основе типового договора управления многоквартирным домом, разработанного ООО «<данные изъяты>», что следует из пояснений представителя ответчика.
Согласно п. 1,2 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В суде установлено, что договор управления многоквартирным домом является заключенным, поскольку подписан уполномоченными лицами, соответствует форме и порядку подписания, установленным ст. 162 ЖК РФ. В договоре указаны существенные условия, предусмотренные п.3 ст. 162 ЖК РФ. Договор заключен на трехлетний срок, что не противоречит п.5 ст.162 ЖК РФ.
ООО «<данные изъяты>» и собственники жилья осуществляют исполнение условий данного договора: Управляющая компания предоставляет коммунальные услуги, предъявляет от своего имени счета на их оплату, а собственники жилья - производят оплату указанных счетов.
Доводы представителя ответчика относительно того, что в настоящее время после проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по РА, в типовую форму договора внесены соответствующие изменения и договор подписан сторонами, оценен сторонами, учитывая, что договор на момент проверки не соответствовал действующему законодательству, а именнопо включению в договор управления многоквартирным домом условий: о 30 дневном сроке для рассмотрения жалоб собственников жилья; об оплате за услугу по сбору и вывозу бытовых отходов по количеству пользователей услуг; об установлении месячного срока на предъявление претензии собственником жилого помещения Управляющей компании со дня, когда он узнал о нарушении своих прав, суд полагает в данной части заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, оценив доводы представителя истца относительно включения п.3.1.14, 3.3.4, 5.5 договора условий, ущемляющих права потребителя приходит к следующему:
Согласно п.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Согласно п.1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ Управляющая компания обязана рассматривать предложения и обоснованные жалобы собственника в течение 30 дней, принимать меры по устранению недостатков в установленные нормами и правилами эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с п.49 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа; при поступлении жалобы (заявления, требования, претензии) от потребителя об обнаружении запах газа в жилых или нежилых помещениях, а также на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке полученной жалобы, в случае обнаружения утечки газа - обеспечить безопасность потребителя и ликвидацию обнаруженной утечки.
Согласно ст.31 Закона о защите прав потребителей требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а так же о возврате за уплаченную работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи отказом от исполнения договора, предусмотренные п.1 ст.28 и п.п.1, 4 ст.29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Таким образом, Закон о защите прав потребителей, Правила предоставления коммунальных услуг, которые содержат обязательные для сторон договора условия оказания услуг, не устанавливают срок в 30 дней для рассмотрения жалоб собственников жилья, то есть указанное условие договора ущемляет права потребителя коммунальных услуг по договору управления многоквартирным домом, следовательно, является недействительным в силу Закона о защите прав потребителей.
Согласно п.3.3.4 договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ собственник обязан своевременно и в полном объеме в срок до 10 числа следующего за расчетным месяца производить оплату за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества жилого дома, за коммунальные услуги, за иные установленные соглашением сторон платежи. Оплата за услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, сбору и вывозу бытовых отходов производиться по количеству пользователей этих услуг, оплата за отопление, содержание и ремонт общего имущества - исходя из общей площади принадлежащего собственнику помещения.
Согласно п.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
В соответствии с п.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: освещение помещений общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Анализ указанных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что оплата за услугу по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов должна производиться исходя из площади помещения, принадлежащего собственнику и включаться в состав услуги по содержанию жилья.
Таким образом, условие договора о том, что оплата услуги по сбору и вывозу бытовых отходов производится по количеству пользователей этих услуг ущемляет права потребителей- собственников жилья, что в силу закона влечет его недействительность.
Согласно п.5.5 договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ все претензии по выполнению условий договора предъявляются сторонами в письменной форме и направляются другой стороне заказным письмом или вручаются лично под расписку. Претензии (жалобы) могут быть предъявлены собственником в течение одного месяца от даты, когда он узнал о нарушении своих прав.
В соответствии с п.3 ст. 29 Закона о защите прав потребителей требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.
Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
Таким образом, установление в п.5.5 договора меньшего срока на предъявление потребителем коммунальных услуг претензий и жалоб к исполнителю этих услуг, является ущемлением прав потребителя и влечет недействительность условия договора, устанавливающего меньший срок для предъявления претензии потребителем к поставщику услуг.
Суд, оценив доводы сторон и представленные доказательства, касающиеся начисления платы за освещение мест общего пользования и вывоз бытовых отходов по формуле 9, предусмотренной п/п 1 п.3 Приложения № Правил предоставления коммунальных услуг, считает требования Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай обоснованными.
Из материалов дела усматривается, что при расчете платы за электроэнергию в местах общего пользования управляющая компания применяет п.23 Правил предоставления коммунальных услуг, который предусматривает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с п.1 п.3 приложения № к настоящим Правилам, т.е. по формуле 9.
Таким образом, формула № применяется для расчета платы в жилом помещении. Понятие мест общего пользования дано в разделе 3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, к которым относится: лестничные клетки, чердаки, технические подполья. Таким образом, места общего пользования не относятся к жилым помещениям, следовательно, применение формулы № при расчете оплаты электроэнергии в местах общего пользования и для расчетов по оплате услуги за сбор и вывоз бытовых отходов, незаконно.
Поскольку в настоящее время продолжает действие договор на управление многоквартирным домом, Управляющей компанией не представлено доказательств того, что договор на новых условиях заключен с собственниками помещений многоквартирных жилых домов в установленном порядке либо в установленном договором порядке в него внесены изменения и дополнения, либо указанный договора расторгнут, а так же не представлено доказательств свидетельствующих об изменении порядка расчета ответчика с потребителями за электроэнергию в местах общего пользования и за сбор и вывоз бытовых отходов, суд считает исковые требования об обязании ответчика прекратить противоправные действия подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 46 ФЗ «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска в интересах неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Суд считает необходимым обязать ответчика опубликовать объявление о вынесенном решении суда в республиканском средстве массовой информации - газете «Звезда Алтая», как это указано в исковом заявление в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством.
В соответствии с п/п3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ при подаче иска неимущественного характера организацией подлежит оплате госпошлина в размере 2000 рублей, поэтому с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в указанном размере в федеральный бюджет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтайк обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».
Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц и обязать прекратить действия общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по включению в договор управления многоквартирным домом условий:
о 30 дневном сроке для рассмотрения жалоб собственников жилья;
об оплате за услугу по сбору и вывозу бытовых отходов по количеству пользователей услуг;
об установлении месячного срока на предъявление претензии собственником жилого помещения Управляющей компании со дня, когда он узнал о нарушении своих прав.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц и обязать прекратить действия общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по включению в платежный документ по оплате коммунальных услуг отдельными сроками: размера платы за освещение мест общего пользования, размера платы за сбор и вывоз бытовых отходов, рассчитанные исходя из формулы № приложения № Правил предоставления коммунальных услуг, предусмотренной для расчета платы в жилом помещении.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» довести до сведения потребителей решение суда путем размещения объявления в республиканском средстве массовой информации - газете «Звезда Алтая» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей в федеральный бюджет.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья М.Г. Сапунова
Верно: