решение о защите пенсионных прав



Дело № 2-533/2011Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Новиковой Н.В.,

при секретаре Охрименко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черных ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес>, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации, Федеральной налоговой службе России о защите пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Черных Г.М. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес>, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации о признании права на включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности экономиста Романовского райпотребсоюза и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника районного производственного объединения бытового обслуживания населения, возложении обязанности на ответчиков произвести перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Черных Г.М. была уволена с работы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. По ее обращению в Пенсионный фонд РФ ей была начислена пенсия в размере 6060 руб. С расчетом Черных Г.М. не согласна, поскольку в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет был включен только период работы в налоговых органах. Ссылаясь на Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, истец указывает, что в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды работы по отдельным должностям руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы. Данный период работы не должен превышать пять лет. У истца имеются такие периоды работы, однако они не были учтены при назначении ей пенсии. Черных Г.М. выяснила, что для включения в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы, помимо заявления о назначении пенсии необходимо было написать еще одно заявление о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы. Однако при увольнении Черных Г.М. об этом не было сообщено работниками кадровой службы. ДД.ММ.ГГГГ Черных Г.М. подала заявление в Федеральную налоговую службу о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности экономиста Романовского райпотребсоюза и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника районного производственного объединения бытового обслуживания населения. Документы истца были возвращены в связи с пропуском срока для обращения, установленного Порядком подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В связи с тем, что кадровой службой налогового органа Черных Г.М. не было разъяснено, что необходимо подать еще одно заявление о включении в стаж иных периодов работы, срок для обращения пропущен не по вине Черных Г.М., поэтому ее пенсионные права подлежат защите.

В процессе подготовки дела к судебному разбирательству Черных Г.М. уточнила исковые требования, добавив к числу ответчиков Федеральную налоговою службу России, окончательно указав следующие исковые требования: включить в стаж государственной гражданской службы периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности экономиста Романовского райпотребсоюза, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника <адрес> производственного объединения бытового обслуживания населения для назначения пенсии за выслугу лет, возложить обязанность на Пенсионный фонд Российской Федерации произвести перерасчет размера пенсии с учетом стажа государственной службы и выплатить недовыплаченную сумму пенсии со дня назначения - с ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиками Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>, Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес> представлены письменные возражения по существу предъявленных Черных Г.М. требований, в которых ответчики просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании Черных Г.М. и ее представитель Черников П.И. настаивали на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика УФНС по <адрес> Шевченко Н.Е. возражала против удовлетворения исковых требований, представив дополнительные возражения.

Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России по <адрес> Капарулин Д.Н. оставил разрешение требований Черных Г.М. на усмотрение суда.

Ответчики Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральная налоговая служба России в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 187-ФЗ) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

В редакции указанного Федерального закона, действовавшей на момент увольнения Черных Г.М., кроме перечисленных периодов в стаж для назначения пенсии за выслугу лет включалась работа в государственных должностях федеральных государственных служащих.

В соответствии с п. 15 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшего на момент увольнения Черных Г.М. и ее обращений в ФНС России, в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Аналогичные положения в настоящее время закреплены в п. 20 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании установлено, что Приказом руководителя Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Черных Г.М. была освобождена от должности руководителя Межрайонной ИМНС России по <адрес> и уволена ДД.ММ.ГГГГ по собственной инициативе в связи с выходом на государственную пенсию.

ДД.ММ.ГГГГ Черных Г.М. подала заявление на имя председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Батанова Г.Н. о назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости.

ДД.ММ.ГГГГ Черных Г.М. подано заявление на имя руководителя Федеральной налоговой службы ФИО2 о включении в стаж государственной службы, дающей право на установление пенсии за выслугу лет, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности экономиста Романовского райпотребсоюза, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника бытового обслуживания населения.

ДД.ММ.ГГГГ Черных Г.М. обратилась в УФНС по РА с просьбой сообщить о принятом решении Федеральной налоговой службой Российской Федерации. Черных Г.М. было сообщено, что ее заявление возвращено в Управление федеральной налоговой службы по <адрес> без рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ, поскольку пропущен срок для подачи документов.

ДД.ММ.ГГГГ Черных Г.М. повторно обратилась с заявлением о включении названных периодов работы в стаж государственной гражданской службы необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.

ДД.ММ.ГГГГ документы возвращены без рассмотрения в связи с нарушением срока их подачи.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, а также разъяснения по вопросам применения Постановления о порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, утверждает Минздравсоцразвития РФ.

В силу п. 10 Порядка включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ, в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих могут быть включены иные периоды службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, в совокупности не превышающие 5 лет, на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации.

Решение Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации принимается по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы, оформленному не позднее двухмесячного срока со дня увольнения работника центрального аппарата федерального государственного органа и не позднее трехмесячного срока со дня увольнения работника территориального органа федерального органа исполнительной власти.

Представление руководителя федерального государственного органа о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы) оформляется на основании заявления федерального государственного служащего, имеющего на момент подачи заявления право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), поданного одновременно с его увольнением.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена подача отдельного заявления государственным гражданским служащим о включении в стаж работы иных периодов работы, а также установлено, что такое заявление должно быть подано одновременно с увольнением государственного гражданского служащего.

Заявление подается именно с просьбой рассмотреть вопрос о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, а не о назначении пенсии, поэтому несостоятельны ссылки истца на то, что согласно п. 3 Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ ДД.ММ.ГГГГ , государственный служащий имеет право в любое время после возникновения права на назначение трудовой пенсии подать заявление о назначении пенсии за выслугу лет.

Как следует из материалов дела, заявление о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности экономиста Романовского райпотребсоюза и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника районного производственного объединения бытового обслуживания населения, одновременно с увольнением и с заявлением о назначении пенсии, истица не подавала. Такое заявление было ею подано лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем через три месяца, после подачи заявления о назначении пенсии. В последующем, истица только в апреле 2010 года обратилась в Управление ФНС по РА за предоставлением информации о результатах рассмотрения ее заявления. Повторное заявление подано Черных Г.М. вообще в мае 2010 года, то есть почти через три года после увольнения.

Таким образом, Черных Г.М. с указанным заявлением своевременно, то есть в установленный законодательством срок, не обратилась, а в восстановлении пропущенного срока для обращения Черных Г.М. отказано вступившим в законную силу решением Турачакского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим уполномоченными государственными органами не мог разрешаться вопрос о включении иных периодов работы в стаж государственной службы Черных Г.М. для назначения пенсии, а, следовательно, он не может разрешаться в настоящее время и судом.

Доводы Черных Г.М. о том, что она полагала, что подала необходимое заявление при обращении за пенсией за выслугу лет, не могут быть приняты судом. В Приложении к Правилам обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ , в приложении к заявлению о назначении пенсии за выслугу лет указан подлинник решения о зачете в стаж государственной службы иных периодов работы (службы). У Черных Г.М. такого документа к заявлению не было приложено.

Кроме того, заявление о назначении пенсии было адресовано руководителю Пенсионного фонда России, в чью компетенцию не входит разрешение вопросов о включении иных периодов работы в стаж государственного гражданского служащего, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.

В связи с этим суд полагает, что Черных Г.М. не только своевременно не обращалась с вопросом о включении иных периодов работы в стаж государственного служащего, но и не могла полагать, что поданное заявление о назначении пенсии будет являться основанием для решения этого вопроса.

Доводы истца о незнании действующего законодательства по вопросу назначения пенсии не имеют юридического значения, поэтому не принимаются судом.

Также суд не усматривает вины кадровой службы налогового органа, на наличие которой указано Черных Г.М. В силу п. 6 указанных выше Правил при принятии заявления о назначении пенсии работник налогового органа проверяет правильность оформления заявления и представленные документы, истребует дополнительные документы, необходимые для назначения пенсии за выслугу лет, оказывает содействие в получении недостающих документов для назначения пенсии за выслугу лет. Включение иных периодов в стаж государственной гражданской службы осуществляется на основании волеизъявления государственного служащего, а не в обязательном порядке. Черных Г.М. при подаче заявления о назначении пенсии не выразила желание на рассмотрение вопроса о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы. Обязанность же разъяснять возможность подачи такого заявления на работников кадрового подразделения не возложена приведенными положениями Правил либо иными нормативными правовыми актами. Необходимость истребования каких-либо дополнительных документов по поданному истцом заявлению о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ не имелось, ошибок в оформлении документов Черных Г.М. не усматривалось. Следовательно, нарушений обязанностей со стороны работников кадровой службы не было допущено.

Работодатель по собственной инициативе не обязан и не может выбрать из всех периодов, предшествующих работе Черных Г.М. в МИФНС по РА, те периоды, которые помогли ей в работе на государственной службе. Именно самой Черных Г.М. должны были быть указаны должности и периоды работы, знания и опыт которых, по ее мнению, пригодились при осуществлении трудовой деятельности на государственной службе, о чем подается заявление для рассмотрения вопроса о включении этих периодов в стаж работы. Поэтому доводы истца о том, что ее права нарушены налоговыми органами, своевременно не направившими документы для разрешения вопроса о включении иных периодов в стаж ее государственной гражданской службы, являются необоснованными.

Из приведенных выше положений законодательства следует, что государственный служащий, полагающий, что в его трудовой деятельности имели место периоды работы, знания и опыт на которых были необходимы при замещении должности федеральной государственной службы, подает соответствующее заявление, ходатайствуя о рассмотрении возможности их включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии. Однако, подача такого заявления не означает, что указанные периоды обязательно будут включены в стаж. Принятие решения осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Минфином РФ, является правом, а не обязанностью этих органов. В данном случае вопрос о включении иных периодов работы в стаж Черных Г.М. указанными органами вообще не рассматривался в связи с нарушением установленного порядка обращения Черных Г.М. и, как следствие, несвоевременным направлением представления о включении определенных периодов работы в стаж работы Черных Г.М. бывшим работодателем истца. Суд же не имеет права в своей деятельности подменять указанные органы власти, рассматривать по своему усмотрению входящие в их исключительную компетенцию вопросы о включении в стаж работы Черных Г.М. периодов работы, не связанных с прохождением государственной гражданской службы.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования Черных Г.М. о включении в стаж государственной гражданской службы периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности экономиста Романовского райпотребсоюза, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника <адрес> производственного объединения бытового обслуживания наседания для назначения пенсии за выслугу лет, и, следовательно, вытекающее из этого требование о возложении обязанности на Пенсионный фонд Российской Федерации произвести перерасчет размера пенсии с учетом стажа государственной гражданской службы и выплатить недовыплаченную сумму пенсии со дня ее назначения - с ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Черных ФИО1 о возложении обязанности на Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>, Федеральную налоговую службу России, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации включить в стаж государственной гражданской службы Черных ФИО1 периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности экономиста Романовского райпотребсоюза, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника <адрес> производственного объединения бытового обслуживания наседания для назначения пенсии за выслугу лет, возложении обязанности на Пенсионный фонд Российской Федерации произвести перерасчет размера пенсии с учетом стажа государственной гражданской службы и выплатить недовыплаченную сумму пенсии со дня ее назначения - с ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Горно-Алтайский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                                              Н.В. Новикова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.