03 июня 2011 года г. Горно-Алтайск Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Новиковой Н.В., при секретаре Смирновой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Горно-Алтайска о признании недействующим постановления Комитета по тарифам Республики Алтай № 23/3 от 31 декабря 2010 года «Об установлении тарифа на теплоэнергию, отпускаемую газовой котельной № 1 МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» на 2011 год», У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Горно-Алтайска обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Комитета по тарифам Республики Алтай № 23/3 от 31 декабря 2010 года «Об установлении тарифа на теплоэнергию, отпускаемую газовой котельной № 1 МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» на 2011 год». В обоснование требований указал, что данным постановлением для газовой котельной установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей. Распоряжением мэра г. Горно-Алтайска от 29 сентября 2010 года № 1343-р «О реорганизации муниципальных унитарных предприятий» предусматривалось проведение реорганизации МУП «Тепло» путем присоединения к МУП «Горно-Алтайское ЖКХ». Однако впоследствии данное распоряжение было отменено и процедура реорганизации МУП «Тепло» прекращена. В декабре 2010 года МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» обратилось с заявлением в Комитет по тарифам Республики Алтай об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2011 год и тарифа на услуги по передаче тепловой энергии теплоносителя на 2011 год, в том числе и в отношении котельной № 1, принадлежащей МУП «Тепло». Комитетом по тарифам Республики Алтай тарифы были установлены - вынесено Постановление № 23/3 от 31 декабря 2010 года. МУП «Тепло» с заявлением об установлении тарифов в Комитет по тарифам РА не обращалось. Директор МУП «Тепло» Акпашев В.П., одновременно исполняющий обязанности директора МУП «Горно-Алтайское ЖКХ», обратился в Комитет по тарифам Республики Алтай только от имени МУП «Горно-Алтайское ЖКХ», впоследствии ходатайствовал перед администрацией г. Горно-Алтайска о передаче из хозяйственного ведения МУП «Тепло» в МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» имущества, в том числе и котельной № 1, мотивируя тем, что у МУП «Тепло» отсутствуют установленные тарифы на тепло- и горячее водоснабжение. 03 марта 2011 года прокурором г. Горно-Алтайска принесен протест на оспариваемое постановление Комитета по тарифам Республики Алтай. По сообщению председателя Комитета по тарифам Республики Алтай МУП «Тепло» направлено письмо о предоставлении материалов и заявления для установления тарифа, однако до настоящего времени МУП «Тепло» в Комитет по тарифам Республики Алтай не обратилось ввиду несогласия с этим администрации города. С потребителей коммунальных услуг в 2011 году взимается плата за услуги, оказываемые МУП «Тепло» по тарифам, утвержденным для МУП «Горно-Алтайское ЖКХ», что является незаконным. В судебном заседании помощник прокурора г. Горно-Алтайска Юркина Ю.Ю. настаивала на удовлетворении требований, пояснила, что газовая котельная № 1 никогда не находилась в хозяйственном ведении МУП «Горно-Алтайское ЖКХ», в связи с чем установление тарифов для МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» на тепловую энергию, отпускаемую котельной № 1, незаконно, противоречит ст. 8 Федерального закона «О теплоснабжении». Прокурором также представлено заявление об изменении требований, в котором он просит признать недействующим оспариваемое постановление на дату вынесения решения суда. Представители Комитета по тарифам Республики Алтай Апасов А.А. и Ашмарина Е.В. возражали против удовлетворения требований прокурора, так как МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» были представлены все необходимые документы для установления тарифов, в том числе на газовую котельную № 1. Об отмене распоряжения администрации г. Горно-Алтайска о реорганизации МУП «Тепло» Комитету при принятии решения об установлении тарифа для котельной № 1 не было известно. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно установленных ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» понятий, используемых в целях его реализации, теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (п. 11). Согласно подп. 6 п. 1 ст. 3 данного Федерального закона общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе и обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала. В соответствии с подп. 4, 6 п. 1, п. 3 ст. 8 Федерального закона «О теплоснабжении» регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: - тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; - тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Таким образом, из анализа указанных положений закона следует, что тарифы на тепловую энергию должны быть экономически обоснованными и устанавливаются для конкретной теплоснабжающей организации. Данные выводы не оспариваются участниками судебного разбирательства, что следует из их пояснений. При рассмотрении дела установлено, что Комитетом по тарифам Республики Алтай на основании заявления МУП «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» от 24 декабря 2010 года об установлении тарифа на производство и передачу тепловой энергии на 2011 год принято постановление № 23/3 от 31 декабря 2010 года «Об установлении тарифа на теплоэнергию, отпускаемую газовой котельной № 1 МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» на 2011 год». Пунктами 1 и 2 постановления установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей. Сообщение о размере утвержденных тарифов опубликовано в республиканской газете «Звезда Алтая» от 13 января 2011 года №№ 2-5. Между тем, из материалов дела следует, что газовая котельная № 1 состоит на балансе МУП «Тепло», построена самостоятельно данным предприятием за счет кредитных средств, что подтверждается справкой МУП «Тепло», выпиской из баланса и оборотно-сальдовой ведомостью (л.д. 55, 69-76). В результате эксплуатации данной котельной МУП «Тепло» поставляет тепловую энергию населению и организациям в г. Горно-Алтайске. На балансе МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» котельная № 1 не состояла и не состоит. Доказательств обратного в материалах дела не имеется, указанные факты кем-либо из участников процесса не ставятся под сомнение. На основании изложенного в силу приведенных положений Федерального закона «О теплоснабжении» МУП «Горно-Алтайское ЖКХ», не являясь собственником котельной № 1, не осуществляя полномочия собственника в отношении указанной котельной на основании права хозяйственного ведения или оперативного управления, закрепленного в установленном порядке, не является теплоснабжающей организацией относительно котельной № 1, не оказывает услуги по производству и передаче тепловой энергии посредством указанной котельной потребителям. В связи с этим тарифы на тепловую энергию не могли быть установлены для этого предприятия, поэтому оспариваемое постановление не может являться законным, поскольку противоречит имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту - Федеральному закону «О теплоснабжении». Более того, представитель Комитета по тарифам Республики Алтай Ашмарина Е.В. пояснила, что утвержденные тарифы для МУП «Горно-Алтайского ЖКХ» не покрывают расходов МУП «Тепло» на производство тепловой энергии, поскольку при подсчете тарифов не были учтены количество рабочих и иные показатели, которые принимаются во внимание при расчетах тарифа. Следовательно, оспариваемые тарифы не отвечают требованиям закона об их экономической обоснованности. Доводы представителей Комитета по тарифам Республики Алтай относительно того, что принадлежность котельной № 1 МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» на момент рассмотрения заявки было подтверждено заявителем представлением акта о приемке-передаче основных средств газовой котельной от МУП «Тепло» к МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» от 30 ноября 2010 года являются несостоятельными, поскольку основанием для возникновения права хозяйственного ведения (или иного вещного права) на указанную котельную у МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» должен являться акт органа местного самоуправления о закреплении имущества, находящегося в муниципальной собственности, за предприятием, а не акт приема-передачи котельной. В представленном Комитетом по тарифам Республики Алтай акте отсутствует указание на то, что перечисленное в нем имущество передано на основании договора, распоряжения администрации или по иным основаниям, не указан период, на который передано имущество. В связи с этим суд полагает, что у Комитета по тарифам Республики Алтай не было достаточных оснований полагать, что документы на установление тарифа для котельной № 1 поданы использующей ее теплоснабжающей организацией. Ссылка представителей Комитета по тарифам Республики Алтай на то, что им стало известно об отмене распоряжения администрации города Горно-Алтайска от 29 сентября 2010 года № 1343-р «О реорганизации муниципальных унитарных предприятий» путем присоединения МУП «Тепло» к МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» после утверждения тарифов для газовой котельной № 1, не может являться доказательством законности принятого постановления, поскольку Комитет по тарифам Республики Алтай должен был в соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, на заседании коллегиального органа проверить обоснованность заявления, поданного теплоснабжающей организацией, то есть в том числе саму возможность утверждения тарифов для обратившейся организации. Отсутствие надлежащего обращения с предусмотренными законом документами МУП «Тепло» за установлением тарифа также не может являться доказательством законности утверждения тарифов для иной организации, хотя и не являющейся теплоснабжающей применительно к котельной № 1, но обратившейся с необходимыми расчетами. Довод о том, что в случае признания недействующим оспариваемого акта будет отсутствовать утвержденный тариф для расчетов с населением и организациями за предоставленную тепловую энергию, в силу закона не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку невозможность применения признанного судом недействующим нормативного акта является последствием разрешения любого дела в порядке гл. 24 ГПК РФ (ч. 3 ст. 253 ГПК РФ). Указания представителей Комитета по тарифам Республики Алтай на нецелесообразность отмены тарифов из-за принятия распоряжения администрации г. Горно-Алтайска от 23 марта 2011 года № 360-р о ликвидации МУП «Тепло» не могут являться законными основаниями для отказа в удовлетворении требований прокурора. По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора г. Горно-Алтайска подлежит удовлетворению. Поскольку фактически прокурор оспаривает только установление тарифов для котельной № 1 МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» (пункты 1 и 2 постановления), отмену тарифов, действовавших на других предприятиях в 2010 году не просит признать незаконными по каким-либо основаниям (пункт 3 постановления), суд принимает решение исходя из фактически заявленных требований и признает недействующими пункты 1 и 2 постановления Комитета по тарифам Республики Алтай № 23/3 от 31 декабря 2010 года «Об установлении тарифа на теплоэнергию, отпускаемую газовой котельной № 1 МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» на 2011 год». Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. Принимая во внимание, что на основании оспариваемого акта длительное время производилась оплата тепловой энергии, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления настоящего решения в законную силу. После вступления решения в силу сообщение о нем подлежит опубликованию в республиканской газете «Звезда Алтая», где было размещено сообщение об утверждении тарифов. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 1 и 2 постановления Комитета по тарифам Республики Алтай № 23/3 от 31 декабря 2010 года «Об установлении тарифа на теплоэнергию, отпускаемую газовой котельной № 1 МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» на 2011 год». Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Звезда Алтая». Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Н.В. Новикова Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2011 года.