о признании действия незаконными и обязании уменьшить размер оплаты за электроэнергию (не обжаловалось)



Дело № 2- 825/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2011 года                                                                              г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего            Сусловой И.Д.,

при секретаре                       Чеконовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о признании противоправными действий по начислению платы неопределенному кругу потребителей за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы № 9 п.3 приложения к Постановлению Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, понуждении ответчика уменьшить размер оплаты за электроэнергию путем исключения из платежных документов составляющей - электропотребление в местах общего пользования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о признании противоправными действий по начислению платы неопределенному кругу потребителей за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы № 9 п.3 приложения №2 к Постановлению Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, понуждении ответчика уменьшить размер оплаты за электроэнергию путем исключения из платежных документов составляющей - электропотребление в местах общего пользования. Заявленные требования мотивированы тем, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение ФИО2, обжалуемого действия ООО «<данные изъяты>» по вопросу незаконного включения в квитанцию на оплату коммунальных услуг суммы за потребляемую электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома. Обосновывая требования ст. 544 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ, п.п. «а», п.п. «б» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491, прокурор просит признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия ООО «<данные изъяты>» по начислению платы неопределенному кругу потребителей за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы № 9 п.3 приложения №2 к Постановлению Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, обязать ООО «<данные изъяты>» уменьшить размер оплаты за электроэнергию путем исключения из платежных документов составляющей - электропотребление в местах общего пользования.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «<данные изъяты> ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что прокурор не доказал, что ООО «<данные изъяты>» отдельной строкой осуществляет начисления по оплате за электроэнергию мест общего пользования. В приложенных к материалам дела счетах-квитанциях отсутствует строка электроэнергия мест общего пользования. При этом, согласно разъяснениям Министерства регионального развития, освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для передачи электроэнергии в местах общего пользования и обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг. Плата за освещение мест общего пользования отдельной строкой в ООО «<данные изъяты>» с потребителей коммунальных услуг так же не взимается. Граждане (потребители) оплачивают размер платы за электрическую энергию, определенный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, разделенный на две составляющих: строка указывающая на объем (размер) электрической энергии, учтенный индивидуальным прибором учета, и объем (размер) разницы, возникающей при определении общего размера с размером по счетчику. Иного порядка определения размера платы за электрическую энергию, потребленную гражданами, на территории Российской Федерации не предусмотрено. В связи с чем, требования прокурора противоречат ст. 154, 157 ЖК РФ и Постановлению Правительства РФ №307 от23.05.2006г.«Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам».

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по РА ФИО4 с заявленными требованиями согласна, поддержала их, пояснив, что ответчиком нарушены права потребителей - неопределенного круга лиц, доводы прокурора обоснованы.

Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица и допросив свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Согласно ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями закона.

Размер платы за наем и пользование жильем, за содержание и ремонт определяется исходя из занимаемой площади жилого помещения.

ООО «<данные изъяты>» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц, что подтверждается копией свидетельства, выпиской из ЕГРЮЛ. В соответствии с Уставом данное общество в числе прочих видов осуществляет следующие виды деятельности: распределение электроэнергии, управление эксплуатацией жилого фонда.

В судебном заседании установлено, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение ФИО2, обжалуемого действия ООО «<данные изъяты>» по вопросу незаконного включения в квитанцию на оплату коммунальных услуг сумму за потребляемую электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома. Кроме того, Управлением Роспотребнадзора по РА по поручению прокуратуры <адрес> была проведена проверка деятельности ООО «<данные изъяты>», по результатам которой было установлено, что ООО «<данные изъяты>» в нарушение ст. 156 ЖК РФ и пункта 11 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 освещение мест общего пользования указано в квитанции отдельной строкой, хотя являются составными частями деятельности по содержанию жилья, определяются как одна величина и рассчитываются исходя из занимаемой площади. По результатам проверки составлен акт, протокол об административном правонарушении, возбуждено дело об административном правонарушении и по результатам его рассмотрения вынесено постановление, назначено наказание в виде штрафа. Ответчик данное постановление обжаловал, однако все судебные инстанции оставили постановление без изменения.

Суд оценил доводы сторон, касающиеся начисления платы за освещение мест общего пользования по формуле 9, предусмотренной п.п1 п.3 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг и считает обоснованными доводы прокурора и представителя третьего лица.

Судом установлено, что при расчете электроэнергии в местах общего пользования управляющая компания применяет пункт 23 Правил предоставления коммунальных услуг, который предусматривает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и общими приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим правилам, то есть по формуле № 9.

В соответствии с названной нормой при оборудовании многоквартирного дома коллективными приборами учета и отдельных или всех помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется по формуле, указанной в п. 3, анализ которого позволяет сделать вывод о том, что данная формула применяется для расчета платы в жилом помещении. Понятие мест общего пользования дано в разделе 3 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года. Места общего пользования не относятся к жилым помещениям. Следовательно, применение формулы № 9 при расчете оплаты электроэнергии в местах общего пользования является неправомерным.

В связи с изложенным суд делает вывод о том, что действия ООО «<данные изъяты>» незаконны.

Суд согласился с доводами прокурора о том, что согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. и Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006г., услуги по освещению мест общего пользования многоквартирного дома относится к услугам по содержанию общего имущества - жилищным, а не коммунальным услугам и определяются исходя из занимаемой общей площади и не должны зависеть от приборов учета.

Коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электро и газоснабжению и отплению, обеспечивающая комфортные условия проживания в жилых помещениях, в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства № 307 от 23 мая 2006 года.

Согласно п.п. «а», п.п.»б» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006г., помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживание более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование включается в состав общего имущества. Освещение помещений общего пользования относится к содержанию общего имущества многоквартирного дома.

В суде установлено, что ООО «<данные изъяты>» применяет п.23 Правил, согласно которому, при оборудовании многоквартирного дома коллективным приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета для холодного водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения рассчитывается в соответствии с п.п. 1 п.3 приложения № 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307. В соответствии с постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. №107 к местам общего пользования относятся лестничные площадки, чердаки, подвалы и технические подполья. Следовательно, применение данной нормы при начислении платы за электроэнергию неправомерно.

Доводы представителя ответчика, приведенные в возражениях, о том, что прокурор не доказал, что ООО «<данные изъяты>» отдельной строкой осуществляет начисления по оплате за электроэнергию мест общего пользования, и что плата за освещение мест общего пользования отдельной строкой в ООО «<данные изъяты>» с потребителей коммунальных услуг не взимается, в суде не нашли подтверждения, опровергаются представленными квитанциями за март 2010 года, показаниями свидетеля ФИО5

Представленная ответчиком в качестве доказательства в судебном заседании квитанция за февраль 2011 года также содержит указание отдельной строкой на количество потребленной энергии в местах общего пользования, которая включается в расчет потребителю ФИО5 Другие доказательства, а также расчет, свидетельствующий о законности начисления оплаты за электроэнергию, ответчиком не представлен, следовательно, доводы прокурора ответчиком не опровергнуты.

ООО «<данные изъяты>» является управляющей компанией нескольких многоквартирных домов, в которых проживают как собственники, так и наниматели по договорам коммерческого и социального найма, определить круг лиц, которым осуществляется расчет услуг на электроэнергию мест общего пользования, не представляется возможным.

           Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределенного круга лиц.

           Следовательно, прокурором заявлены требования в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - как собственников, так и нанимателей многоквартирного дома.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным                                         бюджетным законодательством.

           В соответствии с п.п.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ при подаче иска неимущественного характера, учитывая, что иск подан в интересах физических лиц, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей в доход государства.

           Руководствуясь ст. ст. 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

                                                                         РЕШИЛ:

Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия ООО «<данные изъяты>» по начислению платы неопределенному кругу потребителей за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы № 9 п.3 приложения №2 к Постановлению Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, обязать ООО «<данные изъяты>» уменьшить размер оплаты за электроэнергию путем исключения из платежных документов составляющей - электропотребление в местах общего пользования.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» государственную пошлину в размере 200 рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.

Судья                                                                       И.Д. Суслова

Решение в окончательной форме принято 27 апреля 2011 года.

          Судья                                                      И.Д. Суслова