о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения



Дело № 2-1080/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 года                                                                                                   г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Новиковой Н.В.,

при секретаре Охрименко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юнчакова ФИО1 к администрации <адрес> о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Юнчаков В.С. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о предоставлении жилищной субсидии. С учетом уточнения требований просил возложить обязанность на администрацию <адрес> перечислить денежные средства в размере <данные изъяты> руб. на расчетный счет Басаргиной А.А. - продавца половины жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>. Разрешение вопроса о том, за счет каких средств будет исполнять решение суда ответчик, истец оставил на усмотрение суда.

В обоснование требований истец указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ имеет статус ребенка-сироты. После смерти родителей он и его брат воспитывались в Манжерокском детском доме, а в ДД.ММ.ГГГГ были определены в ГОУ <адрес> «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». После окончания школы-интерната с ДД.ММ.ГГГГ обучался в Горно-Алтайском государственном университете, находился на полном государственном обеспечении, ему было предоставлено место в общежитии. В связи с отсутствием закрепленного за истцом на праве собственности жилья, как ребенок-сирота ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом же году поступил в ряды Вооруженных сил РФ для прохождения службы в армии. После службы восстановился в университете и в ДД.ММ.ГГГГ получил высшее образование. Поскольку Юнчаков В.С. имеет право на внеочередное обеспечение жильем, гарантированное Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <адрес> с соответствующим заявлением, на которое ответчиком направлено сообщение о том, что вопрос о предоставлении жилого помещения будет рассмотрен в будущем, поскольку не подошла очередь на получение жилья, что Юнчаков В.С. расценил как отказ в предоставлении жилья вне очереди. На сегодняшний день, ввиду отсутствия собственной жилой площади, вынужден с семьей постоянно искать съемное жилье. Семье истца требуется улучшение жилищных условий, возможности приобрести жилье в собственность нет. Полагает, что незаконными действиями администрации <адрес> нарушены его права и законные интересы, закрепленные законодательством Российской Федерации, в связи с чем для защиты своих прав вынужден обратиться в суд.

В период рассмотрения дела истец заключил договор купли-продажи жилого помещения с Басаргиной А.А., обратился с заявлением о предоставлении ему субсидии на приобретение жилья, однако и в предоставлении субсидии было отказано.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Министерство финансов <адрес>, затем определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Министерство было привлечено в качестве соответчика.

В судебном заседании истец Юнчаков В.С. настаивал на удовлетворении исковых требований. Пояснил, что требований к Министерству финансов <адрес> он не предъявляет, полагает, что надлежащим ответчиком по делу является именно администрация <адрес>, которая наделена полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот, отсутствие денежных средств, необходимых для этого, не может являться основанием для отказа в обеспечении его жильем.

    Представитель ответчика администрации <адрес> Тузиков А.Г. возражал против удовлетворения исковых требований.

    Представитель соответчика Министерства финансов <адрес> Тупикин В.В. просил отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При рассмотрении дела судом установлено и не оспаривалось участниками процесса, что Юнчаков В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, поскольку его родители Юнчаков С.Д. и Юнчакова Э.К. умерли, когда Юнчакову В.С. не было 18 лет. Юнчаков В.С. находился на полном государственном обеспечении, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником ГОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова», проходил военную службу, окончил ГОУ ВПО «<адрес> государственный университет» ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждаются справкой школы-интернат от ДД.ММ.ГГГГ , военным билетом , дипломом ГАГУ, свидетельствами о смерти I-ИЛ и I-ИЛ .

С ДД.ММ.ГГГГ (т.е. до достижения 23-летнего возраста) Юнчаков В.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что следует из письма администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , справки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что в настоящее время Юнчаков В.С. имеет право на внеочередное обеспечение жильем, о чем он обоснованно указывает в исковом заявлении.

С целью реализации указанного права истец дважды обращался в администрацию <адрес> с заявлениями: сначала о предоставлении жилого помещения, затем субсидии на приобретение жилья, однако в их удовлетворении было отказано, в связи с чем Юнчаков В.С. полагает, что его права подлежат судебной защите.

Законом <адрес> от 15 июня 2006 года № 28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю» полномочия по обеспечению указанной категории граждан жильем на неограниченный срок переданы органам местного самоуправления, в том числе муниципального образования «Город <адрес>» (ст. 1, 2, 3).

Статьями 4 и 6 данного Закона, п. 29 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства <адрес> от 29 декабря 2006 года № 316 (далее по тексту – Положение) предусмотрено, что переданные государственные полномочия осуществляются за счет предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета <адрес> субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Ежегодно Законами <адрес> о бюджете на очередной финансовый год предусматривается такое финансирование. Предусмотрено оно и на ДД.ММ.ГГГГ. Каким-либо иным субъектам (органам власти либо местного самоуправления, организациям) в <адрес> денежные средства на обеспечение жильем детей-сирот не предусматриваются. Исполнение названных государственных полномочий в 2011 году с органов местного самоуправления не снято федеральным законом или законом <адрес>, как это предусмотрено ст. 9 Закона <адрес> от 15 июня 2006 года № 28-РЗ. Напротив, из информации, предоставленной администрацией <адрес> следует, что в ДД.ММ.ГГГГ помимо предусмотренных республиканским бюджетом денежных средств производилось дополнительное выделение необходимого для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями финансирования. Представитель Министерства финансов <адрес> в судебном заседании также пояснил, что при предоставлении решения суда о предоставлении субсидии и сведений о возбуждении исполнительного производства, необходимые для исполнения судебного акта денежные средства предоставляются Министерством.

Изложенные обстоятельства в их совокупности позволяют суду сделать вывод о том, что Юнчаковым В.С. иск предъявлен к надлежащему ответчику – администрации <адрес>, а само по себе отсутствие необходимых для исполнения решения суда денежных средств именно на момент разрешения дела не может являться основанием к отказу в иске. Кроме того, последнее обстоятельство не подтверждается доказательствами, хотя суд предлагал администрации <адрес> их представить.

Такое толкование закона подтверждается и утвержденным Верховным Судом РФ Обзором практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокурора в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Во исполнение Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также названного Закона <адрес> от 15 июня 2006 года № 28-РЗ на уровне субъекта Российской Федерации Постановлением Правительства <адрес> от 29 декабря 2006 года № 316 утверждено Положение.

Пунктами 2 и 3 Положения предусмотрено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем: предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья (далее - жилищная субсидия); предоставления жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство предусматривает внеочередное предоставление детям-сиротам субсидии на приобретение жилья. С таким толкованием норм материального права согласился и представитель ответчика – администрации <адрес> Тузиков А.Г. при рассмотрении настоящего дела.

В связи с этим суд полагает, что Юнчаков В.С. имеет право на внеочередное получение субсидии на приобретение жилья при условии соблюдения установленного порядка обращения за ее получением.

Такой порядок установлен разделом II и п. 7 Положения. Так, предусмотрено обращение гражданина с личным заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении субсидии с установленными в п. 7 Положения документами, а также с договором купли-продажи жилого помещения, которое должно соответствовать санитарным, техническим требованиям и степени благоустройства применительно к условиям <адрес>.

Соблюдение предусмотренного Положением порядка проверено судом при рассмотрении настоящего спора и установлено, что со всеми необходимыми документами и заявлением о предоставлении субсидии Юнчаков В.С. обратился в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, им был предоставлен договор купли-продажи жилого помещения по <адрес> в <адрес>, заключенный с продавцом Басаргиной А.А. ДД.ММ.ГГГГ, причем от продавца имеется заявление о перечислении на ее счет денежных средств в счет приобретенного Юнчаковым В.С. жилья, стоимостью <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. – стоимость жилья и <данные изъяты> руб. – стоимость земельного участка). Испрашиваемый Юнчаковым В.С. размер субсидии на приобретение жилья – 1023000 руб. определен им правильно в соответствии с Положением, Постановлением администрации <адрес> от 21 марта 2006 года № 22 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма», Приказом Минрегионразвития <адрес> от 5 апреля 2011 года № 118-Д «О расчете средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ».

Представитель администрации <адрес> Тузиков А.Г. пояснил, что истцом поданы все необходимые документы, приобретение указанного в договоре жилого помещения возможно в соответствии с законом, однако Юнчакову В.С. отказано в предоставлении субсидии ввиду отсутствия в настоящее время необходимых для этого денежных средств, так как номер истца в списке детей-сирот – .

Поскольку порядок обращения за предоставлением субсидии Юнчаковым В.С. соблюден, истец имеет право на получение субсидии вне очереди, реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от отсутствия либо наличия необходимых для этого денежных средства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

С учетом всех изложенных обстоятельств дела и приведенных положений действующего законодательства суд удовлетворяет исковые требования Юнчакова В.С. к администрации <адрес> о возложении обязанности на администрацию <адрес> перечислить денежные средства в размере <данные изъяты> руб. за счет субвенций, выделенных бюджету городского округа «Город Горно-Алтайск» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на расчетный счет продавца жилого помещения, расположенного по <адрес>, Басаргиной А.А. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном Постановлением Правительства <адрес> от 29 декабря 2006 года № 316 «Об утверждении положений о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа».

Так как требований к Министерству финансов <адрес> истцом не было предъявлено, суд не может указать в решение на отказ в удовлетворении иска к данному соответчику, привлеченному по собственной инициативе.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Юнчакова ФИО1 к администрации <адрес> о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию <адрес> перечислить денежные средства в размере <данные изъяты> рублей за счет субвенций, выделенных бюджету городского округа «Город Горно-Алтайск» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на расчетный счет продавца жилого помещения, расположенного по <адрес>, Басаргиной ФИО2 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном Постановлением Правительства <адрес> от 29 декабря 2006 года № 316 «Об утверждении положений о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Горно-Алтайский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                                              Н.В. Новикова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.