о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1457/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2011 года                                                                                                   г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Новиковой Н.В.,

при секретаре Охрименко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логинова ФИО1 к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Логинов И.В. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма не менее установленной нормы.

В обоснование требований истец указывает, что он является лицом, оставшимся без попечения родителей, <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ Логинов И.В. обращался в администрацию <адрес> с просьбой о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время номер его очереди . Так как Логинов И.В. ранее не был обеспечен жильем, полагает, что администрацией <адрес> в соответствии с действующим законодательством должно быть предоставлено жилое помещение не менее установленной законодательством нормы по договору социального найма.

При рассмотрении дела истец Логинов И.В. уточнил требования, просил возложить обязанность на администрацию <адрес> представить вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма в размере не ниже установленных социальных норм в <адрес> в районе «Ткацкой фабрики» за счет бюджета <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов <адрес>.

    В судебном заседании Логинов И.В. настаивал на удовлетворении исковых требований.

    Представитель ответчика Администрации <адрес> Тузиков А.Г. просил отказать в иске в связи с отсутствием жилого помещения, которое может быть предоставлено Логинову И.В.

    Представитель третьего лица Министерства финансов <адрес>, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью на условиях договора социального найма не ниже установленных социальных норм.

При рассмотрении дела судом установлено и не оспаривалось участниками процесса, что Логинов И.В. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты>. Данные обстоятельства подтверждаются копией вступившего в законную силу решения <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, не оспариваются участниками процесса.

<данные изъяты>

Согласно справкам Комитета об образовании администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, МУ «Управление образования» администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Логинов И.В. не имеет закрепленной жилой площади.

На основании представленных в соответствии с требованиями закона документов решением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Логинов И.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на ДД.ММ.ГГГГ номер его очереди . В подтверждение этого представлено распоряжение администрации <адрес>, а также справка жилищной комиссии.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что Логинов И.В. в настоящее время имеет право на получение вне очереди жилого помещения, что не оспаривается и представителем ответчика Тузиковым А.Г. Вместе с тем, на заявление Логинова И.В. о предоставлении ему жилого помещения администраций представлен письменный отказ ДД.ММ.ГГГГ, мотивированный недостаточностью имеющихся денежных средств.

Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю» полномочия по обеспечению указанной категории граждан жильем на неограниченный срок переданы органам местного самоуправления, в том числе муниципального образования «Город <адрес>» (ст. 1, 2, 3).

Статьями 4 и 6 данного Закона, п. 29 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Положение) предусмотрено, что переданные государственные полномочия осуществляются за счет предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета <адрес> субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Ежегодно Законами <адрес> о бюджете на очередной финансовый год предусматривается такое финансирование. Предусмотрено оно и на ДД.ММ.ГГГГ. Каким-либо иным субъектам (органам власти либо местного самоуправления, организациям) в <адрес> денежные средства на обеспечение жильем детей-сирот не предусматриваются. Исполнение названных государственных полномочий в ДД.ММ.ГГГГ с органов местного самоуправления не снято федеральным законом или законом <адрес>, как это предусмотрено ст. 9 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ.

Кроме того, п.п. 24, 27 и 28 Положения предусматривают, что при отсутствии муниципального жилищного фонда, предназначенного для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма, денежные средства, выделенные в качестве субвенций из республиканского бюджета <адрес> на эти цели, могут быть использованы органами местного самоуправления на строительство муниципального жилищного фонда для указанной категории граждан. Жилые помещения, построенные органами местного самоуправления за счет субвенций, выделенных из республиканского бюджета <адрес>, в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями являются муниципальной собственностью соответствующего муниципального образования.

Муниципальное образование осуществляет деятельность по организации строительства жилья для детей-сирот по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.

Органы местного самоуправления при высвобождении жилого помещения, приобретенного за счет субвенций республиканского бюджета и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют его той же категории граждан.

Изложенные обстоятельства в их совокупности позволяют суду сделать вывод о том, что Логиновым И.В. иск предъявлен к надлежащему ответчику – администрации <адрес>, а само по себе отсутствие необходимых для исполнения решения суда денежных средств и жилых помещений именно на момент разрешения дела не может являться основанием к отказу в иске.

Такое толкование закона подтверждается и утвержденным Верховным Судом РФ Обзором практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокурора в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Кроме того, отсутствие жилых помещений и денежных средств для исполнения обязанности по обеспечению Логинова И.В. жильем не подтверждено какими-либо доказательствами.

Следовательно, обеспечить Логинова И.В. жилым помещением обязана администрация <адрес> за счет субвенций, выделенных бюджету городского округа «Город <адрес>» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Во исполнение Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также названного Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ на уровне субъекта Российской Федерации Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение.

Пунктами 23-25 Положения предусмотрено, что дети-сироты могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма жилого помещения.

Жилое помещение детям-сиротам предоставляется из муниципального жилищного фонда в соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ.

Обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с Положением осуществляется органами местного самоуправления районов и городского округа <адрес> в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Предоставляемое жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим требованиям и степени благоустройства применительно к условиям населенного пункта на территории <адрес>.

Аналогичные положения закреплены в ст. 57 ЖК РФ, в которой также указано, что жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта). Логинов И.В. зарегистрирован на территории <адрес> и состоит на учете в данном населенном пункте как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, что подтверждается копией паспорта, ответом администрации от ДД.ММ.ГГГГ и ее распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что истец правомерно требует предоставить ему жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма в черте <адрес>.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению. Поскольку возможность избрания конкретного района в городе, где должно быть предоставлено жилье, не предсмотрено законом, суд не может указать в решении на то, что жилое помещение Логинову И.В. должно быть предоставлено в районе «Ткацкой фабрики», как указано в иске.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Логинова ФИО1 к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию <адрес> предоставить вне очереди Логинову ФИО1 жилое помещение на условиях договора социального найма в размере не ниже установленных социальных норм в черте <адрес> за счет субвенций, выделенных бюджету городского округа «Город <адрес>» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Горно-Алтайский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                                              Н.В. Новикова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.