решение по иску о возложении обязанности приостановить погрузочные работы, обжаловалось, кассационным определением от 07.09.11 оставлено без изменения



Дело №2-1359/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2011 года                                                г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего                Имансакиповой А.О.

при секретаре                     Сороноковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кемеровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности приостановить деятельность по осуществлению погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии,

установил:

    Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о возложении обязанности приостановить деятельность по осуществлению погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии, указывая, что ответчик в связи с осуществлением основного вида деятельности производит на железнодорожном тупике (станция примыкания «<данные изъяты>» Западно – Сибирской железной дороги) выгрузку опасных грузов. Выгрузка опасных грузов осуществляется собственными силами без привлечения сторонних организаций. Лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам у ООО «<данные изъяты>» отсутствует, срок действия ранее выданной лицензии истек 28 мая 2008 года. Однако в нарушение требований федерального законодательства ООО «<данные изъяты>» осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии. Так, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «<данные изъяты>» поступило 8 цистерн с дизельным топливом, о чем свидетельствуют транспортные накладные. Указанное сырье используется для собственных технологических нужд – заправка автомобилей, тракторов. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работники ООО «<данные изъяты>» осуществляли выгрузку топлива. Согласно Положению 4.1 Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных Приказом МПС РФ от 25.11.1996 № ЦМ –407, МЧС РФ от 30.10.1996 № 13, топливо дизельное является опасным грузом. Пунктом 70 части 1 статьи 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности требуется лицензия. Лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь нанесение ущерба здоровью и жизни граждан. Осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии, без проведения предварительного контроля за безопасностью такой деятельности, создает угрозу причинения ущерба жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, полный персональный состав которых определить невозможно, т.е. неопределенного круга лиц. На основании ст. 1065 ГК РФ прокурором ставится вопрос о возложении обязанности приостановить деятельность по осуществлению погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии.

    В судебное заседание Кемеровский транспортный прокурор, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, согласно телефонограммы просил рассмотреть дело в отсутствие процессуального истца.

    Представитель ответчика по доверенности Шубарев А.С. иск прокурора не признал, указал, что предпринимаются меры для получения соответствующей лицензии.

    Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, оценив все представленные доказательства, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Согласно подп.70 п1. ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

В соответствии с п.1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии, в форме электронного документа, такой документ выдается лицензирующим органом в форме электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    В силу абз. 8 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасный груз - это груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях перевозки, выполнения маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранения может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде.

Согласно п.п. 3.2.1 и 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом" (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50) (ред. от 20.06.2002)) погрузка, выгрузка опасных грузов должны производиться в соответствии с требованиями Устава железных дорог, Правил перевозок грузов, другой нормативно - технической документации. Грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно - разгрузочную деятельность.

    Таким образом, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте возможна только при наличии соответствующей лицензии.

    Как следует из материалов дела, в марте 2011 года ООО «<данные изъяты>» являлось получателем опасных грузов – дизельного топлива в количестве 8 цистерн. Данное обстоятельство подтверждается транспортной железнодорожной накладной, письмом, направленным генеральным директором ООО «<данные изъяты>» Губайдуллиным Р.М. заместителю прокурора, а также информацией за подписью заместителя начальника станции «<данные изъяты>» по грузовой работе ФИО6

Из пояснений представителя ответчика следует, что поступающие опасные грузы ответчик выгружал силами своих работников и собственными средствами, после чего использовал топливо для заправки транспортных средств. Кроме того, из пояснений представителя ответчика следует, что возможно осуществление обществом погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в будущем.

Таким образом, осуществляя разгрузку опасных грузов из поступивших вагонов-цистерн на железнодорожных путях не общего пользования, общество осуществляло разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, на которую требуется соответствующая лицензия. Вместе с тем лицензия на указанный вид деятельности у ответчика отсутствует. Осуществление такой деятельности без наличия лицензии заведомо создает опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц, в том числе работников общества, а также экологическую опасность, так как опасные грузы, в случае возгорания или розлива оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

    На основании изложенного, исковое заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности приостановить деятельность по осуществлению погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время совершаются действия по оформлению доверенности, а также о том, что у общества имелась лицензия сроком действия до 28 мая 2008 года, не являются основаниями для отказа в удовлетворении иска, поскольку исходя из предмета спора правового значения не имеют.

Доводы представителя ответчика о том, что работники общества, осуществляющие выгрузку опасных грузов, прошли специальное обучение, не могут быть приняты во внимание, поскольку само по себе обстоятельство специального обучения работников не является основанием для ведения деятельности по осуществлению погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без соответствующей лицензии.

На основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Кемеровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности приостановить деятельность по осуществлению погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии удовлетворить.

Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» приостановить деятельность по осуществлению погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения соответствующей лицензии.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 200 рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Федеральный судья                А.О. Имансакипова

Мотивированное решение составлено 21 июня 2011 года.