Дело № 2-2211/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2011 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.И.
с участием помощника прокурора Калагиной Т.С.,
при секретаре Бобылевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Терехову <данные изъяты> о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Барнаульский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Терехову К.М. о возложении обязанности совершить определенные действия, указывая на то, что Терехов К.М. является собственником теплохода «<данные изъяты>», который эксплуатируется ответчиком с нарушением законодательства о внутреннем водном транспорте. Обосновав требования положениями ст.ст. 14, 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, Правилами технической эксплуатации речного транспорта, пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, Положениями о классификации судов внутреннего и смешанного плавания, ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит возложить обязанность на Терехова К.М. устранить недостатки: представить судно для прохождения классификационного и ежегодною освидетельствования; получить в органах Российского Речного Регистра на теплоход «<данные изъяты>» свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором; получить в Управлении Роспотребнадзора по Республике Алтай Судовое санитарное свидетельство на право плавания; подтвердить техническое состояние судна актом принятия судна в эксплуатацию специальной комиссией, созданной судовладельцем; представить на освидетельствование в специализированную организацию спасательные круги и жилеты; снабдить судно противопожарным оборудованием и снабжением, указанным в Свидетельстве о годности судна к плаванию; провести обучение команды судна мерам пожарной безопасности; оборудовать судно пожарным насосом: обеспечить судно следующими документами: свидетельство о правесобственности на судно, список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна, судовой журнал, машинный журнал, разрешение на судовую радиостанцию.
В судебном заседании помощник прокурора Калагина Т.С. требования поддержала, обосновав доводами искового заявления.
Ответчик Терехов К.М. извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явилась, ходатайствовал о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что при проведении проверки Барнаульской транспортной прокуратурой установлено, что собственник теплохода «Восток» при эксплуатации транспорта нарушает законодательства о внутреннем водном транспорте.
Согласно ч. 1, 2 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) на судовладельца возложена обязанность по обеспечению безопасной практики эксплуатации судов. Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.1.5. Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных приказом Минречфлота РСФСР от 03.01.1973 № 2 (далее Правила), вводимые в эксплуатацию суда должны находиться в исправном техническом состоянии, подтверждаемом документами освидетельствования представителями инспекций Регистра.
Исходя из и. 5.1 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса России от 01.11.2002 № 136, освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности Речного Peгистра, заключается в проверке соответствия судна правилам и включает в себя как минимум: проверку наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований, наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания, оформление и выдачу документов Речного Регистра.
В соответствии с п. 2.1.1 Правил Российского Речною Регистра приосуществлении классификационной деятельности Речной Регистр проводиттом числе очередное, классификационное ежегодное освидетельствование. После прохождения очередного освидетельствования судно должно быть представлено для прохождения классификационного освидетельствования (п. 2.4.1 Правил Российского Речного Регистра).
Кроме того, исходя из п. 2.5.1 Правил Российского Речного Регистра следует, что для подтверждения технического состояния судна в период между классификационными освидетельствованиями оно должно быть представлено к ежегодному освидетельствованию, которое включает в себя контрольную проверку технического состояния судна и имеет целью установить, что судно в достаточной степени отвечает условиям подтверждения класса.
Судом установлено, что в 2006 году теплоход «<данные изъяты>» освидетельствован органами Речного Регистра, по результатам которого выдан акт очередного освидетельствования судна. В нарушение вышеназванных норм закона теплоход «<данные изъяты>» к прохождению классификационного освидетельствование не предъявлялся, и не проходил обязательного ежегодного освидетельствования.
Статьей 14 КВВТ РФ, п. 4.1.5. Правил предусмотрено, что на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы: 1) свидетельство о праве собственности на судно; 2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации; 3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством; 4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна; 5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); 6) судовое санитарное свидетельство; 7) единая книга осмотра судна; 8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; 9) разрешение на судовую радиостанцию;10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.
Исходя из п.п. «a» п. 4.1.5 Правил вводимые в эксплуатацию суда должны находиться в исправном техническом состоянии, подтверждаемом документами освидетельствования представителями инспекций Регистра, а также актами приемки судна в эксплуатацию специальными комиссиями, назначенными начальниками пароходов (бассейновых, управлений пути, каналов или ремонтно-эксплуатационных баз, заводов) с участием представителей службы судового хозяйства пароходства (механико-судовой службы бассейнового управления пути, канала). Согласно п. 5.7 Правил Российского Речного Регистра на судне должен храниться акт о проверке судовладельцем перед началом навигации пригодности судна к эксплуатации.
В подтверждение вышеуказанных норм один раз в год после зимнего отстоя и ремонта на судах необходимо проводит плановый санитарный контроль, по результатам которого на судно выдается или продлевается Судовое санитарное свидетельство на право плавания, которое должны находился на судне, осуществляющем судоходство по внутреннем водным путям (п. 4.3.1.1 Санитарных правил и норм 2.5.2-703-98, ст. 34 КВВТ РФ, п. 24 Правил плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденным приказом Минтранса России от 14.10.2002 г. № 129).
В судебном заседании установлено, что эксплуатация теплохода «<данные изъяты>» осуществляется без необходимой документации для безопасности судоходства, а именно: акта приемки судна в эксплуатацию специальной комиссией; действующего свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором; судового санитарного свидетельства; свидетельства о праве собственности на судно; списка членов экипажа судна (судовая роль), составляемая капитаном судна; судового и машинного журналов; разрешения на судовую радиостанцию.
Согласно п. 4.4.1.4. Правил, спасательные средства, выдаваемые на суда, должны быть проверены ОТК завода-строителя или завода, производившего капитальный или восстановительный ремонт, снабжены свидетельством об испытаниях: на каждом спасательном приборе должен быть штамп ОТК завода.
Вместе с тем вышеуказанные нормы законодательства ответчиком нарушены, спасательные круги и жилеты, находящиеся на судне, не имеют сертификатов о прохождении обязательного освидетельствования. Кроме того судно не оборудовано спасательным плотом, предусмотренным п. 8.2.1 Правил Российского Речного Регистра.
Согласно п. 4, 11 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации oт 24.12.2002 г. № 158, теплоход «Восток» не снабжен противопожарным оборудованием, команда судна не прошла обучения мерам пожарной безопасности по установленным программам.
В нарушение требований п. 45 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации на судне «<данные изъяты>» отсутствует пожарный насос, тем самым система водяного пожаротушения не содержится постоянной готовности к немедленному действию.
В соответствии с требованиями действующего законодательства, судовладелец Терехов К.М. не выполняет обязанность по обеспечению безопасности судоходства, создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся на теплоходе «Восток», другим судам, осуществляющим судоходство в акватории Телецкого озера.
Таким образом, требования Барнаульского транспортного прокурора г. Горно-Алтайска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Терехову К.М. о возложении обязанности совершить определенные действия, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Барнаульского транспортного прокурора удовлетворить.
Возложить обязанность на Терехова <данные изъяты> устранить следующие нарушения закона:
Представить судно для прохождения классификационного и ежегодного освидетельствования;
Получить в органах Российского Речного Регистра на теплоход «<данные изъяты>» свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором;
Получить в управление Роспотребнадзора по Республике Алтай судовое санитарное свидетельство на право плавания;
Подтвердить техническое состояние судна актом принятия судна в эксплуатацию специальной комиссией, созданной судовладельцем;
Представить на освидетельствование в специализированную организацию спасательные круги и жилеты;
Снабдить судно противопожарным оборудованием и снабжением, указанным в свидетельстве о годности судна к плаванию;
Провести обучение команды судна мерам пожарной безопасности;
Оборудовать судно пожарным насосом;
Обеспечить судно следующими документами: свидетельство о правесобственности на судно, список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна, судовой журнал, машинный журнал, разрешение на судовую радиостанцию.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.И. Полякова
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2011 года